Психология победителя по жизни

Когда закладывается логическое мышление

Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.

Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.

Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.

Для чего это нужно

Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на
секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно
оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо
полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет
принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.

Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного
поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит
будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически
мыслить, человек способен:

  • подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
  • выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
  • заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
  • уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
  • высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
  • делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
  • критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
  • овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
  • избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
  • уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
  • не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).

Побуждайте к действиям себя и других

За идеей всегда должно следовать действие, только так жизнь имеет смысл. Для того, чтобы быть счастливым человеком, мало вдохновлять кого-то на позитивные идеи, нужно провоцировать действия.

Скажем, если вы бегаете по утрам и являетесь примером для своих друзей, недостаточно того, чтобы они задумались о том, что им тоже стоит заняться своим здоровьем – необходимо побудить их действиям, чтобы они тоже начали бегать.

Самое малое действие может сделать больше, чем много правильных и разумных мыслей, не подкрепленных делами.

Перепечатка и использование статей только с прямой активной ссылкой на PerfectlyHappy.ru

Мыслительные операции

Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.

  1. Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
  2. Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
  3. Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
  4. Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
  5. Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
  6. Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
  7. Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
  8. Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.

Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.

Основные качества мышления человека

Индивидуальные особенности мышления в психологии, как правило, определяются следующими качествами:

  • Логичность – это умение следовать при рассмотрении вопроса определенной последовательности, т.е. порядку, обусловленному логикой. Это умение размышлять, доказывать правильность или ошибочность умозаключения, проверять ход рассуждения.
  • Глубина мышления (вдумчивость) – это способность находить суть, главное, самое существенное, нередко скрытое. Это способность понимать не видимость, а сущность; составлять представление, исходя из самых разных фактов, понимать в целом, замечать закономерности, понимать причины и предвидеть последствия.
  • Широта мышления – это умение рассматривать проблемы со всех сторон, взаимосвязанно с другими явлениями и в достаточной степени критично, охватывая разные области знаний.
  • Гибкость (пластичность) – умение менять способы решения проблем в условиях меняющихся обстоятельств. Гибкость мышления позволяет рассматривать явления и предметы, отношения и свойства в разных аспектах. Если условия изменяются – гибкое мышление позволяет переструктурировать исходные данные, использовать их относительность. При получении новых вводных планы меняются с их учётом, в результате чего план решения задачи тоже успешно меняется. Это свойство связано с подвижностью мыслительных процессов.
  • Инертность мышления – свойство, противоположное гибкости. Инертное мышление не ищет новых путей, предпочитая воспроизводить то, что уже усвоено и известно, то есть это склонность мыслить шаблонно, когда человек испытывает трудности при необходимости переключиться на другую систему действий.
  • Оригинальность мышления – это умение человека ставить новые вопросы; использовать известный опыт, и одновременно проявлять независимость суждений и находить самостоятельное решение. Самостоятельностью оригинальность мышления предполагает самокритичность (знание своих сильных и слабых сторон). В самостоятельности проявляется и творческий характер мышления.
  • Критичность мышления – это стремление объективно оценивать, применять только проверенные суждения, тщательно проверять возражения перед тем, как их отбросить. Она предполагает умение выявлять достоинства и недостатки рассуждений и доказывать истинность выдвигаемых положений.
  • Быстрота мышления – это скорость, с которой протекают мыслительные процессы. Она проявляется в количестве времени, необходимого для решения задач и в лёгкости при реализации идей. Быстрота мышления особенно важна в критических ситуациях, когда необходимо очень быстро принять решение и начать действовать.
  • Ясность мышления – это простота, искренность, незапутанность при выражении мыслей.
  • Пытливость – это потребность найти наиболее подходящее решение задачи.
  • Остроумие – это способность быстро ориентироваться в материале, находить правильные решения задач.
  • Инициативность – это стремление к поиску и нахождению решения задачи самостоятельно, самыми разнообразными путями и средствами.
  • Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличающиеся от уже знакомых.

Как индивидуальные особенности мышления, в психологии выделяют также:

  • Темп развития мыслительных процессов, под которым понимают наименьшее количество упражнений, которое требуется для того, чтобы понять и обобщить принцип решения.
  • Экономичность мышления – количество последовательных рассуждений, позволяющее усвоить новую закономерность.
  • Устойчивость – это сохранение ориентира на прежде выделенные важные признаки и общепризнанные закономерности.
  • Осознанность – умение словесно выразить и результат проделанной работы, и приёмы, которые при этом применялись.

Все индивидуальные особенности мышления человека важны для правильной оценки его способностей и знаний. Но основополагающий признак мышления – умение выявлять главное, самое существенное, чтобы затем, самостоятельно мысля, двигаться к новым обобщениям. Мышление гораздо больше, чем констатация события или факта. Его путь – углубление в суть явления и открытие общего закона развития всех сколько-нибудь однородных явлений, каково бы ни было их внешнее различие.

Познавательные качества мышления носят индивидуальный характер, претерпевают изменения с возрастом, но главное – они поддаются коррекции, их показатели можно и нужно улучшать. Благодаря такому свойству мозга как пластичность, его познавательные функции можно развивать в любом возрасте

Мышление и внимание, память, восприятие можно тренировать ежедневно, с удовольствием и с пользой используя упражнения для развития мышления у взрослых

Природа и все, что существует в огромном мире

Природа – самый умный и способный создатель, многие достижения которого нам еще даже не открылись. Обычная прогулка летним вечером способна стать неисчерпаемым источником вдохновения, что уж говорить о более тесных контактах с природой.

Только оглянитесь и попробуйте рассмотреть эти краски, ощутить текстуры, почувствовать ароматы! Самые яркие, удивительные оттенки цветов и других растений, умопомрачительное небо на закате, бирюза морской воды, сияние солнца, шум прибоя, жужжание пчел…

…запах дождя, зелень листьев под сверкающей росой, свежесть утра, вкус домашнего пирога, первые аккорды любимой мелодии, аромат свежеразрезанного спелого арбуза, который весело потрескивает при разрезании и сам лопается под ножом…

«Достаточно остановиться и сконцентрироваться на этой КРАСОТЕ, чтобы силы и энергия начали бить через край…»

Я отношу себя к городским жителям, так как не очень люблю палатки/рыбалки/термосы/спальники, но иногда и мне нужно сбежать от шума и пыли, подышать чистым свежим воздухом, понаблюдать за муравейниками и попытаться расслышать жужжание пчел в тишине.

Природа заряжает, вдохновляет, перезагружает и помогает настроиться на положительную волну, забыв обо всех своих неудачах…

И не стоит забывать об этом мощном источнике вдохновения, который всегда может помочь и успокоить. Если муза не приходит и становится очень неуютно – бросьте все дела, сходите в парк или съездите на дачу, посидите у моря или погуляйте по ботаническому саду. Полная перезагрузка мыслей гарантирована.

↑ Понятие «мышление»

Мышление — это процесс восприятия окружающей действительности, анализ происходящего на основе личного приобретенного опыта, выстраивание логических связей между предметами и явлениями.

Мышление составляет предмет изучения теории познания и логики, психологии и нейрофизиологии; изучается в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций. 

Мышление является функцией мозга и представляет собой естественный процесс.

Каждый отдельный человек становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, которые являются продуктами развития общественной практики, так как для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Средство мышления

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение мысли человека. С его помощью человек познаёт объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объекта.

Мышление обладает личностным характером

Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познаёт, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения

Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности. Чувства человека включаются в процесс его мышления в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу, в форме реакций на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т.д.), в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.

Процесс мышления проходит ряд этапов:

  • Наличие: потребности или необходимости что-то понять, узнать, объяснить; интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности; умения отделить новое, необычное от известного; стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.
  • Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.
  • Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию.
  • Достижение нового знания, которым раньше человек не владел

Примеры успеха: свои и собственные

Когда что-то не получается и становится совсем грустно, я начинаю вспоминать разные случаи из собственной жизни, которые отложились в памяти и греют душу в сложные времена.

…Как писала диплом и переделывала в нем по букве и по запятым раз сто, на протяжении трех месяцев приезжая через день из другого города в университет и беря с собой ноутбук, чтобы в поезде работать…

…Как защищала этот самый диплом: я испугалась настолько сильно и подготовилась настолько хорошо, что включился какой-то другой режим и это была не я. Вместо того, чтобы смущаться и бояться, я кокетничала с представителями приемной комиссии, шутила, отвечала на все вопросы, перебивала сама себя и получила наивысшую оценку. При этом, не помню ни секунды из этих нескольких часов…

…Как сдавала экзамены на вакансию госслужащего и в ответах на вопросы напамять цитировала дословно тексты законов, повергнув в шок членов комиссии…

…Как совмещала две работы и спала по 2 часа в сутки…

…Как сама создала себе рабочее место и начинала буквально с поисков информации в Googlе, чтобы уже через месяц уволиться с «теплого» места государственной службы и начать мечтать о Европе…

…Как тысячи раз все летело к черту, а я за день снова находила заказчиков и выстраивала по крупицам систему снова и снова…

…Как садила огород и пробовала свои первые огромные ароматные помидоры…

…Как учила английский, а потом и польский с нуля и помню его до сих пор, несмотря на то, что пропала необходимость в знании языка…

…Как собралась в другую страну сама и, упаковав чемодан, записав номера телефонов посольств, обув кеды, отправилась навстречу приключениям…

(Фото из рекламной кампании бренда LOVE)

Все мои незначительные, но важные для меня достижения – это не повод похвастать или погордиться собой, но яркое доказательство того, что все возможно. Когда нет сил и кажется, что ничего не получится, я вспоминаю, что неоднократно в подобных ситуациях доказывала обратное.

И иду дальше, веря, что и в этот раз все смогу. Если остановиться и бросить все, сославшись на усталость и обстоятельства, ничего не изменится.

«Если продолжить путь и ПОПРОБОВАТЬ – есть маленький, но очень верный шанс получить другой исход…»

Что касается успехов других людей, то тут у меня тоже море примеров. Достижения родных, друзей, знакомых и просто чужих людей. А сколько всего можно прочесть и увидеть в Инстаграме! И я сейчас говорю не о вылизанных профилях одинаковых красоток, а о рассказах людей, которые действительно чего-то добились.

Когда я смотрю на красивые картинки реализовавших свои задумки умниц и думаю, что вот также хотелось бы попасть туда и сюда, сделать это и то, я отдаю себе отчет, что за всем этим кроется море недоспанных ночей, масса рывков из последних сил и немало сложных моментов.

Меня чужие достижения вдохновляют. Они становятся поддержкой в сложные моменты и свидетельством того, что существует иной подход к делу, другие мечты, иные взгляды и достижения, более высокий уровень притязаний. Я перестала бояться мечтать и научилась разбираться в своих желаниях, стремлениях, поставив четкие цели.

«Как МАКСИМУМ – путешествия по миру, домик в Провансе, дети в Гарварде, семейное дело в наследство, празднование 50-летней годовщины свадьбы где-то на Лазурном берегу…»

Как минимум – быть счастливой самой, видеть счастливыми мужа и дорогих мне людей, вырастить счастливых детей. Занимаясь обожаемым делом и наслаждаясь жизнью. Остальное – детали. И от того, с каким количеством нулей будет сумма нашего дохода или на авто какого класса мы будем ездить, жизнь наша не изменится в самом главном – желании любить, творить, мечтать и быть счастливыми.  

Поэтому я внутренне собираюсь, перестаю что-то кому-то объяснять и начинаю работать. Без фанатизма, но с верой, что у нас все обязательно получится. И не так, как мы задумали, а гораздо лучше. Ведь мы молоды, влюблены, вдохновлены, способны, трудолюбивы и полны уверенности в том, что все мечты станут реальностью.

А когда снова станет туго, я вспомню о достижениях своих и чужих, вдохну и выдохну, соберусь и продолжу свой путь дальше, никому не позволив даже намекнуть о том, что наши мечты слишком далеки и недостижимы. Если мы можем о чем-то мечтать – значит, мы в состоянии этого достичь.

(Фото из рекламы божественных носков Sammy Icon)

Контекстное мышление

Как ни странно, доступно даже обезьяне. Вольфганг Кёллер, немецко-американский психолог, в своей книге «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» описал свой знаменитый эксперимент с обезьяной, бананом и ящиком. Всё вроде бы просто: с потолка свисает банан, обезьяна прыгает, чтобы его достать, но не может. Затем она некоторое время думает, смотрит по сторонам, находит ящик, встает на него и достает банан.

Что тут важно? Что произошло с обезьяной? Она не стала прыгать дальше – она поняла, что надо делать. У нее сложилась целостная картинка ситуации, она поняла контекст

Люди, не понимающие контекст, продолжают прыгать за своим «бананом», пока не сдуются.

И Кёллер сделал свое главное открытие: инсайт – это мгновенное усмотрение структуры. Со стороны кажется, что снизошло озарение, но все сложнее (или проще?): в какой-то момент приходит осознание, что пазл сложился. Другой психолог Макс Вернгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» описал подобные эксперименты с людьми и подтвердил выводы Кёллера. Мышление человека — это мгновенное усмотрение структуры, а не метод проб и ошибок, как считалось ранее.

Контекстное (холистическое, целостное) мышление даёт нам понимание, что не свойства целого определяются свойствами частей, а свойства частей зависят от свойств целого. Проще говоря, надо понять, что есть целое, тогда мы поймем свойства его частей.

Поняв это, мы приходим к выводу, что сначала надо уловить структуру, целое, а потом уже смотреть, как поведут себя разные свойства этого целого в этой конкретной структуре

Ведь нам важно понять не отдельные части, а взаимоотношения между ними

Простые вещи мы всегда видим целостными образами. Например, я смотрю на белую собаку и вижу именно белую собаку, а не просто что-то белое. Мы сразу видим образ предмета, а не его отдельные части. С бизнесом, даже небольшим, такой фокус не проходит. Как увидеть бизнес целостно, во всей полноте его контекста? Для мгновенного усмотрения структуры бизнеса сначала стоит пройти этап абстрагирования, потренировать своё мышление видеть структуры, системы, надсистемы и подсистемы. Видеть фрактальность этих систем. И hard, и soft. И многое другое.

Если всё это перенести на мышление человека, то мы увидим следующую картину: человек с развитым контекстным мышлением реагирует не на отдельные стимулы, а на целостную структуру. И эта реакция обычно уже мудрая, спокойная, проактивная.

По своему опыту могу сказать, что когда удаётся ухватить суть на уровне контекстного мышления, то понимание возникает сначала невербальное и ощущается оно где-то внутри тебя, не в голове, в области груди. Уже затем приходят слова, описывающие это понимание, но эти слова не всегда точны и не всегда их хватает

Но это и не так уж важно. Появляется ясное понимание, что следует делать, а чего делать не следует – бесполезно, а чаще просто вредно

В целях диагностики я всегда обращаю внимание, как описывают бизнес и ситуацию владельцы и руководители. Просматривается ли в их сообщениях попытки дать системную, целостную оценку, или они зациклены на частностях

Описывают контекст, или их мышление фрагментарно? Что их больше волнует – hard или soft, или и то, и другое? Речь о глобальном, или о локальном?

Затем пробую аккуратные заходы – а себя они включают в систему, которая требует улучшения и развития? Когда я слышу, если грубо выразиться, – «ты ко мне не лезь, иди на производство и помоги там навести порядок» – становится ясно, контекст скорее всего «я – начальник, ты – дурак» и работать не стоит. И совсем другое дело, когда человек хочет искренне и по-настоящему глубоко понять то, чем он занимается. Когда его волнуют суть и смысл его бизнеса, его работы.

Виды мышления.

Выделяют следующие виды мышления:

— Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.

Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.

— Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.

С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.

Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.

Этапы развития мышления

Наша способность мыслить развивается естественным образом в раннем возрасте. Когда мы взаимодействуем с другими, она становится направленной. Например, когда мы учимся ценностям у наших родителей и знаниям у наших учителей. Мы узнаем, что хорошо мыслить определенным образом, а плохо думать другим. Действительно, чтобы нас приняли в социальную группу, мы должны мыслить и действовать в гармонии с культурой группы.

Выделяют следующие ступени развития:

  1. Наглядно-действенный этап. Мышление ребенка раннего возраста связано с непосредственным восприятием предметов окружающего мира и проведением каких-либо действий с ними. Лишь после получения некоторого опыта ребенок способен к дифференцировке. Например, попробовав лимон, малыш будет думать, что все желтое имеет кислый вкус. И только пробуя на вкус другие желтые продукты, ребенок начнет понимать, что кислый именно лимон.
  2. Этап непосредственного оперирования вещами. На этом этапе у ребенка уже возникают элементарные понятия о вещах, их связях. Малыш пробует опустить в круглое отверстие круглый предмет, понимая, что их общий признак – форма круга. Но предвидеть результат и целенаправленно идти к нему он пока не может.
  3. Этап обобщения вещей и их свойств. Для этого этапа характерно развитие речи, которое происходит к концу второго года жизни. Ребенок начинает понимать такие обобщенные понятия как «дом», что подразумевает как здание с крышей и окнами, так и семью, домашний уют.
  4. Этап перехода от конкретного к обобщенному. В сознании малыша поначалу возникает неконкретный образ предмета, о котором он думает. И только потом этот образ обрастает рядом признаков, вследствие чего становится конкретным. Затем понятие еще больше расширяется за счет добавления присущих ему действий (пушистая кошка мяукает).
  5. Перестройка процесса мышления. Детей дошкольного возраста постепенно начинают интересовать явления, отношения вещей в окружающем мире, а не только то, с чем есть непосредственный контакт. Ребенок все больше и больше задает вопросов взрослым, постепенно выстраивая причинно-следственные связи (дождь пойдет тогда, когда на небе сгустятся тучи и будет греметь гром).
  6. Целенаправленная мыслительная деятельность. Формируется в младшем школьном возрасте, когда учителя закладывают в головах у детей различные методы решения задач. При этом школьник все еще не способен к абстрактно-логическому мышлению, не может объяснить своих умственных операций, решает все, пользуясь примерами.
  7. Последний этап – приобретение абстрактно-логического мышления. Начинает формироваться в среднем и заканчивает в старшем школьном возрасте. Подросток начинает понимать закономерности научных явлений, умеет точно и ясно выражать собственные мысли, выстраивать доказательства выполненного решения задачи, проводить его анализ, находить и исправлять ошибки. Мышление приобретает осознанный характер.

Вдохновение: что это такое и для чего оно нужно

Для начала давайте разберемся с самим определением. Если верить словарям, вдохновение – это особое состояние, в которое человек способен войти, и признаками которого являются наивысший эмоциональный подъем, прилив энергии и сил, высокая творческая производительность. Описывая свои ощущения в минуты вдохновения, многие творцы утверждают, что чувствуют состояние несущего тебя потока: ты не всегда можешь понимать происходящее, не в состоянии конкретно прогнозировать будущее и не отдаешь себе отчет, сколько времени прошло. То есть, такая «волна» может нести и пять минут, и час, и сутки, и, независимо от ее продолжительности, человек не ощущает других насущных потребностей – единственной такой остается потребность творить. Наверняка, вы слышали, что творческие люди в порыве вдохновения могут забыть о сне, еде, не замечать никого и ничего вокруг.

Также в состоянии креативного вдохновения человек становится очень харизматичным и сильным, способным влиять на других людей и вести их за собой. Кроме того, в этом особом состоянии нередко к творцам приходят различные просветления и озарения, непонятно откуда возникшие идеи. Большинство людей говорят, что в порыве вдохновения замечают необычайную легкость движения образов и мысли, они проясняются, поражают своей полнотой и яркостью. Душевные переживания обостряются, становятся очень глубокими и всеобъемлющими.

Специалисты объясняют такое состояние особенным ускорением всех когнитивных процессов – восприятия, памяти, мышления. Для творческих людей вдохновение нередко похоже на наваждение, как будто бы что-то «нашло»- человек занимается только одним искусством, забывая обо всем на свете, до момента завершения произведения. Если же человек задумался над решением какой-то трудной задачи, для него вдохновение может прийти в виде неожиданного озарения: как же так, он часами размышлял над вопросом, ничего не мог придумать, и тут – раз – щелчок, и вся картина стала ясна, как божий день! Все паззлы сложились, моментально пришло понимание, как поступить правильно и решить этот вопрос.

Все эти примеры приведены здесь для того, чтобы прояснить одну простую истину: вдохновение нужно не только лишь творческим людям. Зачастую оно не помешает даже в самых рутинных делах, таких как разбор документации или наведение порядка в квартире

По сути, не столь важно, что вам надо сделать: написать стих, придумать новую бизнес-идею, подготовить презентацию, или просто грамотно распланировать свои трудовые задачи. Во всех этих вещах совсем не лишним будет глоток новых сил и вдохновения, правда?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: