Ступени йоги
- Яма – основные этические законы.
- Нияма – базовые принципы поведения личности, базирующиеся на самодисциплине.
- Асана – положение.
- Пранаяма – контроль дыхания, достигаемый посредством проведения дыхательных практик.
- Пратьяхара – освобождение ума от воздействия чувств.
- Дхарана – создание особых условий для ума, посредством чего достигается сосредоточение в одной точке на 90%.
- Дхьяна – регулируемый поток сознания, благодаря которому можно размышлять об определённом явлении либо понятии.
- Самадхи – особое созерцательное состояние, выражающееся в спокойствии сознания и снятии имеющихся противоречий между внешним и внутренним мирами.
Яма
Через эту ступень прокладывается дорога к просветлению. Эта ступень основывается на пяти принципах:
- Ахимса – принцип ненасилия, безвредность по отношению к живым существам и к окружающему миру;
- Сатья – освобождение от лжи и самообмана;
- Астея – избавление от жадности и желания обладать вещами либо заслугами, принадлежащими другим людям;
- Апариграха – непринятие благодеяний и даров;
- Брахмачарья – заключается в воздержании (эмоциональном, интеллектуальном, физическом и половом).
Нияма
Эта ступень йоги представляет собой 5 различных видов:
- чистота мыслей и тела;
- удовлетворённость при любых жизненных проявлениях;
- неукоснительное следование религиозным предписаниям;
- постоянное повторение молитвенных заклинаний;
- соединение всех обрядов религии с высшим существом.
Асана
Система физических упражнений, главной целью которых является очищение тела, как внешнее, так и внутреннее. При правильном выполнении каждая асана обеспечивает заметное гармонизирующее и укрепляющее влияние на весь организм в целом.
Пранаяма
Система дыхательных упражнений, предоставляющая возможность управления праной (совокупностью всех сил, скрытых в человеке и окружающих его). Особая дыхательная гимнастика, позволяющая управлять своей жизненной энергией.
Пратьяхара
Техника отвлечения чувств от объектов, на которые они обычно ориентированы. Пратьяхара предоставляет возможность избавления от чрезмерной эмоциональности и автоматической реакции на то, что происходит вокруг нас.
Дхарана
Основной целью является удерживание концентрации или центра внимания в одном направлении. Необходимые условия – глубокая вовлечённость и рефлексия.
Дхьяна
Медитация для очищения ума. Эту ступень йоги ещё можно определить как практику, направленную на успокоение сознания вплоть до кратковременного прекращения психической деятельности.
Самадхи
Восстановление утраченного равновесия, состояние единения с объектом медитации. Состояние самадхи может быть выражено в двух формах: сампраджнята (познавательное созерцание) и асампраджнята (не познавательное созерцание).
Помимо чистоты физического тела и помыслов не меньшую важность имеет и чистота пищи. Также важно выбрать подходящее место для духовной практики
Оптимальным выбором в этом случае станет тихое живописное и уединённое место. Для этой цели отлично подойдёт берег реки или моря. Подходящий уголок можно создать и в собственной комнате. Основные условия – свежий воздух и чистота.
Патанджали без тайн
В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.
Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.
Медитация как остановка внутреннего диалога
Чтобы узнать, как же достигается воссоединение с духом давайте обратимся к одному из авторитетному древнему трактату по йоге: «Йога-сутры» Патанджали.
Там четко говорится:
Но это не просто остановка ума или прекращение мыслей, это остановка всех состояний сознания, то есть всей нашей психики, как осознанной, так и спрятанной в глубинах подсознания.
Или еще говорят остановка внутреннего диалога.
То есть занимаемся мы йогой только в том случае, если мы останавливаем этот внутренний диалог и не важно, что вы делаете и какую разновидность йоги применяете. Выполняете ли вы асану, дышите пранаяму или что-нибудь еще
Выше я говорил, что йогой занимается тот, кто идет по духовному пути.
Именно так. Потому что остановка внутреннего диалога это и есть загадочный универсальный механизм или алгоритм раскрытия в себе духа, души, а значит следование духовному пути. Почему так?
Обратимся опять же к Патанджали.
«Зрящий»- есть наша истинная суть, душа, которая соединяется с духом, Богом, Вселенной, всей природой. Йоги утверждают, что внутри нас она имеется у всех, просто мы не замечаем ее из-за постоянно включенного умственного шума, то есть скрыта под покровом эго.
Они оказались правы.
Дело в том, что наше сознание состоит из двух основных частей: психики или еще говорят эго, ума, которая всегда на поверхности и истинного осознания. Именно последнее настоящее осознание или еще говорят душа, настоящее Я скрыто глубоко внутри, но именно оно и есть главное сознание, которое определяет все, что происходит с человеком.
Именно истинное осознание, душа соединяется с духом. Открытие в себе души это и есть путь к духу, духовное развитие. А как прийти к духу. Да, очень просто, ведь Патанджали это написал всего в двух предложениях. Остановите неконтролируемый умственный шум, тогда «Зрящий» выйдет на поверхность.
Шум ума или внутренний диалог это и есть работа нашей психики, а когда она умолкает, мы приходим к настоящему осознанию, а значит духовно развиваемся. Лишь прекратив работу низшего сознания, высшее сознание выходит на поверхность.
А заниматься йогой это значит останавливать свой внутренний диалог, стремиться раскрыть свою душу, прийти к духу. Для этого применяются множество способов. Все направления, ответвления йоги стремятся к этой цели, только тогда это настоящая йога.
А лучшее средство обретения тишины ума, остановки внутреннего диалога, которую придумали йоги это конечно медитация. Именно она должна занимать основное время занятий. Только тогда вы сможете прийти к духу, а значит сказать себе, что теперь вы занимаетесь йогой, а ни чем-то другим.
В одних из самых древних раскопках Индии нашли изображение человека-божества, который просто сидит и медитирует. Он не исполняет сложные асаны, не тянется, не развивает гибкость, он просто сидит, стремясь остановить свой ум. Так он постигает Высшее.
Йога разделяется на ступени и направления. Все они служат основной цели, то есть помогают прийти к духу. Давайте их рассмотрим. Но также вы узнаете как отличить настоящую ступень или направление от ее пародии или неправильного понимания, для того чтобы не попасть в какую-нибудь школу, где вместо йоги преподают неизвестно что.
Цели практики йоги
Практика йоги очень похожа на работу. Если мы ходим на работу без цели, то рано или поздно:
- она нам надоест, покажется скучной и однообразной
- захочется найти возможности для прогула
В итоге мы уволимся, будем искать новую работу, которая сделает нас счастливыми.
Когда есть цель:
- Мы точно знаем что и зачем мы делаем
- Каждый день становиться шагом вперед на пути к цели
- Работа становится увлекательным процессом развития себя и своей жизни.
Правильно выбранная цель, с которой Вы приступаете к практикам йоги, каждый урок, книгу, асану выстроит в выверенный путь.
«Йога только тогда приводит к успеху, когда делается во имя чего-то большего, чем просто вы сами».
Что такое йога? Йога означает желать другим людям счастья.
Вы хотите чтобы йога сделала Вас здоровее, спокойнее и счастливее. Есть люди, которые Вам помогут достичь этого.
Представьте:
- Вы избавились от физических болей,
- Ваше тело гармонично сочетает силу и расслабление
- Вы научились спокойно реагировать на стрессовые ситуации
- У Вас хорошее настроение
- У Вас на лице улыбка
А теперь ответьте кого Ваши перемены сделают счастливее?
Выберите, прямо сейчас, двух дорогих Вам людей и представляйте их во время каждой асаны.
Сделать этих двоих людей счастливыми — главная цель Вашего пути йоги. Цель, которая сделает непростой путь йоги, полный препятствий и соблазнов, важным путешествием Вашей жизни.
Кришнамачарья и современность
Tirumalai Krishnamacharya
Фигурой, которая оказала огромное влияние на практику асан, практикуется у нас сегодня асаны был Тирумалай Кришнамачарья, который в 30-е годы XX века создал под патронажем махараджи Майсура школу йоги. Учениками Кришнамахарии были одна из первых женщин-йогов Индра Деви (Евгения Васильевна Петерсон), А. Г. Мохан, Беллур Айенгар, Паттабхи Джойс и Т. К. В. Дешикачар. Каждый из них творчески развивал учения, почерпнутые у своего учителя, обучая, в свою очередь, многих выдающихся современных учителей на Западе. Хотя их учитель был таким же, каждый из учеников Кришнамачарьи преподавал йогу немного по-своему, акцентируя разные ее элементы. Они делали это, исходя не только из собственных мыслей и опыта, но также из того факта, что сам Кришнамачарья был великим экспериментатором, менял со временем свой подход к практике и учил каждого из своих учеников несколько по-разному. Общей чертой всех течений йоги, которые имеют свое начало в учении Кришнамачарьи была, однако, существенная роль асан в практике – как в качестве инструмента терапевтического эффекта и способа подготовки тела и ума к практике других ступеней йоги.
Сам Кришнамачарья в своих публикациях обращался к своему учителю Рамамохану Брахмачари, который жил в пещере у подножия Гималаев. Однако многие указывают на то, что свои идеи для работы с телом Кришнамачарья черпал из многих источников. Покровитель, которого он учил йоге – Махараджа Майсура, был частью более широкого проекта по восстановлению физической силы индуистской молодежи. Во дворце, в котором учил Кришнамачарья, проходили гимнастические занятия, которыми отец современной йоги мог вдохновить людей на саморазвитие. Как он сам указывает в своих публикациях, работая над развитием своего метода, Кришнамачарья опирался на текст Сритаттванидхи в библиотеке в Майсура. По словам Джейсона Берча между Śrītattvanidhi и Enhābhyāsapaddhati есть много существенных сходств, которые могут указывать на то, что автор первого текста обильно черпал из второго. Также Кришнамачарья указывал на труд Haṭhābhyāsapaddhati под авторством Kapālakuaraṇṭaka. К этому тексту с таким именем ссылался сам Кришнамачарья, рассказывая об ученых асанах и их последовательностях.
Йога Кришнамачарьи и его учеников была сочетанием многих тенденций – классических, средневековых и более современных
Ее физическое измерение и важность, приписываемые асанам, также должны были хорошо подходить под потребности западного мира, поскольку во многих странах йога стала динамично развивающимся явлением. В современном подходе к асанам мы не найдем уже идей древних индийских подвижников; современный взгляд на йогу рассматривает её как источник особой силы тела
В современных публикациях, посвященных йоге, однако, можно найти мнение, что асаны являются только одним из элементов практики и воздействуют не только на тело, но и позволяют отключить сознание и лучше контролировать эмоции.
Также распространено мнение, согласно которому практика йоги ассоциируется с гимнастикой или фитнесом.
Тантризм
Параллельно с йогой развивалась Тантра, традиция которая вбирала в себя всевозможные техники и приемы различных культов, религий и суеверий. Она включала в себя йогу, веданту, буддизм, суфизм, ислам и другие технологиии.
Тантру можно назвать непрерывно обновляющейся системой. Поэтому, возникновение Тантры не связывают с именем одного человека, её формировали многие мастера. Тантру можно назвать экспериментальной системой. Многие ее методы и способы утратили первоначальный смысл и порой несут в себе неблагоприятные последствия для эксперементирующего. И именно Тантра перекроила систему йоги Патанджали наиболее радикально.
По наиболее распространенной версии, Тантра возникла на полуострове Индостан (современная Индия) у коренного населения во времена матриархата. По времени её возникновения нет однозначных фактов. Считается, что Тантра существует не менее трех тысяч лет. При этом наиболее древние, сохранившиеся до наших дней письменные источники Тантры, датируются серединой первого тысячелетия до н. э.
Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье, которое обеспечит индивиду долгожительство. Так с этой целью были взяты две ступени или две техники из Раджа йоги (Патанджали): асана и пранаяма. Со временем этим обьединенным двум техникам дали название Хатха-йога. После Хатха-йога наполнилась дополнительными техниками, добытыми Тантрой и это также все вместе стали именовать Хатха-йогой.
Популярность Тантры (как и сейчас) заключалась в том, что средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу — вот почему она начала стремительно распространяться.
Мало того в этих трактатах Тантра сулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному, чтоб компенсировать свое чувство неполноценности.
Итак, Тантра расширила ранее существующие практики йоги, добавив сотни новых техник:
- более сложные пранаямы, п
- одробные практики визуализации и
- ауку мантры, а также
- множество телесных практик, главным образом позы йоги (асаны),
- ритуальное расположение кистей рук (мудры),
- активацию энергетических центров (чакр) в теле.
Помимо йоги, в тантризме практикуются различные шаманские ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека. Вследствие интереса к телу, как к сосуду вечного, последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр.
Про Кундалини-йогу
Самые популярные тексты по Хатха- йоге: Гхеранда, Шива Самхита, а также Хатха-йога-прадипики описывают способы поднятия так называемой силы Кундалини, которая может дать человеку быстрое просветление.
По исследованиям и наблюдениям Карла Густава Юнга сущностью этого процесса является преднамеренная разбалансировка системы и сдвиг ее в запредельные режимы функционирования. Автоматика жизнеобеспечения начинает сбоить, в ней возникают психоэмоциональные конвульсии, сопровождающиеся необычными переживаниями и эффектами, которые Тантра объявила признаками высшей трансмутации, правда, за сохранность рассудка при этом не ручаясь.
Выбираем направление
Основная цель занятий раджа-йоги — достичь контроля ума посредством медитации. Целью практики кундалини-йога является пробуждение божественной энергии Кундалини. Она включает в себя чтение мантр, медитации, дыхательные и релаксационные практики, а также физические упражнения.
Еще одно популярное направление — аштанга-йога, которая включает в себя восемь ступеней и представляет собой серию последовательных поз, техники дыхания и концентрации внимания.
В айенгаре-йога основное внимание уделяется положению тела, которое необходимо для гармоничного развития и обретения анатомического совершенства. Это достигается за счет принятия определенных поз (асан) с использованием опор
Прана-йога — это вид йоги, основанный на дыхательных упражнениях, которые позволяют управлять жизненной энергией Ци.
Существуют и другие, более современные модификации древних практик. Например, к таковым относится новая система тренировок, которая называется «антигравитационная йога» (или антигравити-йога). Этот комплекс упражнений был разработан пару лет назад танцором и гимнастом Кристофером Харрисоном. Но даже за этот небольшой срок антигравити-йога завоевала большое количество поклонников в Европе и США. Для нашей страны этот вид йоги пока еще в новинку, хотя уже сейчас некоторые московские и санкт-петербургские йога-центры имеют специально оборудованные залы для занятий.
Специалисты считают, что это направление имеет большие перспективы и в нашей стране. Занятия антигравити-йогой проходят в специальных гамаках (swing), которые подвешиваются под потолком зала. Он представляет собой упрощенный вариант трапеции, на которой гимнасты работают в воздухе.
Конечно, творение Харрисона к традиционной йоге имеет весьма опосредованное отношение. Это можно назвать скорее определенным видом фитнес-тренировки для любителей всего необычного с элементами традиционной йоги. В частности, на гамаках выполняются некоторые сложные (в том числе и «перевернутые») асаны, которые было бы сложно выполнить без такого поддерживающего элемента. Свое название это направление получила из-за того, что при занятиях в гамаках у человека нет контакта с твердой поверхностью пола или стен, что создает ощущение парения в воздухе. Занятия антигравити-йогой проходят по музыку в стиле «нью-эйдж».
Уровни аштанги
Этот вид имеет еще одно название – аштанга-йога, который включает в себя 8 ступеней:
Яма — ограничение себя. Являет из себя систему этических поведенческих норм. Основной посыл – не делай другим того, чего не хочешь себе. Это и есть золотое нравственное правило;
Нияма — полное погружение в духовные практики. Полностью относится к сфере духа. Осуществляется через созерцательные прогулки, медитации, посещения храмов и подобных мест. Выделяют пять разновидностей ниям: (Божья милость, изучение себя и священных текстов, удовлетворение, религиозный пыл и рвение, чистота). Нияма – это самодисциплина;
Асана — синтез тела и ума через физические упражнения. Действует убеждение, что за телом нужно следить, что в свою очередь помогает духовно расти. Совершенствуются дисциплина и сосредоточенность, то есть то, без чего никак не возможна медитация;
Дыхание — контролируемое дыхание, направленное на слияние плоти и разума. Связь дыхания с умом и эмоциями – пранаяма – дыхательные упражнения, которые помогают омоложению организма и продлению жизни;
Пратьяхара- ликвидация чувств и эмоций от объекта приложения. Обращение сознания на внутреннего себя без отвлечения на раздражители извне. Нужно попытаться разглядеть то, что предопределяет жизнь, увидеть то, что мешает росту внутри;
Дхарана — обширная направленность разума. Умение отвлечься от внешнего мира. Торможение процесса мышления благодаря концентрации и сосредоточенности на каком-либо объекте, чём-либо конкретном
Внимание только на одну точку: Творца или энергию. Результат такой концентрации – способность перейти к медитированию;
Дхьяна — однонаправленное внимание
На дхьяне ум расслаблен, поэтому новых, отвлекающих, мыслей не появляется. Чтобы достичь такого, нужны выносливость, сила и упорство;
Самадхи — погружение в самосознание и понимание себя частью всего окружающего, блаженное состояние. Наступает осознание связи с Богом и всеми живыми существами. Медитирующий чувствует воссоединение со Вселенной. В основе нашей радости всегда лежат желания радости, свободы и самореализации. Просветление – конечный этап, который невозможно отобрать. Нескончаемая практика поможет достичь этого просветления.
Традиционно упражнения аштанги выполняются быстро и динамично. Вершиной идеальности становятся полный контроль дыхания, взгляда и позы. Для выполнения этих ступеней нужна хорошая и разносторонняя подготовка. Тело быстро согревается, организм очищается от токсинов. Постоянные занятия развивают выносливость, силу и гибкость, а также помогают сосредоточиться.
Древние мистики Индии и асаны йоги
Когда Александр Македонский дошел до Индии (IV в до н
э.), его внимание привлекла группа мужчин, которая исполняла странные позиции. Некоторые из них сидели без движения в середине дня на жарком солнце, другие стояли часами на одной ноге, подняв руки вверх
Из описаний, оставленных греками, следует, что они столкнулись с группой аскетов (munis), которые практиковали аскетические практики.
Позы тела, которые использовали аскеты, напоминают современные асаны. Они могли застыть на много часов, сидя со скрещенными ногами, медитируя (слово муни, вероятно, происходит от мауна, что означает “священную тишину” или “медитация”). Другие стояли на одной ноге, на голове или на руках. Другие могли висеть головой вниз, подвешенные на ветке дерева. Сходство этих позиций с современными асанами, однако, только поверхностно. Другими были не только цели, но время пребывания в асанах.
На протяжении многих веков “йогические” позиции не ассоциировались с очевидным в наши дни сопоставлением йоги и культа здоровья и молодости, которые несут с собой асаны. Напротив, человеческое тело ассоциировалось с чем-то отталкивающим, недостойным духа, а телесное существование отождествлялось со страданием, от которого нужно освободиться. Майтраяния-упанишада (Maitrāyaṇīya Upaniṣad, I-III в н. э.) говорит, что тело является лишь образовавшимся в результате полового акта сосудом из костей, кожи, сухожилий, наполненным кровью, мочой и калом, а также иллюзиями, страхом, похотью, гневом, завистью, голодом, жаждой и болезнями. Глядя на нашу жизнь с такой точки зрения, сохранение здоровья и молодости тела с помощью асан йоги не имеет смысла.
Такое мышление побудило отказаться от телесных удовольствий и следовать пути аскезы. Согласно традиции, она должна была гарантировать либо сверхъестественные силы (сиддхи), либо освобождение (мукти) от плоти.
По словам востоковеда Джеймса Маллинсона, в Индии считали, что пребывание в одном положении без движения в течение нескольких часов не создает кармических последствий и, следовательно, помогает в освобождении себя от цепи земных воплощений. Поэтому, когда Сиддхартха Гаутама Будда часами медитировал в позе лотоса, он не практиковал падмасану, но искал путь к освобождению себя от страданий. Когда король Бхагиртха стоял на одной ноге, с руками, поднятыми вверх, он не делал это для того, чтобы укрепить мышцы ног и улучшить баланс, а совершал потому, что это был род аскетической практики. Однако, когда какой-то Муни свисал головой вниз с ветви дерева (так называемая ваггули-вата, или поза летучей мыши, также называемое tapkar-āsan), он делал это потому, что, согласно тогдашним убеждениям, такая позиция способствовала долголетию.
Таким образом, в древности подход к практикам и асанам был иным, чем в современное время. Суровая практика была выбором жизненного пути и требовала полной отдачи на всех уровнях – духовном, ментальном, эмоциональном и телесном. Была цель отречься от мира и всех его удовольствий. Это была жизнь в одиночестве или в группе единомышленников, подвижников. Кроме того, аскетические практики не должны были связываться вообще с практикой асан. Как отмечает Джейсон Берч, в некоторых ранних средневековых текстах (например, Amanaska или Laghuyogavāsiha) не очень ценилась практика, основанная на физически затратных позициях, потому что она была связана с слишком большим усилием.
Телесные позиции подвижников оказали, однако, свое влияние на асаны в более позднем периоде. Когда много веков спустя под влиянием тантры изменился подход йоги для человеческого организма, и когда практика асан вышла за узкий круг подвижников, они могли стать источником вдохновения для тех телесных практик, которые мы знаем сегодня.
Аскетические традиции сохранились по сей день. В современной Индии вы постоянно видите странствующих садху, которые иногда практикуют элементы, напоминающие известные нам асаны. Но практикуют потому, что их цель – достижение стабильности ума, что должно облегчить медитацию.
Комплекс асан Раджа-йоги для начинающих
Эти занятия позволят каждому желающему приобщиться к Раджа йоге и совершенствованию — умственному, физическому и духовному. Так выглядит Раджа йога по классической методике для начинающих, тех кто только осваивает данный вид тренировок: Поза горы (Тадасана), Поза Треугольника, Поза Орла, Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана), Поза дерева (Врикшасана), Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадраса), Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана), Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана), Поза посоха (Дандасана), Коровья морда (Гамукхасана), Связка поза плуга (Халасана) и Березки (Сарвангасана), Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана), Поза трупа (Шавасана) – техника релакса
Что такое Йога?
Йога происходит от этого санскритского корня слова «Yuj» что означает присоединиться или объединиться. Самый простой перевод слова телато есть «союз».
Возникает вопрос: «Союз что к чему?»
Самый простой ответ заключается в том, что практики йоги призваны объединить мирские, отдельные, материальные аспекты самости с божественными, связанными и эфирными аспектами самости. Во многих формах индийской философии идея, что они не объединены в первую очередь майя, или иллюзия.
Есть много разных методов достижения йоги, каждый из которых имеет свои собственные школы и философии о том, как это лучше всего достигается. Однако все они, по своей сути, пытаются освободить индивидуальное сознание от майя и при этом слиться с высшим сознанием. Или, возможно, понять, что они никогда не были отдельными в первую очередь.
Когда мы думаем о йоге в этом свете, ответ на вопрос, когда она возникла, прост. Основная философская предпосылка йоги подразумевает, что возможность освобождения является основной частью того, что значит быть человеком.
Итак, йога существует уже столько же, сколько люди. Это открытый и закрытый случай.
Но как насчет практиками йоги? Ну … это много более сложный вопрос.
Тренировка ума вместе с Рамачарака
Вильям Аткинсон, писатель из америки, известный как йог Рамачарака продвигал в стране индийские учения. Книга «Раджа-йога», написанная им доступным языком стала очень популярна.
Там описано как можно получить необходимое знание и убрать ошибочные. Включает в себя такие упражнения:
Упражнение 1
- Тело должно принять максимально удобное положение. Напряжения в мышцах не должно чувствоваться — только легкость.
- Все гнетущие и беспокойные мысли надо выбросить, ум должен свободно парить в пространстве.
- Когда метания ума утихнут, надо созерцать себя как бессмертную и свободную сущность.
- После мыслей о себе в таком направлении, надо представить свой бестелесный дух, способный направлять разум.
- Ум прекратит метаться и мысли приходящие снаружи уже не кажутся значимыми.
- Надо показать уму путь к изучению своего «Я» как единства с разумом, силой и бытием. Ум станет подконтрольным, и спокойствие переполнит все существо.
Мыслей о мирской суете не будет, только сосредоточение на мысли «Я есть».
Конечно же, это удастся сделать не сразу, но со временем все получится. Цель данного упражнения в йоге — соединение всех энергий внутри человека.
Упражнение 2 (Дхарана)
Вся сила ума сосредотачивается на выбранном объекте. Это довольно трудно сделать, несмотря на кажущуюся по описанию легкость
Причина в том, что внимание постоянно будет рассеиваться по мелочам. Есть опасность, что ум начнет властвовать над человеком
Это неправильный подход, в йоге разум всегда должен оставаться подконтрольным.
Данное упражнение поможет освоиться новичкам в Раджа йоге:
Надо определить для себя объект и сконцентрировать ум только на нем, отрешившись от всего.
Уделите внимание форме предмета, размерам, материалу, его предназначению.
Стоит также подумать о людях, которые произвели данный предмет.
Далее можно переключить внимание на одну из своих частей тела, игнорируя остальные. Потом надо поменять объект внимания.
Стоит рассматривать все предметы вокруг себя, но не подразумевая целью саму вещь
Это для тренировки ума.
Данные упражнения при регулярном выполнении откроют скрытый потенциал умственных возможностей, что и является целью занятий йогой. Способствуют тренировке памяти и развитию уверенности в себе, накоплению опыта в Дхаране — сосредоточении.
Буддийская йога (Тибет)
Следующая линия трансформации в йоге – буддизм.
Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве. Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.
Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э Сенар или Ф и Щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу. В буддизм входят принцип Патанджалевских медитаций и созерцаний (описанных как более высших ступеней йоги)
Тибетская йога
Данный вид йоги пришёл к нам — как следует из названия — из Тибета. В тибетской йоге соединились элементы индийской Хатха — йоги и некоторые элементы цигун, что и понятно: Тибет находится между Индией и Китаем, и сказывается взаимное влияние различных школ и направлений. Один из доминирующих моментов — это сосредоточение, концентрация внимания.
Йога туммо
Туммо (тиб. གཏུམ་མོ་, Вайли gtum-mo; санскр.: चण्ड, caṇḍālī IAST) — йога внутреннего Огня или иллюзорное тепло. Считается, что в результате сосредоточенной работы с мощными внутренними энергиями, практикующие йогу внутреннего тепла буддисты способны «излучать» тепло, быть абсолютно невосприимчивыми к холоду. В Тибете йогинов, практикующих туммо, называют «репа» (дословно — «хлопковое одеяние»), за то, что они даже в самые лютые холода облачены лишь в тонкие хлопковые одежды, обходятся без тёплой шерстяной одежды.
Туммо предполагает сосредоточение медитирующего на образе огня (каплях и бинду) и ощущениях теплоты, которые связаны с непосредственным чувствованием живого пламени. Тех, кто достиг определённых результатов в этом направлении, испытывают несколькими способами: в стужу человек должен высушить теплом своего тела мокрые лоскутки ткани, а во время медитации на снегу — растопить вокруг себя как можно больше снега. Основная цель туммо — это покорение духовных вершин и быстрое достижение просветления,
Совершались неоднократные попытки объяснить эффекты туммо с научной точки зрения. Например, в исследованиях профессора Гарвардского университета Герберта Бенсона в 1981 и 2000 гг. было установлено, что монахи могут повышать температуру пальцев рук и ног более чем на восемь градусов по Цельсию.
В советское время изучал предельные возможности организма человека Алексей Катков. Незадолго до своей трагической гибели он провёл эксперимент на добровольцах, которые смогли практически обнажёнными в течение часа выдерживать температуру −60 °C в разреженном воздухе, соответствующем высоте 7500 м над уровнем моря, обдуваемые воздушным потоком каждые десять минут от двухметрового вентилятора.
Мы охватили основные направления древней йоги. Это — теоретическая основа для того, чтобы лучше понимать, как возникла йога.
Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных Студия йоги и стретчинга — 5 Стихий (далее – Оператор).
- Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
- Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://yoga5stihiy.ru/.