Обет Бодхисаттвы
На этом этапе особенное внимание уделяется этическому направлению духовного развития. Уже на самых начальных ступенях своего духовного пути, часто сразу после инициации, неофит принимает обет Бодхисаттвы
Он заключается в посвящении своей жизни духовному служению и требует развития безмерного сострадания ко всем существам. Обет Бодхисаттвы предполагает обретение таких добродетелей, как: страстная устремленность к Цели, терпение, деятельное служение людям, постоянная медитация, освобождение от ложных привязанностей и желаний, соблюдение всех буддийских нравственных требований, т.е. ахимсы, воздержания от лжи, воровства и т.д.
Стремясь как можно быстрее освободиться от этических несовершенств, адепт начинает неустанно работать над искоренением своих пороков и преобразованием своей психо-эмоциональной сферы. Он стремится устранить все эгоистические проявления, освободиться от недуховных начинаний и привязанностей, а также постоянно развивает в себе положительные качества и свойства.
Процесс этического совершенствования значительно убыстряется благодаря использованию определенных психоэнергетических методов. Одним из них, играющим огромную роль, особенно в первые годы духовной практики, является работа с йидамом.
Практика работы с йидамом в тибетском тантризме включает в себя два важных этапа:
- Создание четкого образа того или иного мифологического существа, обладающего определенным комплексом положительных качеств, недостающих адепту (йидам выбирается наставником в соответствии с индивидуальными особенностями ученика).
- Полная идентификация с этим образом.
Отождествление с йидамом осуществляется сразу на всех уровнях. Практикующий, полностью вживаясь в тот или иной образ, начинает воспринимать, ощущать окружающий мир, действовать в нем так, как это бы сделал йидам. (Работа с йидамом применяется и в других духовных традициях, например, в христианстве. Так, в католицизме для идентификации используется образ Иисуса Христа. Православные исихасты отождествляли себя с образом своего духовного наставника.)
Эта практика позволяет очень быстро освободиться от всех обусловленных прежней жизнью реакций, стереотипов мышления, избавиться от своего «я» и выработать новое, «магическое» отношение к жизни.
Мотивация важна
Что касается отказа от мира, то вопрос состоит в том, от чего именно мы отказываемся. Обычно это вещи, которые, как нам кажется, приносят счастье. Но со временем в практике мы начнем переживать такие состояния ума, которые выходят далеко за пределы обычных мирских радостей. Привычка думать, что в мире есть нечто восхитительное, что придется отвергнуть, возникает лишь потому, что до сих пор ничего другого мы не знали. Когда появляется больше медитационного опыта, обнаруживается, что ум сам по себе содержит столько всего замечательного, что нам уже нечего искать снаружи. И с этого момента речь не идет об отказе или отвержении.
Однако теперь важно не погрузиться в наслаждение. Наша мотивация очень важна
В ней не должно быть эгоизма. Наша подлинная цель — двигаться дальше, не застревая в приятных ощущениях и хороших состояниях концентрации. Это путь Бодхисаттв, основа всего.
Взращивание терпения и любви
Современное общество живет в невероятно быстром темпе, окружая нас со всех сторон множеством самых разных стимулов, переполняющих чувства и заставляющих забыть о главном.
К примеру, многие достижения современной науки и техники приучили нас к тому, что все в нашей жизни должно происходить мгновенно или почти мгновенно – и не только в нашей. Мы искренне убеждены в том, что на любые сообщения мы должны отвечать как можно быстрее. А если нам понадобится положительное подтверждение собственной значимости в виде «лайков» или комментариев, то все, что нам для этого нужно – это загрузить пару фото в социальные сети.
Только вот… на самом деле жизнь устроена совсем не так. Она идет вперед в своем собственном ритме. И настоящие, глубокие и крепкие отношения можно создать лишь благодаря медленной магии дней, сменяющих дни, терпения, уважения и спокойной, мудрой привязанности.
И если мы научимся быть более терпеливыми в этом суматошном мире, то с удивлением осознаем, что это заодно утихомирит и такие наши эмоции как гнев, зависть, ярость и раздражение.
Негативные эмоциональные состояния – к примеру, тревожность и стресс – по большей части являются следствием именно этой нашей тяги к мгновенности. Они порождены нашим страхом перед завтрашним днем, а также необходимость двигаться в неизвестное и неопределенное будущее.
Так давайте же научимся принимать настоящее через терпение, и это поможет нам избавиться от страха перед будущем.
Махамудра
Второй вид випашьяны в Алмазном пути — это выполнение медитации проникновения в суть без какой-либо опоры. Здесь мы не представляем Будд, не работаем с дыханием, а просто медитируем непосредственно на ум. Это часть Махамудры. Эту медитацию можно выполнять с опорой или без опоры, то есть с практикой Йидама или без нее. Если используется практика Йидама, то говорят, что для вхождения в випашьяну мы применяем методы; если же практика Йдама не включена, значит, никаких средств нет — ни внешних, ни каких-либо иных. Есть только прямое переживание ума.
Итак, существуют два вида випашьяны, или медитации проникновения в суть: аналитический и прямой. И то и другое — випашьяна. Возможно, вы слышали о концепции, которая описывается санскритскими словами «пандит» и «Кусали». «Пандит» означает «ученый», и это название относится к аналитической сфере. А «Кусали» — это прямая часть, то есть чистая Махамудра без примеси чего-либо еще.
Есть также метод, называемый «Махамудра-шаматха» или «Махамудра-шинэ». Это немного иная версия шинэ по сравнению с той, к которой мы привыкли. Здесь мы пытаемся удерживать ум без объекта уже на уровне шинэ, то есть фокусируемся на самом уме, не на чем-либо еще
Не обязательно разбираться во всех этих разных видах медитации, важно ориентироваться на свои возможности. Если мы используем методы, они приведут к результату — Освобождению и Просветлению
Но какие именно методы применять — определяется нашими индивидуальными способностями. Все методы одинаково хороши, но некоторые работают быстрее, а другие — медленнее. Наверное, вы догадываетесь, который из них самый быстрый. Разница в их скорости довольно серьезная.
Особенность Алмазного пути — в том, что его средства очень мощные, и потому результаты достигаются быстро. Но мы не должны представлять его себе как нечто изолированное. Применение его средств требует определенного понимания. Если только медитировать, не имея правильных представлений о пустоте или имея ложные, результаты получить трудно. Так что все взаимосвязано.
Мы идем путем Бодхисаттв, и это очень важно. И необходимо всегда иметь хорошую мотивацию
Напоминать себе, почему и для чего мы все это делаем. Эгоистические основания нам не помогут, чтобы правильно продвигаться вперед, мы должны по-настоящему понимать — если мы хотим делать больше для других, нам нужно еще учиться и развиваться. Это всегда должно быть в фокусе нашего пути. И цель — не только что-то приятное для нас самих, мы идем дальше этого. Мы хотим пройти весь путь, преодолеть все ограничения, все, что создает проблемы для кого бы то ни было. Это чрезвычайно важно.
Перевод с английского Елены Леонтьевой
Энергетика пары и ее особенности
Чем сильнее чувства между мужчиной и женщиной, и чем дольше они вместе, тем прочнее энергетический канал между ними образовывается. Канал становится шире и начинает циркулировать более мощный энергетический поток. Таким образом, и создается семья, которая со временем становится только сильнее и ей не страшны никакие угрозы. В таком союзе пара может преодолеть любые трудности, а все члены семьи тонко ощущают друг друга. Если по правильному принципу создаются пары с гармоничным открытием каналов на каждом уровне, то чакры становятся яркими и светящимися. Со временем благодаря доверию, любви, уважению и искренности энергетическая связь становится крепче, объединяя и усиливая всех членов семьи.
Если же отношения созданы по принципам, когда партнеры друг друга оскорбляют, унижают и не уважают, то со временем такая связь между мужчиной и женщиной только ослабевает. И через время тускнеющие каналы гаснут, а когда-то любимые и любящие люди расстаются. Иногда бывает, что один из партнеров начинает манипулировать и доминировать над другим. Одно биополе будто бы обвивает собой другое, подавляя его. Но ничего хорошего не получится из таких отношений. Рано или поздно они в любом случае разрушатся, все будет зависеть только, что станет катализатором и каким способом это произойдет. Это многое объясняет тем, кто хочет понять, почему люди некогда близкие становятся совершенно чужими друг другу.
При разрыве каналы у партнеров таких пар ослабевают, полностью со временем прекращая энергообмен. Но бывают случаи, когда каналы все равно сохраняются и обмен продолжается, а людей сильно тянет друг к другу. И есть случаи, когда люди возобновляли свой союз и продолжали быть вместе, будучи счастливыми. Но при резком разрыве связи одним партнером, другой очень страдает и не может забыть любимого человека на протяжении длительного времени. По мнению ведической психологии, именно женщина является энергетическим донором для партнера на протяжении семи лет после разрыва. И чтобы разорвать такую связь и перекрыть канал оттока энергии, существуют специальные эффективные практики, которые можно сделать самостоятельно.
Читайте нашу статью «7 мечей Таро – значение и толкование при различных ситуациях».
Каждый человек стремится к счастью и старается создать гармоничный счастливый союз. Именно тантрическая связь поможет вам вывести взаимодействие с партнером на совершенно новый, более качественный уровень. Самостоятельно вы можете совершить череду определенных ошибок, на исправление которых может уйти много времени
Специалисты центра Арканум arcanum.ru помогут понять, что важно в выборе партнера и как сделать уже существующую связь между мужчиной и женщиной более гармоничной и счастливой. С помощью опытных профессионалов вам легче и быстрее будет создать союз, о которым вы мечтаете
Используйте такие знания, чтобы сделать собственную жизнь счастливой.
Что дает истинную свободу и освобождение?
Свобода и освобождение — это результат духовной практик и духовной реализации, собственно все учения так или иначе учат тому, как добиться, дойти до цели, осуществить освобождение. Но разве мы связаны? Скорее да, чем нет. Если бы все было иначе, то… не было бы и смысла говорить об этом и писать статьи на эту тематику, придумывать все новые и новые разные учения.
Тантрическая медитация — это то, что освобождает человека, постепенно мы разбиваем узлы условностей и рабства, наш ум и тело становятся другими. Эту чудесную трансформацию могут заметить и другие люди. Это случается если мы правильно практикуем и делаем все так как нужно. В ином случае мы просто тратим время, совершаем нелепые поступки, пытаемся найти брешь там, где её нет.
Истинная медитация подобна лотосу
Что же делает нас несвободными? Наша собственная глупость, невежество и омраченность, негативные эмоции, которые мы порождаем в своем уме и порождаем в умах других, через склонности и предвзятость, стереотипы и шаблоны поведения.
Свободным может стать лишь тот, кто развивает в себе мудрость, понимание, любовь и сострадание. Тот, кто не копит в себе злобу и ненависть, не раскидывается ей и не ищет себе врагов. Такой человек действительно, приближается шаг за шагом к освобождению. Что касается других? Другим не понять просто этого, их возможности простираются лишь в область наблюдения за всеми теми, кто следует этому глубокому пути освобождения от страдания и ограниченности.
Духовное совершенствование человека связано с освобождением на пути Тантры
Да, действительно, во многом, мы страдаем по причине непонимания и ограниченности. Попробуйте научиться понимать и преодолевать собственное невежество и негативные эмоции и в этом вам поможет тантрическая медитация и тайные практики.
Что может дать тренинг
Навязчивые негативные мысли бывают у разных людей, на разные темы. Но психологический принцип один. Чтобы избавиться от надоевшей «ментальной жвачки», нужно разобраться в своих желаниях.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает каждому человеку определить структуру своей психики, увидеть истинные желания, показывает пути их правильной реализации — не в минус, а в плюс.
Когда поток мыслей устремляется по нужному руслу и приводит к воплощению истинных желаний, то изматывающий внутренний диалог прекращается.
Хороший мозговой штурм при решении задач, поставленный самой жизнью, настройка на потребности других людей, стремление услышать их и понять, по-хорошему выхолащивает голову и освобождает энергию для жизни. Человек начинает полностью находиться в моменте и чувствует радость от участия в нем.
Об этом говорят люди, которые имели навязчивые негативные мысли и полностью избавились от них на тренинге:
Невроз навязчивых состояний лечение
Психотерапевтические методы лечения невроза навязчивых состояний
- Психоанализ
ЦельМетоды.Эффективность
- Когнитивно-поведенческая психотерапия
Цель.Методыэкспозиция и предотвращение реакцийЭффективность
- Гипносуггестивная терапия – сочетание гипноза и внушения.
Цель.Методы:Эффективность –
- Групповая терапия
Цель.МетодыЭффективность
Медикаментозное лечение невроза навязчивых состояний
бессонницу
Группа препаратов | Представители | Механизм действия |
Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина | Циталопрам, Эсциталопрам | Блокирует обратный захват серотонина в синапсах нейронов. Устраняет очаги патологического возбуждения в мозге. Эффект наступает через 2-4 недели лечения. |
Трициклические антидепрессанты | Мелипрамин | Блокирует захват норадреналина и серотонина, облегчая передачу нервного импульса от нейрона к нейрону. |
Тетрациклические антидепрессанты | Миансерин | Стимулирует высвобождение медиаторов, которые улучшают проведение импульсов между нейронами. |
Антиконвульсанты | Карбамазепин, окскарбазепин | Эффект связан с ингибирующим (замедляющим процессы) действием препаратов на лимбические структуры мозга. Антиконвульсанты увеличивают уровень триптофана – аминокислоты, повышающей выносливость и улучшающей работу ЦНС. |
Вспомогательные методы лечения невроза навязчивых состояний
- Фитотерапия – лечение невроза навязчивых состояний растительными препаратами на основе лекарственных трав.
- В дневные часы назначают препараты зверобоя продырявленного – Деприм. Зверобой оказывает мягкий тонизирующий эффект на нервную систему, облегчает депрессию.
- Вечером принимают препараты с выраженным седативно-снотворным эффектом – валериана, пион, пустырник, хмель, мелиса в виде спиртовых настоек, седативных сборов или в таблетках.
- Препараты омега-3-жирных кислот – Омакор, Теком. Улучшают кровообращение головного мозга и укрепляют оболочку нейронов.
- Акупрессура – точечный массаж. Для лечения невроза навязчивых состояний и депрессий массажируют точки у основания черепа и на его поверхности.
Обряд Чход
Начинающие адепты, по рекомендации своего духовного наставника, могут использовать и другой метод — обряд Чход. Обряд совершается в одиночестве, в уединенном, внушающем ужас месте. Адепт отождествляет свои страсти, пороки, ложные желания с собственным телом и затем, визуализируя различных сверхъестественных существ, отдает им тело на растерзание. Если у подвижника хорошо развита способность к продуцированию образных представлений, он действительно видит свою плоть, терзаемую и разрываемую на части сонмом ужасных созданий… Цель этого обряда — отрешиться от своего «я».
Определенная работа совершается на кладбищах, где тела умерших предлагаются на съедение животным. Невольно приходящие в таких местах размышления о смерти, о бренности тела заставляют адепта по-другому взглянуть на запас оставшегося у него на Земле времени, способствуют устранению ложных привязанностей и желаний. Кроме того, такая форма духовной работы может содействовать появлению состояния неразличения между отталкивающими и привлекательными объектами. (Аналогичная работа проводится и индийскими йогинами, и мусульманскими суфиями. Размышления о смерти — неотъемлемая часть духовной работы и других школ и направлении йоги).
Помимо этих оригинальных практик адепт выполняет массу упражнений, способствующих приведению в порядок тела и его биоэнергетических структур (используются, например, методики сходные с хатха-йогой), установлению «ментальной паузы», развитию способности к совершенной концентрации, визуализации. На этом этапе широко применяются некоторые ритуалы, молитвы, мантры, используются различные психофизические упражнения, дыхательные практики, янтры (символические диаграммы) и т.д.,
Подробнее остановимся на искусстве визуализации, т.к. это — один из наиболее характерных тибетских тантрических методов.
Компульсивные действия
Это поступки, которые стереотипно повторяются и не имеют под собой рациональной основы. С точки зрения логики нельзя объяснить, зачем пациенту нужны компульсивные действия. Для самого больного они приобретают характер защитных ритуалов. Если выполнять определенные действия, то не случится ничего плохого.
Такие действия могут быть самыми разными: от касания волос до тиков. Примечательно, что при подростковом развитии болезни преобладают именно тики. Изначально они могут быть приняты врачами за соматические дисфункции, однако проявляются более сложным комплексом движений.
Выполнение таких действий может сопровождаться неприятным чувством: пациент понимает, что его поступки бессмысленны, но не может остановиться. Если проведение ритуала нарушается, то больной испытывает сильный дискомфорт и стремится продолжить его выполнение, как только появится такая возможность.
Не стоит сразу ставить диагноз ОКР всем, у кого есть дурные привычки – кусать губу, поправлять челку. Они преследуют многих. Отличие здорового психически человека в том, что при должном уровне самоконтроля он может отказаться от повторяющихся действий. Часто он их и не замечает, пока не укажут окружающие. Больной с ОКР точно знает, что и как он делает вовремя компульсивных действий. Он не может избавиться от привычки сам без помощи специалиста.
Важно вовремя дифференцировать ОКР от других психических заболеваний, в том числе более опасной и серьезной шизофрении. Поэтому при появлении специфических симптомов важно обратиться к специалисту за постановкой диагноза
ОКР хорошо лечится, курс препаратов в сочетании с психотерапией помогут скорректировать поведение и восстановить нормальный ритм жизни.
Наши врачи
Иванова Татьяна Семеновна
Врач психиатр, врач высшей категории
Стаж 26 лет
Записаться на прием
Ластовкина Валерия Валерьевна
Врач психиатр
Стаж 4 года
Записаться на прием
Сейку Юрий Викторович
Врач — психиатр, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж 47 лет
Записаться на прием
Богданова Наталия Ивановна
Врач психиатр, психотерапевт
Стаж 20 лет
Записаться на прием
Лечение и терапия
Лечение ОКР состоит из двух важных пунктов:
- фармакологическая поддержка;
- психотерапевтическая работа.
В каждом случае выбор лечения сугубо индивидуален – врач может назначить самые разные группы препаратов – от антидепрессантов и транквилизаторов до нейролептиков. Терапия подбирается с учетом всех особенностей пациента (типа навязчивостей, структуры личности, характера течения заболевания и др.)
Важно выяснить, что привело к развитию болезни
Необходимая составляющая эффективного лечения – это психотерапия. Обычно при ОКР работа со специалистом занимает довольно много времени и может потребоваться несколько десятков сеансов. В первую очередь психотерапевт работает с самоконтролем пациента, учит его расслабляться и переключаться. Затем необходимо пережить столкновение с вещами и событиями, которых больной боится или избегает.
Результат – сознательный контроль над эмоциями, действиями, возврат с полноценной жизни, без навязчивостей.
- Нарушение сна
- Психологическая травма
Тибетский буддизм или буддийский тантризм
Буддизм оформился в Тибете в виде ряда школ и направлений. Наиболее известны из них: нингма, карджу, гелуг, ваджраяна. Они имеют свои особые линии преемственности, свои подходы к учению Тантр (Священные индуистские и буддистские книги, входящие в число канонических текстов. В данном случае речь идет о буддийских тантрах), свои эзотерические трактаты и различаются тем, что в методологии духовного продвижения выделяют тот или иной аспект учения Гаутамы Будды. В то же время, несмотря на имеющиеся различая, все они, в сущности, используют сходные эзотерические практики. Последние и станут основным объектом нашего внимания. Но сначала несколько необходимых отступлений.
Тибетский буддизм иногда называют буддийским тантризмом. В действительности, этот термин нельзя применить к тибетскому буддизму в целом, т.к. религиозный мир Тибета очень неоднороден.
Условно представителей всех направлений тибетского буддизма можно разделить на две большие группы. К первой принадлежат монахи и миряне, делающие в своем духовном развитии упор на соблюдение нравственных требований буддизма и отправлении культовой обрядности. Во вторую группу входят те, кто использует для своего духовного продвижения также и тантрические методы. Иными словами, в Тибете существует, с одной стороны, буддизм обрядовый, с другой — буддизм тантрический.
Термин «тантризм» трактуется неоднозначно. Основное значение слова «тантра» в переводе с санскрита — «активность», «действие». Потому, последователями тантры считаются те, кто идет путем действия, путем непрерывных собственных усилий, путем практики раджа- и буддхи-йоги. Однако, существуют и другие мнения на этот счет. Тантристами иногда также называют:
- всех тех, кто признает Тантры,
- представителей некоторых индуистских и буддийских школ, использующих в своей духовной практике сексуальные формы взаимодействия,
- некоторые буддологи называют тантризмом только ваджраяну — одно из направлений тибетского буддизма.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению эзотерических методик буддийского тантризма, кратко остановимся на некоторых самых основных буддийских понятиях.
Откуда берутся мысли
Жизнь человека — постоянный поток желаний. Возникает желание — возникают мысли, как его реализовать. Если в голове много мыслей, которые крутятся вокруг одного и того же предмета, значит, есть желания, которые ищут выхода, но не находят. По разным причинам: человек не знает, чего хочет, не знает, как реализовать свое желание, не имеет навыков реализации желаний. Нужно разобраться, что просится наружу.
Навязчивые мысли бывают разными. Иногда они зацикливаются на травмирующих ситуациях прошлого в попытках пересмотреть то, что уже не может быть изменено.
Например, человек вспоминает, как его обидели, — во всех подробностях, распаляясь так же, как в момент, когда это произошло, сжимая кулаки, одновременно прокручивая варианты мести и чувствуя свою беспомощность.
Крутятся вопросы: «Почему он так со мной поступил? Почему я ему не ответил? Зачем я вообще с ним связался?»
Такие навязчивые мысли свойственны людям с привязанностью к прошлому и отличной памятью. У них есть желание сохранять опыт и традиции, изучать историю. Стремление прокручивать прошедшие болезненные ситуации вызвано у них неправильным применением этого желания и свойств. Природа наделила их феноменальной памятью не для зацикливания на прошлом, а чтобы учиться, запоминать большие массивы информации и учить других людей, передавать опыт, быть экспертом, аналитиком.
Непрекращающийся внутренний диалог — особенно травмирующее состояние для людей, имеющих абстрактный интеллект, когда их способности не реализуются в полной мере. Процесс мышления доставляет им удовольствие, но, когда не имеет точки приложения, становится бессмысленным, тупиковым.
Чаще всего навязчивый внутренний диалог связан с депрессией, мыслями о бессмысленности жизни и суицидными мыслями. Это могут быть вопросы без ответов: «Зачем все это? Зачем я? Что мне нужно в жизни? Почему я не могу жить, как все? Почему все радуются, а я не могу?»
Так описывает это изматывающее состояние Екатерина:
Таким людям трудно понять, чего они хотят, потому что их желания не связаны с обычными человеческими желаниями — создать семью, сделать карьеру, полюбить. Они ищут познания — себя и окружающего мира, но не всегда осознают это. Они созданы, чтобы думать, создавать идеи. В потенциале это творческие личности, писатели, поэты, музыканты, лингвисты, программисты, талантливые изобретатели, психиатры, ученые. Нереализация предназначения создает поток мыслей, гораздо больший, чем у людей с другими формами психики, потому что объем их психики и сила желания бо́льшие. Поэтому и страдание ощущается во много раз сильнее, вплоть до желания покончить с этой жизнью. Так болит душа.
Связь алекситимии с психическими расстройствами
Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.
Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.
Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.
Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.
Основы тибетского буддизма
В среде некоторых исследователей буддизма сложилось представление о том, что буддизм атеистичен, что он отрицает Бога. Вероятно, это произошло из-за того, что буддисты рассматривают Бога не как какую-то Почтенную Личность, ожидающую поклонения, а как Тотальное Сознание, разлитое во всем и воспринимаемое в виде Ясного Света. (Хотя действительно, в буддизме есть некоторые немногочисленные школы, которые извращая его основы, отрицают существование Бога).
Лучшие духовные школы буддизма, в том числе тибетского тантризма, ориентированы на достижение непосредственного постижения Бога. Основная цель их последователей — слияние своего индивидуального сознания с Божественным Сознанием. Эта цель реализуется через длительную, упорную работу по самосовершенствованию, через обретение «трех качеств природы Будды»: Совершенного Сострадания, являющегося аналогом христианской, суфийской, индуистской Любви, Совершенной Мудрости, Совершенной Силы. Основной акцент в обретении этих аспектов Совершенства Будды делается на собственные усилия самого адепта, т.к. буддизм считает, что в каждом человеке есть все необходимое для того, чтобы стать Буддой.
Одним из обычных терминов в буддийской практике является термин «Нирвана». Он служит для обозначения высших состояний сознания, достигаемых за счет расширения индивидуального сознания в одной из двух высших пространственных мерностей. (Говоря языком Бхагавадгиты — на плане Брахмана и Ишвары.)
Термин «Нирвана» обозначает целый класс состояний, ступеней восхождения — от первого достижения этого состояния до полного утверждения в его высших проявлениях. Это происходит за счет освоения статического и динамического аспектов Нирваны в Брахмане, Нирваны в Ишваре. Но существует также очень большая дистанция между достижением таких состояний и полным овладением ими.
В буддийской практике встречается и другой термин «Освобождение». Он означает расторжение всех привязанностей ко всему земному, включая собственное тело и свое «я». Благодаря этому, адепт выходит из вовлеченности в круг рождений и смертей, из колеса сансары (проявленное бытие, мир форм), как говорят буддисты.
Духовная работа в лучших духовных школах Востока и Запада ведется одновременно по трем взаимосвязанным направлениям: этическому, интеллектуальному, психоэнергетическому. То же, в целом, наблюдается и в тибетском тантризме.
Школы тибетского буддизма
Скажем несколько слов о системе обучения в школах буддийского тантризма. Как правило, в нем отсутствует какая-либо жесткая схема. Духовный наставник, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика, в соответствии с этим выстраивает всю программу обучения. В то же время, нельзя не сказать о том, что на тех или иных сходных этапах духовного продвижения учеников наставником используется определенный набор стандартных приемов и техник.
В педагогическую систему тибетских лам, как правило, не входят длительные наставления и поучения. Чаще всего ими применяется наглядный метод, предоставляющий ученикам возможность черпать знания из собственных наблюдений и личного опыта. (В этом тибетские ламы очень походят на суфийских шейхов.) Помимо всего прочего, такая форма обучения дает возможность ученику быстро развить способность мыслить самостоятельно. Процесс обучения, очень условно, можно разделить на три этапа: предварительный, основной, заключительный. Подробно рассмотрим каждый.
Предварительный этап преимущественно связан с интенсивной работой этического и интеллектуального плана. Неофит посвящает все свое время активному преобразованию своей психоэмоциональной сферы, этическому совершенствованию, изучению различных канонических текстов, рекомендуемых ему наставником. Но помимо этого, начинающий адепт, если он способен к дальнейшему продвижению, проходит курс предварительных психоэнергетических тренировок, готовящих его к основной духовной практике.
Выводы
Алекситимической личности сложнее достигать высокого уровня качества жизни из-за низкой приспособляемости, склонности к социальной изоляции, наличия рисков развития патологий соматического и психического характера.
Так как алекситимия — относительно постоянная черта, больным рекомендуется участвовать в психотерапии, углубляющей осознание переживаемых эмоциональных состояний и изменяющей модель межличностного поведения.
К сожалению, больные с алекситимией не чувствуют необходимости в лечении. Поэтому обратиться к психотерапевту за помощью должны члены семьи.
Результаты исследований таких пациентов показывают, что при грамотной терапии скорость прогрессирования патологии снижается.
Таким пациентам показаны когнитивно-поведенческие методы и групповые занятия. Психотерапия должна быть направлена на реальные, текущие события, являющиеся стимулом для эмоциональных переживаний. Со временем удается научить больных выражать эмоциональные состояния, отличая их от соматических ощущений.
Как показывает практика, опытные врачи, контактирующие с пациентом, жалующимся на несуществующие симптомы заболевания, предполагают наличие алекситимии, признавая ее влияние на соматику, и направляют пациента к психотерапевту.
Источники
- Тейлор Г.Д.: Последние разработки в теории и исследованиях алекситимии. 2000;
- Donges US, Suslov T: Алекситимия и автоматическая обработка эмоциональных раздражителей: систематический обзор. 2017;
- Йекта М., Бешарат М.А., Рокнольдини Е. Объяснение алекситимии с точки зрения личностных измерений в выборке общих популяций. Социальные и поведенческие науки 2011;
- Uziałlo J: Оценка выбранных параметров алекситимической личности. 1999;
- Яковская Е.: Алекситимия как объяснение расстройств в социальных отношениях у детей и взрослых.2011;;
- Валкамо М., Хинтикка К., Хонкалампи К и др.: Алекситимия у больных ишемической болезнью сердца. 2001;
- Лоас Г., Баэлде О., Веррье А.: Взаимосвязь алекситимии и зависимым расстройством личности: размерный анализ. 2015;
- Билотта Э., Джакомантонио М., Леоне Л. и др.: Алекситимичность: необходимость или удобство, негативная эмоциональность, избегающие копинг-взаимодействия и алекситимия. 2016;
- Ирвин Х.Д., Мелбин-Хелберг Е.Б.: Алекситимия и диссоциативные тенденции. 1997;
- Luminet O, Bagby M, Taylor GJ: Оценка абсолютной и относительной стабильности алекситимии у пациентов с сильной депрессией. 2001.