Особенности и порядок увольнения
Особенности увольнения за аморальное поведение
Пожалуй, главная особенность законодательной нормы, предусматривающей увольнение за аморальное поведение, заключается в отсутствии четкой привязки такого проступка к месту и времени его совершения. Это может быть на работе и в быту. Часто увольняют за аморальные проступки, совершенные в прошлом, если они изначально были скрыты от администрации и открылись спустя некоторое время.
Чтобы применить норму увольнения за аморальный проступок, работодатель должен собрать доказательную базу, подтверждающую, что такой проступок действительно имел место. В перечень доказательных документов входят:
- заявления от родителей, докладные записки от коллег по работе, объяснительные записки от свидетелей происшествий;
- протоколы и постановления об административной ответственности, письма из правоохранительных и превентивных органов;
- копии решений либо же постановлений суда.
Помните, руководствоваться при увольнении сотрудников домыслами, слухами, непроверенной информацией из глобальной сети (сегодня с легкостью можно смонтировать практически любую фотографию или видеоролик) не стоит. При дальнейших разбирательствах в суде работник будет восстановлен в должности, а вот репутация администрации может серьезно пострадать.
Если же такой проступок зафиксирован в рабочее время, работодатель обязан всесторонне разобраться, что произошло на самом деле, и как это все влияет на возможность сотрудника выполнять свои педагогические функции. Нужно учитывать, увольнение с работы, это крайняя мера, применение которой возможно только если будет доказано, что совершенное действие несовместимо с дальнейшей работой гражданина, либо происходило систематически раньше, за что к сотруднику уже применялись меры дисциплинарного воздействия.
Практика
Принципы Ямы и Ниямы создают общее представление о философии Йоги и мироздания. Практикующие йогины формируют на их основе особое состояние разума, которое на полную задействует внутренний потенциал и энергию человека. После познания правил потенциал личности получает большие возможности для того, чтобы проявить себя в наиболее подходящей сфере деятельности.
Долгое и последовательное следование принципам позволит направить больше внутренней энергии на развитие самого себя и окружающего мира. Быстро запомнить и понять правила Ямы и Ниямы невозможно, об этом не стоит переживать.
Информацию о них необходимо регулярно переосмыслять для достижения более полного осознания. Для этого читают тексты, просматривают видео, проводят внутренний анализ изученных аспектов в памяти. Особенно тех, на которых сложнее сконцентрироваться. Через постепенное обучение и самосовершенствование вырабатывается ощущение комфортности и приятности на пути следования и применения принципов в социуме.
Яма
Яма включает пять основных принципов (согласно Йога-сутре Патанджали).
Ахимса
Принцип определяет поведение и образ действий, которые направлены на снижение агрессии и зла в мире. Несмотря на несправедливость вокруг, внутреннюю гармонию можно сохранять даже в самых трудных ситуациях. Ахимса действует против зла как такового, а не против совершающих дурные поступки.
Наказание за злобные проявления не помогает в обретении гармоничного состояния. Нахождение причины внутри себя, старание не причинять вреда мыслями, словами и действиями, наоборот, гармонизирует личность и окружающий человека мир.
Сатья
Принцип культивирует благожелательную правдивость и честность, ответственность (выполнение обещаний, обязательств). Смысловая нагрузка слова Сатья – истинность во всем (мыслях, речи, делах). Это воздержание от неправдивости, правда не может быть естественной, если есть потребность в ее искажении.
Однако Сатья и понятие Истина не идентичны. Принцип йоги имеет обязательное требование – соответствовать правилу Ахимсы (ненасилие). Правда, как таковая, не должна причинять ущерб окружающему миру. Кстати, практиковать этот принцип можно в асане Джану Ширшасана .
Астея или астейя
Принцип основан на эстетических правилах о не присвоении чужого, к трансформации таких стремлений. Нарушением Астеи считаются как присвоение чужого имущества (средств и вещей), так и интеллектуальной собственности (изобретения, авторские права), а также званий и заслуг.
Брахмачарья
Принцип направляет на постоянство контроля над разумом, при этом без огрубления ума материальным мышлением. Это медитация, которую делают в течение дня, для того чтобы научиться восприятию материальных объектов, как только части мироздания.
Брахмачарья практикуется йогами для постоянства нахождения в состоянии возвышенности, при этом, не концентрируя внимание на внешних проявлениях личности. Принцип имеет еще одну трактовку – воздержание, запрет на половые отношения.
Эта практика Ямы, по сути, путь к обретению мудрости
Она сохраняет жизненные силы и энергию, повышает интеллектуальные способности.
Апариграха
Принцип служит для трансформации стремления к материальному накоплению в довольство имеющимся имуществом. Апариграха основана на процессе органичной деятельности, практикует отказ от чрезмерности и зависимости от имеющихся ценностей. Не только материальных, но и нематериальных (почет, признание, награды). Действительно, такие привязанности могут вызывать страдания и потребность к постоянному накоплению.
Это отражается на духовном росте личности, так как успех и блага носят временный характер и сами по себе не приносят пользы. Минимализм, отсутствие излишеств, чрезмерности являются основными правилами Апариграхи.
История термина «мораль»
Термин «мораль» берет начало от латинского слова «mores» – традиция, обычай, нрав. Древние римляне переводили слово как «соответствие добрым традициям». В XVIII столетии подобное слово использовалось во французском языке и обозначало «равный закону, законный». Таким образом, этимология слов мораль и нравственность синонимична.
Точно не установлено, когда нравственные законы прочно вошли в человеческое общество. В литературе уже в одной из притч царя Соломона описана четкая система применения норм морали. При жизни Гомера социуму были хорошо известны совесть, добродетель, честь, законность. Конфуций призывал современников быть человеколюбивыми, милосердными, добропорядочными. Цицерон считал неразделимыми простые понятия права и нравственности, вывел в обиход определение «мораль». Пифагором, Сократом, Платоном и Кантом также поднимались вопросы морали и нравственности в современном им обществе, приводились примеры высоконравственного поведения по меркам того времени.
На протяжении веков многие ученые и философы занимались вопросами норм морали, высказывали свои соображения на данную тематику, формулировали новые понятия моральных норм. Кроме того, обществознание свидетельствует, что в разное время и отдельных социальных группах моральные правила и нормы были отличными.
Теория освобождения и карма
Карма в йоге — это определение судьбы, которая у каждого из нас слагается из целого ряда действий, произведенных или не произведенных в прошлом и влияющих на положение человека в настоящем и будущем. В переводе с санскрита это слово и означает «действие». Но поскольку в данном случае оно влияет как раз на судьбу, то в расширенном смысле карму правильней так и воспринимать.
Мысли, поступки, даже выраженные просто в словах, способны сотворить хорошую или плохую судьбу. Для йоги имеет значение только плохая карма, ибо она в основном препятствует достижению Самадхи и заставляет человека расплачиваться за свое негативное прошлое страданиями в настоящем. От нее нужно освободить человека, чтобы снова, как и при рождении, дать ему возможность стать счастливым.
Но где в человеческом организме находятся те центры, на которые должна воздействовать йога? Сутры Патанджали указывают на семь точек, расположенных вдоль человеческого тела, — чакры. Именно в них, по мнению автора «Йога-сутры», сосредоточено все зло и добро судьбы человека. Целенаправленно воздействуя на определенные точки, йога освобождает каждую из чакр от накопленного в ней негатива и способствует обновлению организма.
Этот процесс во многом схож с обычным обменом веществ, присущим человеческой физиологии. Особенность освобождения в йоге лишь в том, что она оперирует категорией не только материи (Пракрити), но и духа (Пуруши). Задача йоги заключается в освобождении Пуруши от Пракрити, которое в чакрах сковывает его свободу.
История столбов
Одно из величайших предположений об истории ислама состоит в том, что Пять столпов уже были установлены и действовали во время смерти Пророка в 632 году н. Э. Однако большинство изменений в этих исламских ритуалах произошло из-за небольших различий между группами мусульманского меньшинства. Основные верования в Столпы уже существовали, приняв форму жизни и верований Пророка Мухаммеда. Пять столпов упоминаются в Коране, а некоторые даже конкретно указаны в Коране, например, хадж в Мекку. Тем не менее, различие в практике этих традиций принято в Исламе пяти столпов, но это не означает, что все они существовали со времен жизни Мухаммеда. Свидетельства различий показывают, что столбы не всегда соответствовали тому, чем они являются сегодня, поэтому Столбам потребовалось много лет, чтобы прийти к их нынешней классической форме.
Отсутствие моральных принципов
Иногда людям приписывают отсутствие понятия о принятых нормах морали. Такое впечатление может сложиться, если человек не знаком с нравственными законами данной социальной группы, именно по этой причине нарушает местные табу, а не делает это злонамеренно.
Абсолютное отсутствие моральных принципов невозможно – даже у самых примитивных людей имеется понятие о том, что можно и что нельзя делать. Эти понятия могут кардинально отличаться от общепринятых в данном обществе, тогда об индивиде говорят, как о человеке безморальном или аморальном. Кроме того, если индивид перестает развивать свою личность, ставить перед собой цели и ориентиры, то он начинает деградировать. Вместе с ним начинается регресс сформированных моральных норм и правил. Соответственно, человек чувствует себя неполноценной личностью и даже подвергается различным заболеваниям.
Интересно. Ученые из калифорнийского университета доказали, что действия в соответствии с принятыми нормами морали повышают стрессоустойчивость людей, укрепляют их физическое состояние.
Таким образом, моральные принципы – это то, что формируется годами, актуально для конкретного общества и для каждого человека индивидуально, без них невозможно существование социума.
Тантризм
Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.
Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.
По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.
Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.
Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу — вот почему она начала стремительно распространяться.
Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.
Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:
- более сложные пранаямы, п
- одробные практики визуализации и
- ауку мантры, а также
- множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
- ритуальное расположение кистей рук (мудры),
- активацию энергетических центров (чакр) в теле.
Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.
Про Кундалини-йогу
Самые популярные тексты по Хатха- йоге: Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.
По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь.
Понятие морали
Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.
Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.
Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.
Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.
Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.
Почему не всем доступны эти опции
Просто потому, что некоторым они не нужны. В заголовке написано «настоящая йога», когда речь идет о занятии йогой на всех уровнях — физическом, эмоциональном, ментальном и духовном. Но на самом деле, если человек встал на коврик — это и есть его личная настоящая йога. Та, которая нужна конкретно ему конкретно сегодня. Может быть, он никогда не вырастет дальше и будет выполнять две асаны. Значит, его телу и его душе (и всему, что еще есть в этом человеке) нужно ровно это.
В этом и заключается суть йоги. Понимать, чуять телом и умом — сколько и когда нужно: движения или сидения в одной асане. Дыхания или его задержки. Силы или ее экономии. Это и есть главная перемена сознания. Наверное, где-то тут и происходит встреча со своим собственным «Я»: вечно молодым и мудрым, бесконечным и ранимым. Живым и настоящим.
Роль духовности в современном обществе
Истинная православная положительная духовность – это путь и условие для спасения. Она делает жизнь окружающих её носителей людей приятной, если эти люди разделяют православные или так называемые общечеловеческие ценности. Любителем последних православная духовность в некоторых моментах может быть неприятной ввиду их расположения ко греху.
Духовность прямо определяет государственную модель и ее реальную реализацию в социальных отношениях всех видов и уровней. И, конечно, вечные ценности.
Духовные ценности:
- смысл, цель жизни человека – единение с Богом;
- нравственные заповеди, основанные на любви к человеку – образу Божию;
- представление о человеке – со-творце Бога; именно так появились великие произведения живописи, архитектуры; а к XVIII в. – возникла наука
Алексей Мартышкин
Что такое духовные ценности?
Духовные ценности – это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. Они устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. В отличие от материальных ценностей, они не имеют конкретной стоимости. Однако их значение для личности может быть несоизмеримо выше.
Система духовных ценностей индивидуальна для каждого человека и является важнейшей составляющей его личности.
В XX веке появилась более широкая трактовка, согласно которой духовные ценности можно определить как две большие группы ценностей:
- нематериальные культурные ценности (народное творчество, музыка, литература, поэзия, знания, научные достижения и прочее);
- этические, эстетические, моральные, нравственные, религиозные и прочие «общечеловеческие» ценности (добро, любовь, дружба, патриотизм, храбрость, верность, честность и прочее).
В современном русском языке в термин «духовные ценности» нередко вкладывается именно такой широкий смысл. Но поскольку эта трактовка объединяет две никак не связанные категории, мы будем рассматривать духовные ценности в более узком понимании – как систему стремлений, идеалов и убеждений, придающих смысл существованию человека.
Классификация духовных ценностей
В зависимости от того, на чём основана их значимость, все духовные ценности можно разделить на три группы:
- Экзистенциальные. Говорят, самыми счастливыми являются те люди, которые знают цель своей жизни и могут сформулировать её в одном предложении. Экзистенциальные духовные ценности связаны с пониманием смысла своей жизни, призвания, глобальных задач и целей.
- Нравственные. Это ценности, связанные с поведением людей и их взаимоотношениями. Они отражают уровень зрелости личности, её нравственного совершенства. Добро, честь, честность, патриотизм, верность – всё это относится к нравственным духовным ценностям.
- Эстетические. Это ценности, связанные с пониманием красоты в самых разных её формах и проявлениях. Если они развиты, индивид способен чувствовать красоту возвышенного искусства как во время творческого процесса, так и при воспроизведении или потреблении. Это даёт ему ощущение душевного комфорта и гармонии.
В чем проявляется духовность личности
Прежде всего, в следовании православным духовным предписаниям ради спасения или, что лучше, просто ради Бога по сыновней любви к Нему и в явлении плодов осуществления этого — плодов Духа, любви. Всё это прямо отражается на мировоззрении и поведении человека.
Отрицательная духовность проявляется аналогично, когда вместо следования православным нормам личность вступает в связь с демоническим миром и исполняет его злую волю.
«Сатана и архангел Михаил взвешивают души умерших» икона
Примеры развития духовности
Яркими примерами развития духовности выступают святые:
- Преподобная Мария Египетская: явила плоды аскетического покаяния чудотворением в виде хождения по водам Иордана, житием великой строгости в пустыне и получением могилы от лап льва;
- Преподобный Исаак Сирин: великий подвижник сподобился уровня созерцательной жизни;
- Преподобный Симеон Столпник: однажды прельстившись бесами, провел жизнь в аскезе на столпе, загноившейся раной на ноге кормил червей, явил плоды Святого Духа
- Блаженная Ксения Петербургская: стяжала Святого Духа через подвиг юродства;
- Блаженная Матрона Московская: вела кроткую христианскую жизнь, перенося патологии здоровья; стяжала и явила плоды Святого Духа
Блаженная Матрона. Фотография 1952 года.
Сущность понятия в разных областях
Первоначально духовность соотносилась только с религиозно-философским понятием. С научной точки зрения — значительно позже. Ученые этот феномен определяли как изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке, показатель развития творческой личности.
В религии
Нет общего понятия духовности для всех религий. Этот термин может ограничиваться философскими и психологическими трактовками. Если смотреть извне религиозных систем, то смысл понятия будет разниться в зависимости от мировоззрения анализирующего. Аналогичное будет и при формулировке определения духовности членами этих религиозных систем на неофициальном уровне. Автор статьи считает, что в религиозном понимании — это связь с теми духовными существами, которым поклоняются последователи учения.
Оценочное отношение религиозных систем к духовности может в корне отличаться: то, что с православной (истинной) точки зрения считается отрицательным опытом, в других учениях признается положительным. Например, язычники, думая, что поклоняются богам, осуществляют поклонение бесам, ибо боги народов являются бесами, как пишет Псалмопевец.
Что значит в православии
В Православии к категории духовности относится всё непосредственно связанное с Богом, Ангелами, бесами и дьяволом. Это само общение ними; продукты культуры, и различного рода практики, которые изменяют состояние духа человека и влияют на сродство с вышеперечисленными. К этим практикам относятся в том числе производство и потребление продуктов культуры.
В основе православной духовности лежит борьба со страстями, стяжание добродетелей, общение с Богом в молитве и Таинствах. Это называется духовной жизнью.
Но православный христианин может получить и отрицательный опыт, приобщиться к злой духовности — вступив в связь с падшими духами, если будет неправильно практиковать. Занятие злой духовностью — бесообщением и бесослужением — не только нечаянно, когда имеет место прелесть, или добровольно — строго запрещено канонами Православной Церкви.
Испытание души после смерти
Степени духовности человека:
- высокая/низкая — по уровню причастности к Духу Божию и исполненности Им;
- истинная/ложная духовность или Божественная и бесовская;
- бездуховность
Данное понимание непосредственно связано с духовностью как категорией.
Другое значение сего слова, не связанное напрямую с содержанием этой статьи — свойство, противоположное материальности: с православной точки зрения только Бог обладает абсолютной духовностью, ибо Он есть абсолютный Дух.
Икона Святой Троицы Новозаветная. Лица Святой Троицы именуются: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждое Божественное Лицо является Истинным Богом, обладает всей полнотой Божественного Естества или Природы
В философии
В материалистической философии духовность понимается как расположенность людей к культуре, реализация и совершенствование творческих способностей, может включать в себя всё связанное с интеллектом. При этом понятия духа и души имеют дефиниции социального и индивидуального сознания, и духовность означает замену в человеке личных ценностей наиболее важными социальными, и следование этим новым ценностям.
В психологии
Здесь понимается направленность к высшим человеческим ценностям, которые образует основу личной мотивации. Чтобы достичь духовности, необходимо личностное дорастание до неё: переключение с эгоцентричного и обыденного на общечеловеческое и трансцендентное. Духовный человек с этой точки зрения присоединяется к энергиям созидания, находящимся над индивидуальностью общностей или высших сверхъестественных сил.
С точки зрения материалистической психологии духовность есть идеальная потребность познавать. Иногда с этой позиции под ней подразумевается потребность жить и действовать не для себя. Обычно сию потребность материалистическая психология относит к категории душевности.
Три состояния человека
- духовного настроя или каких-то неопределимых и неформулируемых метафизических свойств личности: несовместимость людей на этой почве, вызывающая затруднение общения, это отмечали схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский и игуменья Арсения (Себрякова);
- эмоциональность и распространённость настроения: когда говорят о духе веселья, печали и т.д.;
- метафизического устроения в мировоззренческом смысле: когда имеют в виду дух времени и т.п.;
- состояние погоды: ветреность, дух в значении ветра;
- обладание запахом: дух в значении запаха
История термина «мораль».
Точно неизвестно, когда именно нравственность вошла в общественное сознание, но самые древние источники, дошедшие до нас – притчи царя Соломона (ок. 960 год до н. э.). Читая его высказывания, поражаешься примерам применения норм морали. Позже, во времена Гомера эллины оперировали понятиями совести, добродетели, чести, законности.
Одним из известных философов-исследователей нравственности считается Конфуций. Хотя он заверял, что не является автором нового учения, а только передает ученикам мудрость древних мудрецов. Конфуций считал необходимым жить согласно основным принципам нравственности: человеколюбию, милосердию, добропорядочности.
На протяжении веков несомненным авторитетом пользовались книги с размышлением о морали, этики и права, написанные Цицероном. Конечно, идеи нравственности в римском обществе оказались не новы, но в цицероновской обработке были в большом почете. Главная мысль его трудов: право и нравственность – неотделимые понятия, которые спасают человечество от саморазрушения. Он же и ввел в обиход определение морали, которое сегодня цитируют большинство источников. Размышления о моральности и нравственности дополнили математик Пифагор, философы Сократ, Платон, Кант.
Традиционная мораль основана на вере. В этическом смысле Бог и есть мораль, то есть идея Бога – непреходящая ценность бытия, не зависящая от времени. О принципах, на которых должно строиться здоровое общество, говорили Иисус, Моисей, Будда, Мухаммед. Заповеди «не укради», «не убий», актуальны и в XXI веке. Мораль и религия определяют духовную жизнь каждого человека и общества в целом. Эти понятия неотделимы друг от друга, ведь они ставят перед собой одинаковые цели: помочь нам побороть собственную лень, эгоизм, презрение, зависть.
Определение моральных принципов
Моральные принципы — это набор нравственных правил, которые действуют для отдельного человека, группы лиц или общества в целом. Чаще всего усваиваются с детства. |
Другими словами, моральные принципы — это такие требования, которым нужно строго следовать во всех жизненных ситуациях.
На формирование моральных принципов сильно влияет воспитание, отношения в семье, религия, окружение, культура. То, что какое-то время назад казалось неприемлемым и предосудительным, может стать нормой и не вызывать порицания. И наоборот: некоторые вещи, которые считались обычными, могут стать абсолютно недопустимыми.
Именно моральные принципы позволяют человеку выбрать верный жизненный путь и влияют на принятие решений в соответствии с его совестью на всем жизненном пути, дают ему общее направление деятельности.
Любой человек проходит несколько стадий нравственного развития на различных этапах своей жизни, и его собственные моральные принципы могут меняться под влиянием внешних факторов.
Моральные принципы — это то, что формируется и может изменяться в течение всей жизни, актуально для конкретно взятого общества и для каждого человека отдельно, без этих принципов невозможно существование гармоничного общества.
Истина как начало духовного развития
Третье требование к осознанному поведению воздержание от фальшивой речи. Аштанга призывает пользоваться только такой речью, которую он называет правильной или должной. «Не лги, говори только то, что соответствует правде и в чём есть польза, говори мудро, ответственно и к месту». Требование должной речи заставляет задуматься. Оно призывает нас к осознанию того, каким образом мы пользуемся энергией наших слов. А ведь мы тратим, такую внушительную часть жизни на процесс говорения, разбирательства в малоценных частностях, на споры, сплетни, изложение планов.
Причём львиная доля этой болтовни протекает на уровне почти бессознательном. А между тем речь можно сделать одним из стимулов состояния духовной практики. Мы можем во время своих слов полностью осознавать свои текущие действия, мотивы этих действий и этих слов, а также то, что мы при этом чувствуем. В этом же состоянии полного бдения мы можем находиться, слушая других. Принципы духовной практики, которым мы можем и должны подчинить свою речь, таковы: правдивость, доброта, полезность. Но только практикуя состояние полного бдения мысли, мы можем прийти к пониманию и обнаружению в себе могущества слова.
Слово обладает великой силой. Оно может разрушать и просвещать, быть праздной сплетней или делительным сочувствием. От нас ожидается, что мы проявим тонкое чувство ситуации, находясь в тонусе всевидящего ума, и что речь наша будет идти от сердца. Если мы говорим только то, что истинно и полезно, люди тянутся к нам. Состояние осознанности и чистая совесть делают наш ум спокойным и открытым, а сердце наполняют счастьем и миром.