Сущность понятия в разных областях
Первоначально духовность соотносилась только с религиозно-философским понятием. С научной точки зрения — значительно позже. Ученые этот феномен определяли как изначальное свойство материи, наиболее ярко воплощенное в человеке, показатель развития творческой личности.
В религии
Нет общего понятия духовности для всех религий. Этот термин может ограничиваться философскими и психологическими трактовками. Если смотреть извне религиозных систем, то смысл понятия будет разниться в зависимости от мировоззрения анализирующего. Аналогичное будет и при формулировке определения духовности членами этих религиозных систем на неофициальном уровне. Автор статьи считает, что в религиозном понимании — это связь с теми духовными существами, которым поклоняются последователи учения.
Оценочное отношение религиозных систем к духовности может в корне отличаться: то, что с православной (истинной) точки зрения считается отрицательным опытом, в других учениях признается положительным. Например, язычники, думая, что поклоняются богам, осуществляют поклонение бесам, ибо боги народов являются бесами, как пишет Псалмопевец.
Что значит в православии
В Православии к категории духовности относится всё непосредственно связанное с Богом, Ангелами, бесами и дьяволом. Это само общение ними; продукты культуры, и различного рода практики, которые изменяют состояние духа человека и влияют на сродство с вышеперечисленными. К этим практикам относятся в том числе производство и потребление продуктов культуры.
В основе православной духовности лежит борьба со страстями, стяжание добродетелей, общение с Богом в молитве и Таинствах. Это называется духовной жизнью.
Но православный христианин может получить и отрицательный опыт, приобщиться к злой духовности — вступив в связь с падшими духами, если будет неправильно практиковать. Занятие злой духовностью — бесообщением и бесослужением — не только нечаянно, когда имеет место прелесть, или добровольно — строго запрещено канонами Православной Церкви.
Испытание души после смерти
Степени духовности человека:
- высокая/низкая — по уровню причастности к Духу Божию и исполненности Им;
- истинная/ложная духовность или Божественная и бесовская;
- бездуховность
Данное понимание непосредственно связано с духовностью как категорией.
Другое значение сего слова, не связанное напрямую с содержанием этой статьи — свойство, противоположное материальности: с православной точки зрения только Бог обладает абсолютной духовностью, ибо Он есть абсолютный Дух.
Икона Святой Троицы Новозаветная. Лица Святой Троицы именуются: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Каждое Божественное Лицо является Истинным Богом, обладает всей полнотой Божественного Естества или Природы
В философии
В материалистической философии духовность понимается как расположенность людей к культуре, реализация и совершенствование творческих способностей, может включать в себя всё связанное с интеллектом. При этом понятия духа и души имеют дефиниции социального и индивидуального сознания, и духовность означает замену в человеке личных ценностей наиболее важными социальными, и следование этим новым ценностям.
В психологии
Здесь понимается направленность к высшим человеческим ценностям, которые образует основу личной мотивации. Чтобы достичь духовности, необходимо личностное дорастание до неё: переключение с эгоцентричного и обыденного на общечеловеческое и трансцендентное. Духовный человек с этой точки зрения присоединяется к энергиям созидания, находящимся над индивидуальностью общностей или высших сверхъестественных сил.
С точки зрения материалистической психологии духовность есть идеальная потребность познавать. Иногда с этой позиции под ней подразумевается потребность жить и действовать не для себя. Обычно сию потребность материалистическая психология относит к категории душевности.
Три состояния человека
- духовного настроя или каких-то неопределимых и неформулируемых метафизических свойств личности: несовместимость людей на этой почве, вызывающая затруднение общения, это отмечали схиигумен Иоанн (Алексеев) Валаамский и игуменья Арсения (Себрякова);
- эмоциональность и распространённость настроения: когда говорят о духе веселья, печали и т.д.;
- метафизического устроения в мировоззренческом смысле: когда имеют в виду дух времени и т.п.;
- состояние погоды: ветреность, дух в значении ветра;
- обладание запахом: дух в значении запаха
Практика бхакти-йоги
Традиционно у любого вида йоги есть несколько стадий обучения. Бхакти подразделяется на 2 основных этапа: приучение к медитативным практикам и осознание духовного багажа. В йоге важен баланс. Для бхакти не приоритетно использование сложных асан – ученик выбирает то положение, которое для него комфортно в процессе медитативных процедур. На первой стадии необходимо привыкнуть к особому ритму тела, найти баланс, научиться слушать себя
Рекомендуется уделять больше внимание дыхательным практикам
Конечная цель – переход в состояние глубокой медитации. Достигается это через индивидуальные представления о Боге и обо всем вокруг, что помогает полной мере осознать тленность собственного тела и бессмертие души
Важно полное принятие этих аспектов, в противном случае отрешиться от всего мирского будет труднее
После того как медитации станут регулярными, человек начнет осмысливать выполняемые действия и постигать их глубокую самоцель. На этом этапе открывается энергия бхакти, которую необходимо учиться направлять с помощью долгих сеансов йоги и исполнения мантр.
Зачем все это?
Я понимаю, что тема, которую я здесь затронул, достаточно глубока и сложна, требует обширных познаний и глубокого анализа на уровне целой серьезной исследовательской работы, на которую, конечно же, данная статья никак не может претендовать. Я вижу, что эта статья не дает какого-то конечного ответа на вопросы, цельной идеи и способа ее реализации. Скорее это способ выразить мои взгляды на религию вот в такой форме.
Я признаю, что я могу лишь «заигрывать» с темой, но цель этой статьи была не создать какую-то концепцию и протолкнуть ее в массы, а заставить людей, которые ее прочитают, думать немножко по-другому, всколыхнуть мышление и фантазию, разбить конформистские установки и заставить взглянуть на некоторые вещи с иного ракурса. Если вы останетесь при своем прежнем мнении — отлично. Моя задача будет выполненной, если данная статья заставит вас хоть немножко задуматься.
Эффективная религия — это путь к тому, чтобы перестать воспринимать религиозные течения (особенно в той форме, которой они до нас дошли) бездумно, вне рамок всякого критического осмысления, как делают глубоко религиозные люди. Но в то же время не критиковать религию, как одно большое заблуждение вообще, как делают атеисты. Я пытаюсь взглянуть на отдельные аспекты религиозности, признав тот факт, что ритуалы, религиозные верования и традиции могут нести пользу, только разную.
Это способ заставить людей задуматься о своей религиозности, а влиянии своих религиозных взглядов на жизнь. О том, что религии создавались людьми и могут быть несовершенны. И результатом этого может быть не только смена религии или отказ от оной. Итогом осознанного отношения к религии может быть также углубление и обретение большей уверенности в своей традиционной вере!
«Чем является для меня моя вера? Стала ли она для меня источником поддержки, способом духовного развития, или же она превратились лишь в формальный ритуал, поддерживаемый мной из страха? Какие изменения мне следует провести в религиозной сфере, чтобы моя религия стала для меня более эффективной?
Предлагает ли она мне доступные способы саморазвития? Является ли она для меня непротиворечивой, или мне приходится идти на конфликт со здравым смыслом, чтобы поддерживать все эти взгляды? Исповедую ли я ее по велению сердца или только потому, что все вокруг ее исповедуют?»
Несмотря на то, что каждый человек, как и я, может считать в общем и целом одни религии эффективнее других, каждая отдельная религия, может быть как более, так и менее эффективной, в зависимости от того, как вы ее используете.
«Взрывать неверных» и достигать неповторимого единения с Богом, рождая в себе любовь и сострадание в коллективной суфийской медитации – это разные по своей эффективности индивидуальные акты осмысления одного и того же религиозного материала.
«Эффективная религия» – это попытка показать, что все религиозные споры о том, «какая религия истинная» не могут привести к правде и примирению участников конфликтов.
Мы не можем знать, что из религий правда, а что ложь: каждый будет настаивать на своей традиции. Куда как большее значение имеет то, носят ли носители какой-то религии в себе ее добродетели. Если буддисты или индуисты в среднем менее агрессивные, более терпимые и сострадательные, чем христиане (или наоборот), то это куда больше говорит в пользу буддизма (или христианства), чем все богословские споры!
Если какой-то священник, приходя домой, бьет свою жену и жестоко наказывает детей, то чего стоят все его знание священных текстов?
Мы должны обратить внимание на это, на то, что поддается нашему наблюдению!
Эффективная религия значит, что мы перестаем принимать собственное религиозное воспитание, как данность.
Если бы мы посвящали чуть-чуть больше времени изучению чужой религиозной культуры, чужих духовных традиций, мы бы обнаружили больше родства, чем различий между нами. Было бы куда меньше причин для ненависти.
И, конечно же, данная статья была моей попыткой пофантазировать как может выглядеть религия будущего, так что можете смотреть на нее как на художественное, утопическое произведение и не воспринимать ее слишком серьезно.
Йога в православии
Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.
Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.
Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.
Основа для духовной жизни человека
Для православного человека в основе лежат Божественные заповеди, канонических правила и авторитетное мнение святых отцов. Наиболее авторитетны те правила, которые не имеют разногласия среди святых отцов Церкви. Такое явление называется Consensus Patrum или по-русски — Согласием Отцов.
Но самое главное без чего невозможна духовная жизнь — это покаяние — источник, душа и цель молитвы. Иначе — духовная прелесть.
Законный путь вхождения в духовный мир — важнейший критерий правильной духовной жизни — это вИдение своей греховности, приобретение неложного, но истинного смирения. В Евангелии это состояние именуется нищетой духовной. Только на таком фундаменте можно получить истинное знание, если хотите: откровение. Господь его даёт не для удовлетворения любопытства, а для спасения… Но!… Христиан, способных прозреть душевными очами мир духов, даже в расцвет иночества было крайне мало. Ещё Макарий Великий, живший в IV веке, сетовал на это.
Что такое прелесть
По субъективным ощущениям духовную прелесть распознать очень сложно, поэтому опытные священники советуют вообще избегать любых «особых состояний».
По слову свт. Игнатия (Брянчанинова) достаточно довольстоваться «погружением ума в слова молитвы». А во всех сомнительных обстоятельствах прибегать к помощи духовника.
Впадение в прелесть можно распознать по следующим признакам:
- высокое самомнение;
- мечтательность;
- искание и переживание сладостных состояний, видений, прозрений
Всё это результат неправильных духовных опытов, молитвы без покаянного чувства.
Как человеку развить духовность
Придерживаться православных норм, которые содержатся в Заповедях, наработках аскетической науки, изложенных святыми отцами, а также канонических правилах. Под ними подразумеваются покаяние в виде борьбы со страстями и стяжании добродетелей, молитва, участие в жизненно важных Таинствах — Крещении, Причастии и Исповеди.
Признаки правильного духовного развития:
- чувство покаяния;
- смирение;
- исполнение души страхом Божиим;
- сознание собственной греховности и ничтожества
Духовный мир для человека — основа гармонии в жизни
Многим людям кажется, что жить в полной гармонии с окружающим миром не возможно, но это не так. Не смотря на все преграды и препятствия, которые встречаются на нашем жизненном пути, всегда есть возможность преодолевать их, и не останавливаться. При этом всегда оставаться в позитивном расположении духа, постоянно радоваться или восхищаться достижениями.
Наверняка и в вашем окружении есть человек, который придерживается духовных ценностей. Такие люди некогда не впадают в отчаянное состояние, они всегда готовы идти вперед и добиваться поставленных целей. Даже в те моменты, когда у них что-то не получается.
Когда среди серых будней видишь такого человека в своем окружении, все повседневные проблемы и рабочая рутина сглаживается. Духовный человек заряжает своей энергией позитива, всех вокруг и тебе становится не так тоскливо. Все вокруг начинают делать больше хороших и правильных поступков.
Когда коллектив наполняется позитивной энергией, когда все становятся добрее друг к другу, тогда образуется духовная жизнь окружающего нас общества.
Чтобы духовный мир человека соответствовал всем нормам и правилам духовности, необходимо хорошо работать над собственными ошибками. Для начала попробуйте разобраться в себе, и начните что-то менять, тогда вы и поймете всю силу данного учения
Духовность любого человека это не просто слово! В ней заключается гармония с самим собой и средой пребывания. Душа таких людей наполнена светом и любовью. В духовном мире нет таких чувств как:
- Зависть;
- Гнев;
- Презрение;
- Унижение;
- Злость и т.д.
Во все времена, духовно нравственные каноны соблюдались благодаря правильному воспитанию, с самого детства. Духовная жизнь в современном обществе, способна привести все человечество к новым открытиям. Духовность — это путь каждого человека, который стремиться к созиданию и познанию неизведанных тайн бытия.
В мире добра нет негатива и неудач. Здесь каждый готов придти на помощь друг к другу. Никто не оставит в беде того кто нуждается в поддержке. Настоящий духовный мир человека, составляет в себе только положительные качества человека. Внутреннее состояние души таких людей очень уязвимо, так как эти люди всегда открыты для других. Они стараются избегать любых негативных событий по отношению к себе и окружающему миру.
Духовность — это такое определение внутреннего состояния души человека, которое всегда основывается на моральных и этических отношениях между людьми и окружающей средой.
Не стоит слепо следовать религиозным писаниям или философским учениям. Каждый человек должен самостоятельно определять свои собственные границы, чтобы сделать этот мир более красочным и добрым. Не нужно становится религиозным фанатиком, потому что это приведет вас только к разочарованию и саморазрушению
Стоит учитывать, что духовное развитие может привести человека к необдуманным поступкам, которые в неосознанном состоянии и без всякого умысла, могут нанести вред собственному благополучию. Это касается тех людей, которые фанатично относятся к подобным учениям духовности
Конечно же, мы должны постоянно совершенствоваться, но полученные знания необходимо использовать с умом и осторожностью. Духовное развитие не должно становится инструментом для сокрытия своих комплексов или недостатков
Главная задача не просто слепо следовать тому, что говорит какой-то лидер или верить всему, что сказано в религиозных писаниях. В первую очередь необходимо заглянуть в глубину своей души и найти все уязвимые места. Чтобы в дальнейшем защитить себя от несправедливости, злобы или ненависти, которыми окутан весь наш мир. На пути каждого человека встречаются преграды и препятствия, которые на первый взгляд невозможно преодолеть. Однако это ложное восприятие происходящего. На самом деле, в нашем мире нет ничего такого, что могло бы помешать сделать нашу жизнь веселее и полезнее.
Определение и синонимы слова «духовность»
Существует несколько определений этого слова, и отличаются они в силу исходных моделей. Так в философии и психологии термин трактуется несколько иначе, чем в религии. Русскоязычных синонимов у этого слова нет. Их можно создать путём заимствования иностранных слов или изобретения русских.
Интересный фактТак создатели церковно-славянского языка, заметив, что славяне, как язычники, не имеют слов для обозначения важнейших христианских истин, добродетелей, создали целый ряд новых слов, созданных на основе существующих. Их доныне можно узнать по наличию двух корней: например, «милосердие», «благоутробие».
Неологизмом «благодать» Кирилл и Мефодий перевели с древнегреческого сразу два слова: «харис», одно из его значений — «харизма», и «динамис», означающее «силу». Но само понятие харизмы не является прямым синонимом духовности, и оно означает проявление Святого Духа в даре или аналогичное проявление падших духов злобы.
Современная йога
Такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др. привлечены в йогу из тантризма, да и сами практики, по сути, заимствованы у тантрических школ.
Сегодня под йогой в лучших ее формах понимается все же не философия «Йога сутр», а комплексный психо-физический тренинг, набор практик, целью которого является личностный рост человека, и который захватывает все аспекты личности: как физический, так и психо-эмоциональный и ментальный. В тех случаях, когда практика йоги переступает границы физического тела, расширяется и углубляется, все больше затрагивая сознание, в нее нередко приходят такие элементы, как мантры, янтры, мурти (изображения божеств), визуализации и т.д., которые обладают ярко выраженной религиозной окраской. Однако такая йога не является йогой в чистом виде, а представляет собой компиляцию йоги и тантризма. Именно из тантризма привлечены в йогу такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др., да и сами практики, по сути, заимствованы у тантрических школ.
Тантра же религиозна, мистична и эзотерична, она связана с религией и разнообразными аспектами и персонификациями Бога. Богатый и выразительный символизм тантры обогатил йогу такими элементами как янтры, мантры, некоторые упасаны (практики почитания, поклонения тем или иным божествам) и др.
Однако это ни в какой степени не обязывает практикующего, в том числе и серьезного практика, активно вовлекаться в традиции и обряды индуизма или тантризма и почитать многочисленных индуистских богов. Во-первых, потому что они рассматриваются скорее не как боги в привычном нам понимании, а как персонификации определенных сил в природе, таких, например, как время, сознание, энергия. Мантры, янтры, религиозные практики направлены не на умилостивление этих богов, а на гармонизацию сознания практикующего с более высокими уровнями сознания, существующими во вселенной. Во-вторых, большинству индуистских школ и традиций присуще понятие безличностного Абсолюта, который является причиной, источником и вместилищем всего, а персоны индуистского пантеона – это олицетворения различных его аспектов.
Ничто не обязывает практикующего вовлекаться в традиции и обряды индуизма и почитать многочисленных индуистских богов.
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев за внешней формой инструментов тантры не просматривается никакого внутреннего содержания. Зачастую отсутствует даже понимание тантрического символизма. То есть искомой гармонизации, сонастройки с какими-то более высокими уровнями сознания не происходит. Для того, чтобы это происходило нужны очень серьезные учителя. И даже приобщение к той или иной духовной традиции, особенно, если оно формальное, не является гарантией, что эти практики удастся реализовать.
Поэтому, на мой взгляд, если нет желания приобщаться к индуистским традициям, то все религиозные аспекты из практики йоги можно смело исключить. Тем не менее, если от йоги ожидаются серьезные результаты – расширение границ сознания, растождествление с ложным эго, духовный прогресс, приобретение сверхъестественных способностей и т.д., – изучение и понимание мировоззренческих и метафизических основ йоги как одной из религиозно-философских систем индуизма все же необходимо. Без этого утрачиваются цели и смысл практики, и в результате она скатится к уровню банальной физкультуры.
Йога и религия: схожие черты
Сходство заключается в том, что и религия и йога включают в себя ритуалы и определённую культуру. Культура несёт в себе различные мифы и легенды, которые зародились в определённое время в определённом месте. Йога и религия преследуют одинаковую цель – познание высшего смысла бытия, освобождение от материального рабства. Но в каждой системе это по-разному описывается, на своём языке.
Ещё одно сходство заключается в том, что в обоих случаях с человеком происходят одинаковые изменения на уровне разума и осознания. И йога и религия приводят к тому, что разум человека становится более однонаправленным, более сосредоточенным. Сначала практик в совершенстве овладевает разумом, а затем обретает способность находиться на более высоком интуитивном уровне – уровне прозрения.
В йоге человек практикует сосредоточение в медитациях. Различные физические и дыхательные упражнения помогают ускорить достижение состояния медитации, сводя на нет отвлекающие физические факторы, обусловленные несовершенствами физического тела.
В религии медитация достигается благодаря постоянному сосредоточению на одном образе и чтению одних и тех же молитв.
В обоих случаях основной метод – сосредоточение!
Как достичь душевного равновесия
Если мы будем слепо следовать всему, что указано в священных писаниях, мы вряд ли сможем обрести того желаемого результата, к которому каждый из нас стремиться. Путь к идеальному духовному просветлению, лежит через преодоление собственных опасений и страхов. Дорога к самостоятельной осознанности очень длинная, но, тем не менее, каждый человек может пройти этот нелегкий путь за короткий промежуток времени. Когда другие, не смогут постичь простую истину и за всю свою жизнь.
Из всех учений о духовности человека, выбирайте только самую ценную информацию. Не в коем случае не следуйте всему что написано бездумно, ибо вы можете потерять разум
Идея духовного просветления заключается в том, что каждый человек, должен сам осознать всю серьезность и значимость праведных поступков. Ведь гораздо приятнее нести в наш прекрасный мир добро, благие намерения и помыслы. Особенно приятно становится в те моменты, когда ты чувствуешь отдачу от прилагаемых усилий. Тогда в нас открываются новые способности, наша душа становиться на много шире.
Мы начинаем замечать всю прелесть и нежность нашей природы. Главное достижение в таких стремлениях – полная самоотдача и чувство значимости. Когда наши действия приносят плоды, тогда для нас открываются безграничные возможности. В нас начинает «разгораться пламя». Появляется интерес к дальнейшему саморазвитию.
Как только ты начинаешь чувствовать, что достиг максимального уровня осознания, не спеши останавливаться и опускать руки. Ведь абсолютного познания достичь невозможно, ибо каждый сам выбирает критерии, по которым начинает оценивать свои поступки и помыслы. Однако базовых знаний вполне достаточно, чтобы приблизится к самосовершенствованию.
Не стоит останавливаться на пол-пути к самосовершенствованию. Как только вы почувствуете что достигли максимальной точки развития своего внутреннего мира. Немного подумайте и вы найдете еще много ошибок и недостатков, которые нужно исправить
Чтобы начать действовать, достаточно поверхностного понимания духовности, а также немного терпения и упорства. Дальнейшие действия будут значительно продуктивнее. Помыслы и поступки дадут результат, который до недавнего времени вам мог казаться недосягаемым.
Однако не стоит расслабляться, так как работа над собой – это длительный процесс, который требует особого внимания. Дальше нужно углубляться все дальше, и определенных границ в саморазвитии не существует. Мы сами должны выбирать, на каком этапе можно остановиться. Или не останавливаясь двигаться дальше, чтобы получить максимально эффективную отдачу от прилагаемых усилий.