Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание (к. маркс)

Занятие № 28

Тема: «Философия сознания»

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное занятие.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения.

3. Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).

тема «Философия сознания» одна из самых важных и сложных тем в курсе философии. В рамках этой темы раскрывается сущность человека.

Цели обучения:

– общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями: ОК-1, ОК-2, ОК-8;

– учебная: знать методы и приемы философского анализа проблем;

социальные проблемы и процессы, основные мировоззренческие, социальные и философские проблемы, принятые в обществе моральные нормы; ключевые понятия: отражение, психика, сознание, восприятие, идеалы, мотивы, эмоции, воля, мышление, язык, знание и самосознание, бессознательное, герменевтика, феноменология, интенциональность, рефлексия; уметь анализировать социально-значимые проблемы, использовать на практике методы гуманитарных и клинических наук, анализировать мировоззренческие, социальные и философские проблемы, возникающие в современном мире; быть способным к постоянному самосовершенствованию; владеть методами гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов.

4. Место проведения семинарского занятия: учебная комната.

5. Оснащение занятия: учебная и справочная литература методического кабинета кафедры, философские тексты.

6. Структура содержания темы.

Лечение

Диагноз «сумеречное расстройство сознания» ставит психиатр, изучая клиническую картину и на основании беседы с пациентом и его близкими. Понадобится также консультация невролога и ряда узких специалистов, а также такие исследования, как МРТ и КТ головного мозга, ЭЭГ и др.

Если в процессе помрачения больной совершил преступление: нанес ущерб имуществу, вред здоровью или убийство, тогда проводится судебно-психиатрическая экспертиза. Она, среди прочего, подразумевает изучение документов, составленных сотрудниками правоохранительных органов, отчетов криминалистов, показаний свидетелей.

Лечение проводится в психиатрическом отделении больницы с помощью нейролептиков и транквилизаторов. Психотический тип расстройства потребует проведения индивидуальной психотерапии. Она необходима обязательно в случае произведенного больным преступления.

Если же сумеречное состояние непсихотического типа, тогда производится терапия основного заболевания.

Естественно, что для каждого больного подбирается индивидуальная тактика лечения в зависимости от вышеуказанных факторов.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Функции сознания

Теперь перечислим основные функции сознания:

  • отражательная функция призвана организовывать психические процессы, направленные на познание окружающей реальности (к таковым относят мышление, память, способность к восприятию);
  • творческая функция отвечает за создание чего-то нового;
  • оценочная функция предназначена для чувственной и эмоциональной оценки человеком всего происходящего с ним;
  • главной задачей преобразующей функции является формирование и построение конкретных целей и их воплощение в реальность;
  • времяобразующая функция ответственна за формирование цельной картины мира с прошлым, настоящим и будущим;
  • от рефлексивной функции прямо зависит способность человека сторонне оценивать собственное поведение и мышление.

Что первично: бытие или сознание?

В философии существует вопрос о первичности материи и сознания. Два основополагающих течения спорят, что является первоосновой всего. Материалисты уверены, что реальный мир и законы физики определяют духовную составляющую жизни.

Последователи идеалистического направления считают, что наше мышление, чувства, душа влияют на окружающую действительность. Главный аргумент идеалистов: человек развивается, потому что испытывает тягу к познанию. Если бы мысли людей ограничивали условия быта, исследователи, ученые и философы не совершали бы открытий. Человечество развивается благодаря стремлению разума узнавать новое.

Видео про зависимость сознания от бытия

В данном ролике Анна Макарова наглядно и доступно продемонстрирует, как бытие человека определяет сознание, опишет процесс простыми словами:

Теории о человеческом сознании

Природа и основы функционирования сознания всегда занимали важное место в проводимых учеными исследованиях и в выдвигаемых ими теориях. Рассмотрим наиболее популярные из них:

  • Теория дуализма построена на существовании двух субстанций: собственно сознания и физических объектов (так, уже Платон относил тело человека к миру материального, а душу считал принадлежащей миру идей). Однако, в самостоятельную теорию дуализм оформил Р. Декарт, противопоставлявший духовное материальному и разделявший на основе этого суждения душу и тело. Человеческое сознание Декарт считал единственным феноменом, в существовании которого нельзя усомниться. Одновременно с этим дуалисты так и не смогли объяснить, каким именно образом происходит взаимодействие между столь несовместимыми сферами: духовной и материальной.
  • Теория логического бихевиоризма основана на отрицании дуализма духовной и материальной сфер. Сознание сторонники данной концепции считают обычным поведением, а воспоминания, мысли, а также сферы восприятия и ожидания относят к факторам поведения.
  • Идеализм не только признает факт существования сознания, но и отрицает любую возможность существования физических объектов, независимых от сознания, мышления и восприятия. Одним из доказательств указанного утверждения является следующий аспект: не существует способа, который мог бы опытным путем подтвердить факт существования хоть одного физического предмета, находящегося за границей человеческого восприятия.
  • Материализм базируется на утверждении о физическом характере всего сущего. По этой причине материалисты относят сознание к физическому объекту, состоящему, как и все прочее, из высокоорганизованной материи.
  • Функционализм представляет собой относительно новую теорию, сформировавшуюся в последние десятилетия 20 века. Ее сторонники полагают, что психическое состояние человека целиком зависимо от возложенных на него функций, а сознание относится к одной из таких функций.

Тезисы материализма

Описанный выше подход в философии относится к материализму, от латинского слова «materialis» — «вещественный». Бытие в контексте учения Маркса – это мир вещей. Сознание человека – продукт взаимодействия с внешней действительностью.

Основные идеи материализма:

  1. Материя первична;
  2. Законам физического мира подчиняются как неодушевленные предметы и животные, так и человек, общество, культура и религия;
  3. Сознание является результатом взаимодействия материальных субстанций, например гормонов, нейромедиаторов.

Исторический материализм основывается на влиянии орудий производства на жизнь социума и описывает последовательное развитие стран.

Роль политэкономии

«Бытие определяет сознание», — автор «Капитала», говоря это, подразумевал свое собственное понимание человеческого мышления, которое в его представлении было тесно связано с политикой и экономикой. Для Маркса оно является отражением политической экономии. Помыслы человека, как правило, определяются его политическими и экономическими обстоятельствами. Маркс писал, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их социальное бытие определяет их сознание.

Возможно, самым большим вкладом философа в современную мысль является его всестороннее исследование роли идеологии или того, как социальное бытие определяет мировосприятие, которое приводит к определенным (по большей части бессознательным) системам убеждений и ценностей в зависимости от конкретной экономической инфраструктуры, зависящей от текущей эпохи. С марксистской точки зрения все культурные артефакты – религиозные системы, философские позиции, этические ценности – являются, естественно, продуктами мышления и как таковые подвержены этим идеологическим влияниям.

Ложное сознание

По мнению Маркса, мышление человека всегда было политическим, поскольку оно всегда было результатом политико-экономических обстоятельств. То, что человек думает о жизни, власти и о себе, является продуктом идеологических сил.

По мнению Маркса, идеологии объясняют и оправдывают нынешнее распределение богатства и власти в обществе. В обществах с неравным распределением социальных благ эти неравенства представлены как приемлемые, добродетельные, неизбежные и т. д. Таким образом, идеологии приводят людей к признанию статус-кво. Подчиненные люди верят в свое подчинение: крестьяне принимают правильность существования аристократии, фабричные рабочие соглашаются с мировоззрением капиталистов, а потребители не оспаривают власть корпораций. Эта вера в собственное подчинение, осуществляемое через идеологию, для Маркса является ложным сознанием.

То есть условия неравенства создают идеологии, которые вводят людей в заблуждение об их истинных устремлениях, ценностях и целях. Так, например, Маркс полагал, что рабочий класс был обманут национализмом, организованной религией и прочими формами «опиума для народа». Эти идеологические конструкции мешают людям понять, что именно они производят богатство, а значит, именно они-то и заслуживают право им владеть.

Что такое сознание?

Сознание — это одно из основных свойств головного мозга, представляющее собой сложный психологический механизм,  позволяющий человеку осуществлять контроль над собственным поведением и объяснять мотивы своих поступков, интерпретировать происходящие вокруг нас события, а также взвешивать и оценивать их последствия.

Сознание призвано отражать суть личности и характерные, свойственные ей индивидуальные черты, отображая окружающую индивида действительность и в эмоциональном, и в рациональном ключе. Оно характеризуется постоянной активностью, поскольку на протяжении всей своей жизни люди познают внешнюю реальность и формируют о ней собственные мнения и представления.

Данный феномен нельзя отнести к отдельной конкретной функции, он не закреплен за каким-либо определенным участком головного мозга, а формируется посредством слаженной работы многих участков мозга, на каждый из которых возлагаются свои функции. Структура сознания состоит из:

  • воображения
  • памяти
  • разума
  • воли
  • ощущений
  • чувств
  • эмоций
  • и некоторых других элементов.

Сознание ответственно за обработку сведений, которые человек получает как от внешних, так и от внутренних источников, его основополагающим и наиболее фундаментальным свойством является способность не только создавать целостную картину мира, но и сохранять ее. Эта способность позволяет людям осмысливать происходящее вокруг них, сопоставляя встающие перед ними проблемы с уже похожими и известными им (как из собственного опыта, так и из сторонних наблюдений) ситуациями, чтобы затем разрешить возникающие вопросы.

Хронокарта семинарского занятия

№ п/п

Этапы

семинарского занятия

Продолжи

тельность (мин)

Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятия.

2

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.

2.

Формулировка темы и целей.

3

Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия.

3.

Предварительный контроль знаний:

1. Понятие «психика»

2. Структура человеческой психики.

3. Понятие «бессознательное»

4. Язык и мышление

22

Индивидуальный устный или письменный опрос.

4.

Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия:

1. Эволюция развития психики

2. Структура сознания, его функции и свойства.

3. Бессознательное, его роль в поведении человека и возможности его изучения

4. Философские и медицинские аспекты психофизической проблемы

30

Изложение основных положений темы.

5.

Защита рефератов, выступления с докладами, аннотациями из научных журналов.

35

Рефераты, доклады.

6.

Итоговый контроль знаний.

5

Устный опрос.

7.

Задание на дом (на следующее занятие).

5

Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме.

План следующего с/з, индивидуальные задания.

Всего:

2,12 час

А правда, как всегда, посередине

Концепция человеческого сознания в абстрактном плане, как пассивный продукт бытия, происходит от предмарксистской философии и однозначно отвергается Марксом. Диалектика настаивает на постоянном изменении реальности, и ее сторонники также настаивают на том, что вещи и процессы реагируют друг на друга, а значит, являются взаимосвязанными. Бытие определяет сознание, но может быть и наоборот: хорошими примерами являются французские, русские и другие революции, в которых человеческое действие изменило фундаментальную основу экономики. Они стали возможными благодаря достижениям материальных сил, но могли произойти только благодаря действию человека, что, в свою очередь, зависело от его идеологической убежденности. Соответственно, бытие и сознание взаимозависимы и одинаково определяют друг друга. На практике мы не можем отделить одно от другого – они могут быть разделены только абстрактно.

Таким образом, настояние на первичности бытия не исключает и не умаляет роли мышления. Это означает, что сознание можно понимать только как отношение к материальному миру: оно сохраняет некоторую автономию, но в более широких рамках, от которых оно в конечном счете зависит.

Причины возникновения и виды

Причины развития патологии делятся на две группы:

  • органические – эпилепсия, эпилептиформный синдром, заболевания головного мозга, в том числе опухоли, поражение в результате черепно-мозговой травмы медиальных отделов височных областей и ряд других состояний;
  • функциональные – истерические психозы и сужение сознания, аффективные состояния, неожиданные ситуации с последствиями в виде тяжелых психотравм.

Бывают сумеречные расстройства психотические и непсихотические. К первым относят следующие типы, имеющие характерные проявления:

  1. Дисфорическое сумеречное состояние сознания. Человек действует упорядочено, он погружен в себя, отрешен от внешнего мира, тосклив, не реагирует на обращение к нему или произносит какие-то слова-стереотипы, не связанные с тем, что говорит собеседник. Лицо угрюмое, даже злобное. Такие больные могут узнать знакомых ему людей и обстановку, но действуют неадекватно и неспособны критично оценить то, что делают. Могут возникнуть мимолетные ощущения наличия двойника, рождения и смерти и т.п.
  2. Бредовое сумеречное расстройство сознания. Образуются бредовые идеи, а поведение больного соответствует их содержанию. Ему кажется, что его кто-то преследует, хочет причинить вред, заставить страдать, убить. Он сосредоточен, ведет себя упорядочено, но нормальное общение с ним невозможно. Поступки больного направлены на защиту от мнимой угрозы, продиктованной бредом, чаще всего асоциальные. Когда состояние приходит в норму, воспоминания о пережитом остаются.
  3. Галлюцинаторное расстройство характеризуется наличием иллюзий, устрашающими зрительными и слуховыми галлюцинациями. Общение невозможно, так как подобный больной вообще не воспринимает реальность и обращение к нему. Он мычит, произносит или выкрикивает отдельные слова или фразы, чаще всего – нечленораздельные. Как реакция на страшные видения возникает агрессия, вспышки которой выливаются в очень жесткие действия, выполняемые с огромной силой – нанесение побоев, убийство голыми руками или с помощью острых предметов.

Ряд психиатров выделяют еще один тип психотического сумеречного состояния сознания – онейроидный. Характеризуется он красочными фантастическими или сказочными галлюцинациями, сопровождающимися кататонией – нарушениями двигательных функций, т.е. возбуждением или ступором. 

К непсихотическим помрачениям сознания относятся:

  1. Сомнилоквия – говорение во сне.
  2. Сомнамбулизм – лунатизм, хождение во сне. Встречается у детей и подростков.
  3. Трансы – долговременные автоматические действия. Чаще всего больной при этом уезжает в другой город.
  4. Амбулаторные автоматизмы – краткие автоматические действия. Например: человек выходит из дома, садится в общественный транспорт, и, очнувшись, оказывается непонятно ему как и почему в незнакомом месте. Больной выглядит растерянным, задумчивым, галлюцинаций и бреда нет. То, что произошло с ним в состоянии помрачения он не помнит совершенно.
  5. Синдром Гензера – истерический вариант, возникающий как результат длительного стресса. Толчок к развитию расстройства – какое-либо психотравмирующее событие, неожиданное попадание в небезопасные, непривычные условия. Больной может говорить только об этих событиях, но он не отчужден от мира. Индивид ведет себя как клоун, «впадает в детство» — шепелявит, гримасничает, заведомо абсурдно отвечает на простые вопросы. Зная назначение вещей, он искажает их применение, например, перчатки пытается натянуть на ноги. Эмоции резко меняются на противоположные. После приступа у больного остаются отрывочные воспоминания о произошедшем, которые восстанавливаются после хорошего сна.

Сумеречное состояние переносит человека из реальности в галлюцинации. Последние заменяют травматичную для него ситуацию. Примеры помрачения: амок – возбуждение, агрессия и убийство; камлание шаманов – они сами вводят себя в помрачение и «заражают» им участников действа. Можно привести пример из литературы – леди Макбет, героиня одноименной трагедии У. Шекспира испытывает сумеречный эпизод во сне.

Основные характеристики сознания

Сознанию присущи такие характеристики как:

  • Активность, под которой подразумевается психологическая способность человеческого сознания отражать окружающий его внешний мир, воспринимая происходящие вокруг события не пассивно и разделяя их в зависимости от уровня значимости. Подобное деление событий всегда происходит осознанно, однако, индивид при этом не вмешивается в происходящие в мозгу процессы;
  • Интенциональность, т.е. направленность сознания, выражающаяся в желании индивида решить поставленную задачу либо приходить к намеченной цели. При этом, цели и задачи могут являться как продуктом осознанного человеческого мышления, так и результатом намерения, носящего бессознательный характер.

Чем сознания отличается от подсознания?

Но что же управляет нами во сне, когда сознание неактивно? Контролем физиологических процессов в это время занимается наше подсознание, действующее без согласия и одобрения человека. Главным отличием подсознания от сознания является тот факт, что подсознание активно всегда, оно функционирует беспрерывно на протяжении всей человеческой жизни, особенно ярко проявляя себя по ночам в виде снов. Но люди не замечают работы подсознания, из-за чего многие и вовсе не верят в его существование, совершая огромную ошибку.

У подсознания и сознания мало общих черт, их объединяет лишь то, что и первое, и второе понятие относят к составляющим разума человека, а вот различий между ними куда больше. Перечислим их:

  • Главное отличие между ними заключено в функциях, которые регулируют подсознание и сознание. Так, за сознанием закреплен контроль над логикой, интеллектом, коммуникацией, способностью к принятию решений и т.д., а главной функцией подсознания является контроль над физиологическими функциями, например, над дыханием, а также над эмоциями, чувствами и убеждениями человека;
  • Для активизации подсознания ему необходима полученная индивидом ранее информация, именно ее подсознание воспроизводит и доводит до уровня сознания. В противоположность этому, сознание способно воспринимать и анализировать сведения извне;
  • Еще одним различием между указанными терминами стало наличие мыслительного процесса. Сознание невозможно без мышления, в то время как подсознательная деятельность не требует подключения к ней мыслительных процессов.

Свойства сознания

К свойствам сознания относят:

  • Социальный характер. Под данным свойством понимается процесс формирования индивидуальных человеческих знаний в результате общения индивида с другими людьми;
  • Способность рефлексировать. Рефлексию относят к одному из важнейших свойств сознания, обозначая под данным термином деятельность мозга, направленную на раскрытие людьми специфики своего сознания и собственного внутреннего строения;
  • Внутренний диалогизм, т.е. техническое свойство нашего разума, позволяющее нам получать, обрабатывать и передавать сведения посредством внутреннего диалога с самим собой;
  • Предметность, т.е. способность сознания индивидуально отражать реальный мир в различных субъектах.

Благодаря свойствам сознания люди получают возможность переработать и осознать поступившую к ним в мозг информацию. Изначально им приходится прилагать значительные усилия для обработки данных сведений, но затем указанные процессы автоматизируются.

Пирамида Маслоу

Вопрос того, насколько важны материальные аспекты жизни, исследует как философия, так и психология. В 1943 году американский ученый Абрахама Маслоу сформулировал иерархическую модель, которая описывает приоритетность потребностей человека:

  1. В основании «пирамиды» находятся физиологические нужды в еде, тепле, отдыхе – базовые вещи, без которых люди теряют здоровье или умирают;
  2. Следующие три уровня описывают взаимодействие с социумом через необходимость в безопасности, принятия и уважения;
  3. Когнитивные и творческие цели лежат на вершине иерархии. Высшие потребности людей – познание, эстетика и самовыражение.

Как считает Маслоу, человек не перескакивает на верхние ступени, пока не удовлетворил потребности на низких уровнях. Таким образом, голодному и бездомному жителю города не будет дела до того, есть ли жизнь на Марсе или как доказать теорему Ферма.

Как проявляется деятельность сознания?

Сознание является частью психики, ответственной за внимание, рассуждение, способность к рациональному мышлению и принятию логически верных решений. На него возложен контроль за повседневными действиями человека, совершаемыми им добровольно, оно обрабатывает команды, посылаемые нам нашим разумом

Помимо этого, на сознание возлагается задача по поддержанию общения между индивидом и окружающим его миром, а также функция по налаживанию взаимодействия с внутренним «Я» каждого из нас.

Следовательно, сознание является продуктом деятельности головного мозга, позволяющего ему управлять вниманием индивида. При этом само управление может осуществляться как осознанно (например, человек сознательно щуриться, чтобы рассмотреть находящийся вдали объект) так и неосознанно, на уровне подсознания (когда люди непроизвольно щурятся от чересчур яркого освящения)

Неотложная помощь

Опасность сумеречного расстройства сознания в том, что больной под воздействием галлюцинаций, тревожности, злобы может нанести себе и другим довольно серьезный вред, так как в нем просыпается запредельная сила и агрессия. Он может напасть на кого-либо, находящегося рядом, крушить мебель и т.д.

Во избежание несчастных случаев и других негативных последствий реагировать на такое состояние нужно очень быстро. Конечно же, необходимо вызвать скорую помощь, но до приезда специализированной бригады для обеспечения безопасности больного следует уговорить сесть или лечь на кровать и ни на минуту не оставлять в одиночестве. Нужно следить, чтобы рядом не было бьющихся и колющих предметов, воспламеняющихся и других опасных веществ. Нельзя подпускать его к окнам и балконам, дверям.

Для безопасной транспортировки больного его фиксируют и вводят внутривенно 2-4 мл раствор сибазона (0,5%) либо реланиум, седуксен, диазипам. Этого обычно достаточно, чтобы он успокоился. В случае «несрабатывания» препарата, через 10 минут придется ввести половину дозы такого же лекарства. Подобный эффект дают нейролептики с супрастином или димедролом, а также аминазин, но он снижает артериальное давление, поэтому подходит не всем.

Сумрачное состояние может быть проявлением эпилептических припадков, тогда помрачение может быть одноразовым или повторяться. Если диагноз «эпилепсия» поставлен и выписаны лекарства, то приступ можно купировать выписанными медикаментами. Если психомоторное возбуждение не проходит, а нарастает, то требуется обязательная госпитализация.

Роль политики

В политически заряженном чувстве, становясь «политически сознательными», люди, по Марксу, пробуждают свою истинную политическую роль, свою подлинную идентичность. Рабочие классы станут осознавать себя как субъекты истории – они будут объединяться и делиться продуктами своего труда. По Марксу, это были их историческая роль и право. Для многих афроамериканцев «сознание» означало самоидентификацию и дискредитацию форм господства белых, в том числе тех, которые были интернализованы неграми.

Согласно марксизму, у черной женщины нет собственного мышления, потому что она в целом поддерживает систему, которой управляют белые мужчины-капиталисты. Если бы она стала политически сознательной, она бы мыслила иначе, или же нет? Какое должно быть ее «истинное» мышление? В этом одна из главных проблем фразы «Бытие определяет сознание».

Вопросы по теме занятия.

  1. Каковы основные закономерности эволюции психики?
  2. Охарактеризуйте структуру сознания, его функции и свойства.
  3. В чем отличия современных взглядов науки на бессознательное от фрейдовского учения?
  4. В чем суть психофизической проблемы и каково значение ее исследования для развития медицины?
  5. Каково соотношение понятий: психика, сознание, интеллект, мышление?
  6. Методы изучения сознания, вклад медико-биологических наук в исследование сознания.
  7. Каков современный уровень знаний психологии человека и проблемы, требующие дальнейшего исследования?
  8. Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным в структуре психики?
  9. В какой мере понятие «инстинкт» применимо к психике человека?
  10. В чем заключается тождество и различие психического и физиологического уровней?
  11. Что такое самосознание и какова его роль в поведении?

Стэндфордский эксперимент

Широко известен эксперимент Филиппа Зимбардо, который пытался выяснить, каким образом обстоятельства меняют человека, то есть бытие формирует сознание. Он отобрал 24 добровольца из числа студентов колледжа и поделил их на «охранников» и «заключенных».

Первым он вручил дубинки и дал большую свободу действий, в то время как вторая команда должна была подчиняться охранникам и выполнять все их распоряжения. Несмотря на то, что молодые люди в полной мере осознавали, что ведется эксперимент, они очень быстро вжились в своих персонажей и вели себя согласно той роли, которую выбрали. «Охранники» начали проявлять садистские наклонности и жестоко обращались со своими «подопечными», а «заключенные» впадали в депрессию, отчаяние и безнадежность. Такие радикальные перемены в поведении людей произошли очень быстро: эксперимент, который должен был продлиться около двух недель, был приостановлен уже через шесть дней.

Кто автор фразы «бытие определяет сознание»?

Цитата принадлежит теоретику исторического материализма Карлу Марксу. В предисловии к труду 1828 года «К критике политической экономии» философ пишет: общественная среда влияет на мысли, чувства, мировоззрение человека.

Учение Маркса строится вокруг идеи, что нематериальные процессы зависят от условий, в которых живут люди. К таким процессам мыслитель относит:

  • Религиозные верования;
  • Политический строй;
  • Взаимодействия внутри общества;
  • Культурное развитие.

В основе этих аспектов лежит быт, занятия членов общества, добыча ресурсов для выживания.

Соответственно, чтобы изменить способ мышления, нужно поменять среду жизни, труда. Если внедрить на фабрике станки или конвейер – рабочим, которые раньше выполняли простые механические действия, придется переучиться на новые задачи. Для этого потребуются дополнительные навыки, курсы повышения квалификации.

Идея того, что для работы важно образование, передастся следующим поколениям

Повелитель мух

Еще один пример – из области литературы. В романе «Повелитель мух» группа детей попадает на необитаемый остров без взрослых. Скудность ресурсов, отсутствие контроля и состояние отчаяния быстро меняют вчерашних школьников, превращая их в настоящих монстров. Две группы, на которые делятся потерпевшие кораблекрушение, находятся в конфронтации, и дело идет к совершению детьми убийства, однако их вовремя находят взрослые.

Сознание формируется под влиянием окружающих факторов. Именно это свойство человеческой психики и рекомендовал использовать Карл Маркс, чтобы провести перемены в обществе. Чтобы добиться чистоты на улицах, не нужно проводить агитацию о том, что нельзя сорить. Нужно просто убрать улицу, а люди постепенно сами привыкнут к такому положению дел и перестанут мусорить.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов

Данный вид работ учебным планом не предусмотрен.

11. Перечень и стандарты практических умений:

– написать и защитить реферат;

– выступить с докладом;

– написать аннотацию на научную статью из журналов «Вопросы философии», «Философские науки» др.;

– написать конспект на текст из первоисточника.

12. Примерная тематика НИРС по теме.

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

12.1. Темы рефератов:

  1. Происхождение сознания с точки зрения религии и науки
  2. Психосоматическая медицина
  3. Онтогенез сознания
  4. Соотношение чувств и разума в психике человека
  5. Современные представления о бессознательном
  6. Идеалы и цели жизни, их значение для здоровья человека
  7. Мозг и эмоции
  8. Структура интеллекта

12.2. Темы докладов:

  1. О психоанализе З. Фрейда.
  2. А.И. Герцен о природе сознания.
  3. Душа в представлениях античных мыслителей.
  4. И.М. Сеченов о человеческой психике.

12.3. Философские тексты:

  1. З. Фрейд. О психоанализе.
  2. З. Фрейд. Я и ОНО. 1. Сознание и бессознательное.
  3. З. Фрейд. Я и ОНО. III. Я и Сверх – Я (Я – идеал).
  4. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. О сознании самого себя.
  5. Дарвин И. Происхождение человека и половой подбор. Сравнение между умственными способностями человека и низших животных.
  6. Чаадаев П. Я. Философические письма.

11

Теория о формациях

Наследием Маркса стала теория о смене исторических формаций. Общество состоит из двух уровней:

  1. Базиса. Экономическое бытие включает способы производства и классы эксплуататоров и рабочей силы, на которые естественно делятся все жители;
  2. Надстройки. Институты власти и идеологические инструменты служат для контроля высшими сословиями низших.

Государство развивается согласно материальным законам и проходит через пять формаций:

  1. Первобытно-общинный строй. Коллектив людей живет на одной территории, пользуется общими простыми орудиями и не делится на классы;
  2. Рабовладение. Рабы – зависимая группа, не имеют личных средств производства. Хозяева владеют частной собственностью;
  3. Феодализм. Феодал владеет землей и зависимым населением, которое занимается сельским хозяйством;
  4. Капитализм. Буржуазия – собственник орудий труда. Пролетариат работает по найму;
  5. Коммунизм. Высшая ступень развития общества. Классовое неравенство и разделение труда исчезают.

Сознание и социальные движения

Многие общественные движения свободно трактовали представления Маркса о мышлении. Многие считают, что оно подразумевает поиск истинного исторического пути, в отличие от пропаганды, которую распространяют правящие элиты. К прмеру, феминистское движение говорило о повышении сознательности, а многие южноафриканские активисты называют себя частью Движения Черного Сознания, которое призывает чернокожих следовать своей «истинной» политической траектории (в противоположность идеям, изложенным, например, режимом апартеида). В последнем примере для многих южноафриканских чернокожих оно означало отказ от расистских представлений о неграх, отказ от белого правления и восстановление собственной национальной идентичности, истории и власти. К чему все это привело, мы можем видеть на примере современных ЮАР и Зимбабве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: