Байк Баба: «Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо»
Самадхи? Вот вы уйдете в самадхи и что о вас скажут люди? О, эта девочка была в самадхи! И что дальше? Если вы не будете делать что-либо для людей, вы не реализуетесь. Безусловно, вы можете каждый день уходить в самадхи на 10-15-60 минут. Но, когда вы там, вы не можете помогать людям здесь. Самадхи – это эгоистично. Во время самадхи лишь один человек счастлив. Самадхи – это наркотик: укололся и тебе хорошо. Но я здесь, с вами, и готов вам помогать, утешать, успокаивать, исцелять. У всех есть проблемы, и люди приходят ко мне с ними и хотят, чтобы я им помог. Но, если я буду в это время в самадхи, к кому они придут? Поэтому гораздо лучше, если вы осознанно будете жить в миру с открытым сердцем и дарить любовь другим. Ведь жить для людей вы можете лишь в реальном мире. Чакры, кундалини, самадхи – все это ум! Не стоит концентрироваться на этом! Верьте в Бога и делайте добро людям. Отпустите все свои привязанности и станьте свободными! Если вы здесь, ваша Атма (Душа) ждет встречи с вами!
Самадхи совершенствует нашу карму. Раньше риши и йоги приходили в деревни, где были какие-то проблемы: чума, отсутствовал долгое время дождь и т.д., – и садились там в самадхи. Таким образом они собирали хорошую карму для всех жителей этой местности и негативная ситуация разрешалась. Но сегодня самадхи научились использовать даже для зарабатывания денег, устраивая прилюдное погружение во имя собственной рекламной кампании. Это плохая карма для того, кто так поступает. Никакой показухи и громких разговоров об этом не должно быть. Закройтесь в комнате в каком-нибудь тихом месте и начните читать любую мантру
Не важно — мантру Бхайраве, Гаятри, мантру, которую передал вам Пайлот Баба или какой-то итальянский гуру, – просто начните ее повторять, не давая уму вовлекаться в различные истории, и самадхи рано или поздно случится!
Байк баба, нага йогин
Читайте продолжение в шестом номере журнала Будь СветОМ
Хатха-йога Прадипика о самадхи
В «Йога-сутре» Патанджали описываются шесть стадий самадхи: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, ананда и асмита. Все это названия очень тонких флуктуации, имеющих место перед высшим самадхи — нирвикальпой.
Самадхи — это не транс и не экстаз. Самадхи — это состояние сознания, в котором нет никаких флуктуации. Мысль есть флуктуация, осознавание объекта есть флуктуация, осознавание субъекта есть флуктуация. Сон есть флуктуация, духовное видение есть флуктуация, психические формы являются флуктуациями. Знание «я» в глубине медитации также является флуктуацией. Глубокая медитация, в которой вы перестаете осознавать что-либо, также является флуктуацией. Это носит название санкальпа/викальпа, то есть намерение и фантазия, осознавание и рассеянность.
В самых глубоких ментальных состояниях санкальпа/викальпа все еще существует, но когда санкальпа/викальпа умирает, тогда возникает состояние, называемое самадхи. Самадхи — это либо савикальпа, либо нирвикальпа. Савикальпа есть самадхи или состояние сверхсознания с викальпой, рассеянностью. Нирвикальпа есть самадхи без какой-либо викальпы, или рассеянности. В савикальпа самадхи существует высшее осознавание, но четыре основных типа викальпы остаются. Эти викальпы не похожи на страсть или страх, но они являются незначительными модификациями того, что Патанджали называл витарка, вичара, ананда и асмита.
Из главы 39 книги Путь Свами Криянанды
«Как часто, с тех пор как смерть замкнула уста Парамахансы Йогананды, для нас, его учеников, исполнялось это бессмертное обещание. Действительно, это вовсе не было смертью; это было махасамадхи, — “большое самадхи” — совершенное завершение земной жизни йога, сознательное слияние с Бесконечным. Одно из доказательств победы нашего Гуру над смертью пришло из Мемориального парка Форест Лоун в Глендейле, Калифорния, где был установлен открытый гроб с его телом целых двадцать дней, в ожидании прибытия двух учеников из Индии.
15-го мая того года мистер Харри Т. Роув, директор морга в Форест Лоуне, направил в Общество Самореализации нотариально заверенное письмо: “Отсутствие каких-либо видимых признаков разложения тела Парамахансы Йогананды является самым исключительным случаем за все время нашей работы…. Не заметно никакого физического распада….
Гроб был закрыт через двадцать дней, когда пришло сообщение о том, что два ученика из Индии не имеют возможности приехать. Позднее один из них сообщил, что Мастер после своего махасамадхи явился ему в физическом теле и ласково обнял его. Норманн рассказал о своем подобном переживании. “Однажды ночью я лежал в постели, — говорил он мне, — вдруг дверь распахнулась.
Мастер вошел, и я видел его также живо и ясно, как сейчас вас. Он в нескольких словах дал мне хороший совет и затем ушел. Дверь, которой он не касался, закрылась за ним”. Дайя Мата рассказывает, как Мастер явился ей в физическом виде через годы после своего махасамадхи, когда ей предстояло принять ответственное решение в работе.
“Я прикоснулась к его ногам, — говорит она. — Они были такими же плотными, как мои собственные. Хотя он и не сказал ничего, я его поняла, как если бы он выразил это словами”. Большинство из нас какое-то время были подавлены уходом Мастера. Миссис Ройстен рассказала мне о своей поездке с несколькими монахинями к Его склепу в Форест Лооне.
“Другие стояли, плача, перед склепом — говорила она. — Но я совершенно не чувствовала, что мы потеряли его. Я молча позвала его. Вдруг я ощутила, что Он стоит рядом со мной. Я скорее чувствовала, чем видела Его, но слышала Его совершенно отчетливо. “Я нахожусь не там!” — произнёс Он. Казалось, что Его удивляло то, что ученики, постигавшие Его учение, могли уделять столько внимания просто Его телу!
” Раджарси Джанакананда однажды позвонил по телефону одной из учениц, которая была безутешна уже несколько недель после ухода Мастера.“Я не знал, что вы страдаете, — говорил он ей нежно. — Мастер явился мне прошлой ночью и просил меня утешить вас. Он просил передать вам, чтобы вы были счастливы; он всегда с вами”.
Стадии медитации
Во время концентрации преодолевается цепляние за мысли, но мысли как общий фон еще остаются
Остается переживание тела и других объектов, доступных органам восприятия, но они не увлекают внимание практика полностью. Доминируют мысли о главном объекте, на котором сосредоточено внимание и мысли о самой медитации
Практик словно скачет от одной ментальной формы этого объекта к последующим до тех пор, пока не войдет в медитацию. На этом уровне уже могут мелькать ощущения восторга, счастья и невозмутимости.
На первой стадии медитации (уровень савикальпа самадхи в йоге) медитирующий переживает однонаправленность внимания, восторг, пробегающий волна за волной мурашками по всему телу, и блаженство схожее с оргазмическим, но – более тонкое, ровное и глубокое. С вхождением в первую дхьяну, импульсы, исходящие от тела и органов чувств, пропадают. Мысли появляются, но не увлекают. Если происходит увлечение мыслями, практик повторно возвращается к дхьяне (медитации).
Вторая стадия медитации отличается от первой тем, что исчезает отвлечение на мысли с повторным возвратом к «дхьяне»
Практика становится устойчивой.
На третьей стадии медитации, чтобы двигаться еще глубже, внимание практика отвлекается от ощущения восторга, который в столь глубоком состоянии воспринимается, как одна из форм избыточного возбуждения на общем фоне сознания
На четвертой стадии медитации практик отвлекается также и от блаженства, поглощаясь еще более глубокой однонаправленностью на объект медитации. Говорят, что эта стадия характеризуется постепенным угасанием дыхания вплоть до его полного прекращения, т.к. необходимая для жизнедеятельности энергия черпается из практики.
На пятой стадии медитации происходит прорыв. Если на первых четырех стадиях для практики однонаправленного созерцания был необходим объект, то с началом пятой «дхьяны» восприятие углубляется настолько, что исчезает восприятие любого рода формы, и медитирующий входит в безобъектную недвойственную реальность (нирвикальпа самадхи), в которой переживает пустотное бесконечное пространство. Медитация к этому времени достигает совершенства и нерушимости. Уровень пятой дхьяны — это уровень настоящего мастера.
Шестая стадия медитации характеризуется выходом за пределы пространства в бесконечное осознание. Этот переход осуществляется переключением внимания с осознавания бесконечного пространства на само бесконечное осознавание.
Седьмая стадия медитации соответствует уровню чистого бытия буддийской нирваны. Во время седьмой дхьяны сознание не исчезает, но прекращает свою деятельность. На этом этапе медитации практикующий может ощутить, что факт восприятия (пустоты) сам по себе является препятствием. И отсутствие восприятия как такового будет еще более глубоким уровнем умиротворения (см статью «реальности не существует»).
Восьмая стадия медитации — состояние «ниродхи» — ни существования, ни отсутствия существования.
Позы йоги для самадхи
Для созерцания самадхи нам подходят сидячие позы йоги, в которых удобно выполнять медитацию или читать мантру.
Поза лотоса (Падмасана):
Сядьте на коврик для йоги.
- Согните правую ногу и поставьте правую ногу на верхнюю часть левого бедра.
- Согните левую ногу и поставьте левую ногу на верхнюю часть правого бедра. Вам может быть удобнее сидеть на одеяле.
- Сядьте прямо, положите руки на бедра.
- Закройте глаза.
- Дышите медленно и свободно через нос в течение 3-5 минут, пока не почувствуете спокойствие и сосредоточенность.
Легкая поза (Сукхасана):
- Сядьте на коврик, подложив под себя сложенное одеяло.
- Скрестите ноги чуть выше лодыжек.
- Сядьте прямо и положите руки на бедра.
- Закройте глаза и дышите свободно через нос в течение 3-5 минут.
Что такое нада-йога
Техника подразумевает развитие осознанности с помощью внутренних звуковых волн («нада» на санскрите означает «тон» или «текущий поток сознания»). В основе нада-йоги лежит концепция о том, что Вселенная создана из беспрерывных звуковых потоков (пракрити), а реальность – их проявление.
Если эти колебания услышит беспокойный человек, он расслабится и найдет умиротворение.
История и источники
Согласно индуистской философии, благодаря соединению Шакти (энергии) и Шивы (сознания) появился бесконечный звук (Пракрити).
Эта тонкая звуковая вибрация породила основные элементы Вселенной:
- воздух;
- землю;
- воду;
- огонь;
- эфир;
- органы действия и чувств;
- ум;
- 3 гуны (сдержанность, проявление, действие), обеспечивающие многообразие мира.
Благодаря соединению энергии и сознания появился бесконечный звук.
Каждое тело окружено 5 энергетическими оболочками, издающими разные вибрации. В священных писаниях указано, что их нужно искать внутри себя. Если человек услышит пракрити, он избавится от иллюзий и найдет умиротворение.
Возникновение течения
В древней пуране «Шримад-Бхагаватам» (создана около IX в.) рассказана жизнь мудреца Нарады, который путешествовал между мирами. С собой он носил вину – струнный инструмент, олицетворяющий звук Нада. Последний пробуждал энергию ветра, обеспечивающую перемещение Нарады. Первое упоминание о нада-йоге содержится в откровениях Шивы древним мудрецам. В труде «Хатха-йога прадипика» (приблизительная дата написания – XV в.) Свами Сватмарама назвал этот вид йоги наиболее простым способом достижения просветления (Самадхи).
На нада-йоге специализируются несколько религиозных групп. Самой известной считается секта Радхасвами, которая основана в 1850-х гг. Шивой Даял. Ее члены придерживаются вишнуизма и верят в достижение просветления через особые телесные вибрации, появляющиеся во время медитации.
Нирвикальпа Самадхи
Нирвикальпа Самадхи — это состояние, в котором нет ни понятий, ни планов, ни мыслей, ни идей. Человек, находящийся в Нирвикальпа Самадхи, может показаться неадекватным или безумным. Здесь нет ума, есть только осознание бесконечного блаженства и покоя, а постигающий и постигаемое, наслаждаясь всепоглощающей эзотерической эмоцией, сливаются в одно целое. Один и тот же субъект, находясь в Нирвикальпа Самадхи, трансформируется одновременно и в объект сладострастия, и в существо, получающее наслаждение, и в само наслаждение.
Люди, сумевшие выйти из этого состояния, рассказывают, что ощущали себя одним бескрайним сердцем. Таким огромным, что и мир людей, и целая Вселенная казались еле различимой точкой внутри этого сердца, размеры которого — огромны.
Блаженство — это то состояние, постигнуть и осознать которое дано далеко не каждому человеку. В Нирвикальпа Самадхи, утверждают эзотерики, медитирующий не только ощущает блаженство, но и сам становится блаженством.
Что ещё чувствует оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи? Огромную и ни с чем не сравнимую силу, мизерную часть которой можно забрать с собой, в земную жизнь.
Нирвикальпа Самадхи — это наивысшая форма Самадхи и доступна только самым сильным Пребывание в Нирвикальпа Самадхи может продолжаться несколько дней, а может — несколько часов, после чего человеку надлежит вернуться в свой мир.
Многие из тех, кто мало времени посвящал подобным практикам, но кому удалось вернуться из Нирвикальпа Самадхи, поначалу не могли ни говорить, ни думать, забывали своё имя и возраст. Способность возвращаться из Нирвикальпа Самадхи — результат продолжительной практической деятельности. Практически каждый, оказавшийся в Нирвикальпа Самадхи ловил себя на мысли, что он не хочет возвращаться назад — в несовершенный физический мир.
Очень важно, — предупреждают просвещённые учителя, — успеть вернуться, так как душа, оставшаяся в Нирвикальпа Самадхи более чем на восемнадцать суток, никогда больше не сможет соединиться с физическим телом. Правда, известны случаи, когда высокоразвитые духовные Учителя, достигшие нирвакальпа Самадхи, не возвращались из этого состояния, потому что, достигнув наивысшего состояния Самадхи, считали неприемлемым для себя возвращаться к мирским делам
Человек, чей дух просветлён, не может взаимодействовать с обитателями этого мира, однако ему не дано решать, где ему должно находиться и если Всевышний сочтёт необходимым вернуть его обратно, его душа опустится на земной уровень.
Мои ощущения при медитировании
Во время первых занятиях медитацией я не задумывался о саморазвитии
Я не уделял внимание своим недостаткам, не пытался от них избавиться. Сначала я задавался целью избавиться от депрессии, резких изменений настроения, периодически возникающих панических атак
Раньше я даже думал, что с помощью медитации у меня появятся незаурядные способности. Через несколько месяцев занятий появились первые изменения. В какой-то момент я понял, что у меня развиваются навыки управления собственными эмоциями. Мне стало ясно, чего я хочу получить от жизни. Идеи накапливались постепенно, по мере накопления жизненного опыта.
Во время медитации у меня часто возникали разные видения, поначалу хотелось спать, но постепенно организм адаптировался к занятиям. Иногда все тело словно пульсировало, меня ритмично качало, как маятник. Через несколько месяцев я начал понимать, что все свои эмоции люди способны контролировать. Раньше я часто шел на поводу у собственной нервозности, то сейчас я могу контролировать такое состояние или мне удается задуматься о природе таких эмоций.
Состояние самадхи. Как достичь самадхи
Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости. Мы находим упоминание о самадхи уже в древних текстах Упанишад, которые относятся к философии веданты, но не в первых десяти Упанишадах, а в Maitrayni Upanishad, и позже термин «самадхи» уже вошёл в Упанишады, добавленные йогической традицией. Таким образом, самадхи даже больше связано со школой йоги и Патанджали, нежели с древними ведическими знаниями.
В традиции дзен также известно это понятие, но там считается, что самадхи, также как и ниродхи — состояние, схожее с самадхи, когда метаболизм физического тела замедляется настолько, что понижается температура, пропадает всякое восприятие времени, — не ведёт к высшему знанию. В ниродхи организм функционирует за счёт накопленной до наступления этого состояния энергии. Прежде её бы хватило на пару часов жизни, а при пребывании в ниродхи она распределяется, и её становится достаточно на поддержание физической жизнедеятельности организма в течение нескольких дней без какого-либо внешнего источника возобновления энергии.
Однако в дзен самадхи совсем не высшая форма просветления. Последователи дзен не считают, что искоренение фальши, ложного знания возможно с помощью достижения самадхи, поэтому для них «смерть Эго» остаётся высшей целью, и самадхи выступает как один из возможных этапов на пути к этой цели.
И всё-таки это мнение другой направленности, а мы вернёмся к йогической традиции, где говорится, что достижение состояния самадхи возможно с помощью практик дхьяны (медитации), и для того, чтобы подойти к этой стадии, нужно пройти весь восьмеричный путь традиции раджа-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, переходя к занятиям асанами и пранаямой, и который в конце концов приведёт к более высоким уровням раджа-йоги — практикам дхьяны (медитации) и самадхи.
Уровни самадхи. Виды самадхи
Существуют несколько видов самадхи. Это только непосвященному глазу кажется, что самадхи только одно. Просветление связывают с состоянием самадхи. Это и верно, и неверно в одно и то же время. Самадхи как высшая ступень раджа йоги, главная цель всех практикующих воспринимается как нечто трудно достижимое, и поэтому редко кто серьёзно посвящает себя изучению, пусть и теоретическому, этого аспекта йоги.
Он для нас слишком отдалён, высоко расположен, недоступен. Именно трудности его достижения, связанные с переходом от одного ментального и духовного уровня к другому, практикой регулярной медитации и с соблюдением целибата, делают достижение состояния самадхи таким желанным и вместе с тем трудно осуществимым на деле. Бывает, проходят годы, прежде чем человек впервые соприкоснётся с этим состоянием хотя бы на краткий миг, но после этого он уже никогда не забудет удивительного опыта и будет стремиться к его повторению.
Это понятно и ожидаемо. Но то, с чем вы соприкоснулись, заглянув по ту сторону добра и зла, было только первой стадией самадхи. Внутри состояния самадхи их насчитывают несколько:
- савикальпа самадхи,
- нирвикальпа самадхи,
- сахаджа самадхи.
Kevala nirvikalpa samadhi (кевала нирвикальпа самадхи) — стадия временная, в то время как sahajanirvikalpa samadhi (сахаджа нирвикальпа самадхи) будет продолжаться всю жизнь. Предшествующий им этап савикальпа самадхи — это только подход к настоящему просветлению и разотождествлению с самосознанием и эго. Такое состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких дней, в нём ещё сознание не растворено, оно не стало единым с Абсолютом, но уже прикоснулось и увидело его.
Нирвикальпа самадхи — это следующий уровень просветления, когда практикующий (йог) полностью слился с Абсолютом, его сознание перестало быть отдельным от Высшего. Абсолют и йог стали одним. Это поистине то состояние, когда человек открыл в себе Атман. Он не только понял это, но и осознал и проявил Атман, всё ещё пребывая в физическом теле.
Мы используем терминологию, позаимствованную из древних учений. Сам Патанджали использовал такие названия, как Samprajana Samadhi (upacara samadhi) для того понятия, которое известно как савикальпа, и Asamprajata Samadhi (apana samadhi) для нирвикальпа. Савикальпа определяется познанием через присутствие сознания, а нирвикальпа характеризуется полным разотождествлением с так называемым собственным сознанием и постижением знания напрямую, интуитивно, с выходом в трансцендентальность, полным поглощением и растворением в Абсолюте.
Как практиковать самадхи
Монах в лесу пытающийся достичь самадхи
Третье состояние самадхи – это сахаджа. Между уже описанными выше состояниями и просветлением сахаджа существует огромная разница. То единение с миром, которое в нем достигается уже не пропадает. Оно сохраняется постоянно в любой момент времени, даже когда человек занимается повседневными делами – ему это только помогает делать всю работу как можно лучше. Душа адепта становится Атманом и человек полностью разрывает круг перерождений, выполнив свою миссию в данном физическом теле его душа не попадет на круг Сансары и не переродится снова.
Самое большое отличие сахаджа самадхи от нирвикальпы – это
то, что в него нет необходимости входить снова и снова, прилагая усилия.
Человек в своем просветлении пребывает постоянно. Некоторые практики считают,
что самадхи может прийти к человеку не раньше, чем после двенадцати лет
постоянного пребывания в нирвикальпе. А кто-то из йогов сурово говорит о том,
что для самадхи надо две или три жизни постоянных практик, только после этого
12 лет нарвикальпа самадхи и придёт истинное просветление. В общем, все очень
долго.
Часто используемое в йогических практиках слово достижение не очень правильное, но подобрать другое довольно сложно. Тут нет на самом деле желания чего-то достигать, потому что его изначально и быть не должно, так как оно крайне связано с материальным и не подходит для описания понимания высших сфер.
Как избавиться от конкретных заболеваний?
Йога рассматривает человека в неразрывном единстве тела, органов чувств, ума, интеллекта. Любая болезнь говорит о существующем дисбалансе. Если Вы регулярно практикуете целостный комплекс (асаны, пранаяму, медитацию, Йога-Нидру), у Вас постепенно восстанавливается баланс энергии на всех уровнях, и многие болезни покидают Вас. Однако, если имеются серьезные проблемы со здоровьем, не следует отказываться от медицинской помощи, думая, что упражнения Йоги заменят лекарства. Йога – это постепенный процесс, и прием соответствующих медикаментов тоже важен. Чтобы восстановить здоровье, используйте все способы.
Пранашакти: польза
- Подключение к универсальной целительной энергии и как следствие укрепление эндокринной и иммунной систем организма
- Снимает беспокойство, стресс, депрессию
- Даёт глубокое ощущение благополучия, эмоциональную стабильность и внутренний покой
- Увеличивается способность положительно влиять на события в жизни
- Увеличивается количество энергии и в следствие этого — усердия в практике
- Повышается либидо
- Улучшается ясность ума, пищеварение, функции печени и почек, ёмкость лёгких, здоровье сердца и других систем и органов человека
- Увеличивается диапазон голоса и улучшается качество речи
- Увеличение чувства сострадания как к живым, так и неживым энергетическим системам
Почему самое время попробовать медитацию
Фото автора Lucas Pezeta: Pexels
Медитация – это процесс устранения, слой за слоем, накопившегося чужого мнения, опыта, предрассудков, убеждений, теорий, гипотез, представлений и суждений об этом Мире.
Это возможность наконец то понять, что мы живём в удивительном, волшебном Мире, о котором практически ничего не знаем, и в этом вся прелесть – ничего не знаем ни о себе, ни о Вселенной, а тайна она прекрасна, ее хочется изучать.
Но многие живут так, как будто они уж точно всё знают, и их то, уж точно ничем не удивить.
Лишившие себя возможности удивляться, замечать, видеть прекрасное, изучать, и поэтому очень скоро им просто становится скучно жить. А бесконечные тайны, живут в нашем сознании. Это хранилище всего что было, есть и будет. Цель медитации в раскрытии врождённого потенциала, осознание себя как части всего.
Как достичь Самадхи — 2 верных способа
Согласно учению йоги медитация – это способ лучший способ прекратить естественный ход мыслей, которые мешают сконцентрироваться на главном. По-другому избавиться от навязчивых идей невозможно, даже если проявить силу воли и стремление.
Во время медитации у человека прекращается мысленный поток и запасы идей. Но при этом продолжается концентрация внимания на себе.
Существует 2 способа познания Самадхи:
- С помощью фиксации мысли на идее или объекте. Этот способ на санскрите называют сампраджнята. Он позволяет освободиться от гнетущих мыслей, освобождает практикующего от страданий, позволяет познать истинные ценности.
- Без концентрации мысли на объекте или мысли. На санскрите такой метод именуют асампражнягой. Он способен активизировать или приостановить развитие кармических сил, которые связаны с прошлыми поступками.
Самадхи можно достичь двумя разными способами и состояниями. Первый основан на выполнении йогических техник и медитации. Второй состоит только из неспровоцированного экстаза. Асампраджняга не является волей судьбы или подарком человеку от Бога. Ее достижение зависит только от усилий индивида и его кропотливой работы над собой.
В христианстве добиться такого состояния, как самаджи, можно только с помощью веры и преданного служения Богу. Основная цель такой работы
–постоянное направление ума на осознание высших сил и взаимосвязь с ними .
4 уровня Самадхи
Просветление – многоуровневый и сложный процесс. Всего выделяют несколько стадий его достижения: савикальпа, нирвикальпа и сахаджа.
1 уровень
Начальная стадия Самадхи –савикальпа. Это высокое однонаправленное сознание, связанное с принятием высших божественных сил. На этом уровне накапливается жизненный опыт и впечатления, мозг работает активнее и полноценнее. На стадии савикальпа индивид освобождается от собственного “Я” и движется к постижению Великой истины.
У людей, не занимающихся духовными практиками, активно функционирует только 5-7% головного мозга. Йога и медитация позволяют увеличить процент функционирующих нейронов. Благодаря этому практикующий осознает и постигает процессы, которые недоступны для большинства обычных людей.
Йогами савикальпа воспринимается, как достижение малого вида Самадхи. В этом состоянии происходят изменения в человеческом сознании, но остается двойственность его сущности. Савикальпа не позволяет индивиду полностью абстрагироваться от внешних факторов. Это связано с тем, что понимание “Высшего Я”, быстро заканчивается и исчезает взаимосвязь индивида с высшими божественными силами.
Определить достижение уровня савикальпа можно по ослаблению сердцебиения и ощущению невесомости. Также замедляется дыхательная деятельность и практикующий входит в состояние расслабления и радости. Особое чувство, которое может испытать йог на данном этапе – познание самого себя.
2 уровень
Следующий уровень самадхи– нирвикальпа. Это ощущение погружения в блаженное состояние с осознанием своего “Я”. На этой стадии индивид не испытывает двойственности сознания и не отделяет объект от субъекта. У того, что добился подобного состояния замедляется дыхание и полностью останавливается пульс.
При погружении в нирвикальпу йог полностью абстрагируется от внешнего мира. Но после выхода из транса к нему возвращаются все практические знания и умения. Нирвикальп способен воспринимать мир и ощущать его без ментальных функций (стандартных чувств).
Чтобы достигнуть этого уровня, нужно научиться полностью управлять своим сознанием. Самадхи второго уровня может заменить кармическое перерождение. Йогам будут доступны высшие знания, он сможет перемещаться в пространстве и времени.
В состоянии нирвикальпы человек способен купировать все негативные эмоции: гнев, печаль, раздражение. Он не только испытывает блаженное состояние, но и пребывает в нем регулярно.
Если практикующий впервые достиг нирвикальпы, то он может длительное время пребывать в состоянии транса. Есть вероятность того, что он не сможет вернуться на землю и жить обычной жизнью. Йог нередко забывает свое имя, возраст, иногда теряет практические навыки.
3 уровень
Самаджа – идеальный уровень состояния, которого может достичь медитирующий. При достижении этого уровня полностью блокируется собственное Эго, которое мешает процессу единения с Вселенной.
На уровне самаджа люди пребывают в другом измерении. Их тело способно функционировать в прежнем ритме, но сердце наполняется божественным просветлением.
4 уровень
Последний уровень самадхи – это переход физического тела в ментальное (саруба).То есть отдельные элементы человеческого тела могут исчезать и растворяться в пространстве. Вместо него появится золотое свечение нематериального характера.
Достигнуть этого уровня сознания можно только с помощью перехода от низших к высшим духовным состояниям.Ступени перехода к состоянию саруба:
- савитарка – это переход от физического к чувственному восприятию мира;
- нирвитарка – познание самого себя после очищения памяти;
- савичарка – восприятие мира без словесного размышления;
- нирвичара – духовное становление, выходящее за временные и пространственные рамки с сохранением сущности мышления;
- ананда – состояние, приближенное к блаженству;
- асмита – высшая степень осознания, в которой объектом слияния является сознательность.
Как достичь самадхи?
Чтобы достичь самадхи, нужно пройти все восемь ступеней аштанга-йоги, начиная с практик ямы, ниямы, занятия асанами и пранаямой. А после прийти к медитационным практикам дхьяны и самадхи. Первые пять ступеней сворачивают сознание, а последние три – расширяют его.
Патанджали, автор «Йога-сутр», говорил о том, что самадхи можно достигнуть и развить только с опытом. Вряд ли начинающему йогу самостоятельно получится прийти к этому состоянию. Обязательно нужен гуру, который поможет пройти этот путь.
В первоисточниках по йоге говорится о восьми ступенях постижения единства, это:
- Яма – правила гармоничного поведения в социуме;
- Нияма – правила личной гигиены и жизни йога;
- Асана – выполнение статических поз йоги;
- Пранаяма – дыхательные, энергетические упражнения йоги;
- Пратьяхара – отключение чувств;
- Дхарана – концентрация ума;
- Дхьяна – однонаправленная концентрация – дальнейшее углубление Дхараны;
- Самадхи.
Не пройдя все восемь ступеней, невозможно дойти до высшей. Практику нужно не терять веру, способность к концентрации, память. Но без божественной милости достичь высшей ступени не получится. Ее достигнут только избранные, которых Высшее сочтет достойными, допустит и направит. Для этого нужно работать над практикой в течение нескольких воплощений.
Сомнения, гордыня, волнение ума, болезнь могут быть сложными, иногда непреодолимыми препятствиями на пути к самадхи. Для достижения самадхи вера играет большую роль. Вера в себя, свои возможности, божественное и высшее начало. Тот, кто практикует и стоит на пути к самадхи, будет подвергаться испытаниям, но если он их пройдет, то достигнет своей цели и укрепит свою веру и веру высшего.
Во многих учениях и направлениях йоги самадхи описывается как высшее благо и цель. Однако, в зависимости от направления йоги, пути могут различаться.
Но, если изучить эти учения, можно прийти к выводу, что для достижения самадхи нужно практиковать несколько направлений. Например, проводить очищение организма методами Шаткармы, увеличивать энергетические потоки тела с помощью хатха-йоги.
Карма-йога помогает осознать свою высшую природу, бхакти-йога пробуждает божественное начало в нас самих. Эти состояния сложно поддаются описанию доступными нам и читателю средствами. Самадхи – это то, что понимается и осознается только в процессе непосредственного пребывания в нем.
Невозможно полностью передать и описать его доступными нам вербальными способами. Это состояние абсолютного покоя, умиротворения и гармонии с потоком, глубокого понимания всех процессов, всей сути мироздания.
Хочется спать
Иногда мне после медитации хочется спать. Это нормальное состояние, не нужно переживать. Многие люди не до конца понимают, что такое медитация. Это состояние, в которое попадает человек, если частота работы мозга замедляется. Когда мы бодрствуем, нервная система функционирует на достаточно высоких частотах. Когда человек спит, мозг работает медленно. Лично я во время медитации засыпаю крайне редко потому, что давно практикую.
При медитации частота работы нервной системы находится примерно между сном и бодрствованием. Человек находится в таком состоянии несколько раз в день перед погружением в сон и после пробуждения. Ощущение можно сравнить с тем, как студент сидит на скучной лекции, медленно засыпает. Глаза сами закрываются. Можно сказать, что человек в это время находится в медитативном состоянии.
При попытке замедлить работу мозга человек находится в состоянии, приближенном ко сну. Постарайтесь выполнять такие рекомендации:
- Чтобы не засыпать, можно выбирать позы для медитации, находиться в которых недостаточно комфортно для погружения в сон.
- Медитировать можно сидя. Если человек засыпает в сидячем положении, опираясь на спинку дивана или стену, как можно сесть на край стула и медитировать с прямой спиной, не опираясь ни на что.
- Можно приоткрыть окно, чтобы в помещении было прохладнее. Если создать условия, при которых будет не слишком удобно, заснуть не получится.
- Специалист рекомендует лучше высыпаться. Иногда из-за усталости люди могут засыпать во время медитации. Все люди, которые начинают учиться медитация, засыпают.
Медитация снижает потребление кислорода организмом
Йога и медитация
Одно из малоизвестных преимуществ медитации состоит в том, что она способна снижать объем использования кислорода организмом.
Научные исследования показывают, что в медитативном состоянии, за счет спокойного состояния и дыхания, снижается потребление кислорода организмом на 10%.
Она может значительно служить плюсом для тех, у кого возникает одышка во время занятий йогой. Всего лишь попробуйте медитировать перед занятиями йогой, а во время сеанса физическими упражнениями, уделите несколько минут тому, чтобы практиковать осознанное дыхание. Оно поможет регулировать ваше дыхание во время практики и после неё. Скажем больше, что даже после практики, вам захочется еще немного побыть в медитативном состоянии наедине с собой и в умиротворении.