Младший школьный возраст
Этот этап длится с 7 до 11 лет и связан с существенными изменениями в жизни и поведении ребенка. Он поступает в школу, и игровая деятельность сменяется учебной. Активно развивается интеллектуально-познавательная сфера. Возрастные психические новообразования: произвольность, внутренний план действий, рефлексия и самоконтроль.
Что это значит?
- Он способен сосредоточиться в течение длительного времени на конкретном занятии: высидеть спокойно за партой урок и слушать объяснения учителя.
- Умеет планировать, выполнять задачи в определенной последовательности, например, когда делает домашнее задание.
- Он определяет границы своих знаний и выявляет причину, почему, допустим, он не может решить задачу, чего именно для этого не хватает.
- Ребенок учится контролировать свои действия, например, сначала сделать уроки, потом пойти гулять.
- Он испытывает дискомфорт от того, что взрослый человек (учитель) не может уделить то количество внимания, в котором он привык получать его дома.
Младший школьник может более-менее точно оценить произошедшие изменения с его личностью: что умел раньше и что умеет сейчас, учится выстраивать отношения в новом коллективе, подчиняться школьной дисциплине.
Главная задача родителей в этот период: эмоционально поддержать ребенка, внимательно следить за его настроением, чувствами, помочь найти новых друзей среди одноклассников.
Характеристика молодости человека
Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.
Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется потребность в родительстве.
Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.
У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности
Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений
Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.
Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.
Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым шаблонам поведения, чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.
Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.
Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться разочарования, депрессии, параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.
Воздействие солнца на кожу: всегда ли это полезно?
Чтобы разобраться со сложными взаимоотношениями кожи и солнца, нужно понять, что представляет собой солнечный свет и его лучи. Солнечные лучи делятся на три категории:
- Ультрафиолетовые лучи А. Данный тип лучей считается наименее вредным для кожи. Их воздействие на кожные покровы сложно уловить невооруженным взглядом, и до недавнего времени оно считалось совершенно безопасным. Однако последние исследования доказывают обратное: ультрафиолетовые лучи А способствуют раннему старению кожи, образованию на ее поверхности морщин, снижению уровня эластичности. Кроме того, проникая до слоя дермы, эти лучи разрушают волокна эластина и коллагена, а также способны снижать защитные функции кожных покровов.
- Ультрафиолетовые лучи В. Наибольшая опасность от воздействия лучей данного типа на кожу припадает на время с 11 до 16 часов. Именно в этот временной отрезок находиться под прямыми солнечными лучами категорически не рекомендуется. В отличие от лучей А, В-лучи вызывают ожог кожи солнцем. Именно под их воздействием происходит выработка меланина и появление загара. Как и А-лучи, они способны вызывать преждевременное старение кожи, ее грубость и шершавость, появление морщин, а также могут стать причиной развития раковых заболеваний. Это происходит потому, что интенсивности и длины волн В-лучей оказывается достаточно для их взаимодействия с молекулами ДНК в коже.
- Ультрафиолетовые лучи С. Степень их радиации считается наиболее опасной для здоровья человека. К счастью, С-лучи не достигают поверхности Земли благодаря озоновому слою. Однако если его разрушение и появления новых озоновых дыр будет продолжаться, человечество может в полной мере ощутить на себе всю опасность солнечного излучения. Жители Австралии и Новой Зеландии уже успели почувствовать негативное воздействие этих лучей. Здесь наблюдается рост случаев раковых заболеваний кожи, и причиной этого считается именно нарушение целостности озонового слоя. И, несмотря на то, что озоновая дыра находится не над Австралией и Новой Зеландией, а над Антарктидой, именно эти страны страдают от нее больше всего.
Как видите, солнечные лучи способны нанести коже большой вред. Однако при этом не стоит забывать и об их положительных свойствах:
- Солнечные лучи способствуют выработке витамина D в организме. Он необходим для лучшего усвоения фосфора и кальция, которые необходимы для крепости костей и мышц, а также для скорейшей регенерации тканей после ран.
- Солнечный свет благотворно сказывается на общем состоянии человека, его эмоциональном фоне и настроении. Поэтому в зимние месяцы, когда день становится короче, многие из нас ощущают упадок сил и депрессию.
- Солнечные лучи благотворно влияют на многие жизненно важные процессы в организме человека: дыхание, кровообращение, обменные процессы.
- Терапия УФ-лучами широко используется при лечении многих кожных болезней.
Итак, вред солнца для кожи нельзя назвать абсолютным. Если принимать солнечные ванны с умом, пользуясь при этом защитными средствами, можно не только не заболеть, но и оздоровиться. Но при этом нужно учитывать особенности своего организма и собственную принадлежность к тому или иному фототипу.
Основные этапы жизни
Год четвертый: Работа, строительство, порядок, закрепление результата
Четвертый год — это время, когда начинается настоящая работа и ощущается реальный прогресс. После того, как в течение третьего года у вас появилось огромное количество идей, и многие из них потерпели неудачу, на четвертом году вы полностью сосредоточились на том, что действительно работает.
Вы собираетесь по-настоящему много работать над своими проектами. Самоконтроль и сила воли будут улучшены, а сами вы начнете развивать себя, как личность.
Это год развития сильных организационных навыков, действующих на ваши обязанности и наведения порядка во всем.
Год пятый: Глобальные перемены, обретение свободы
Пятый год — самый значимый год в плане перемен в девятилетнем цикле. После того, как вы очень много работали в предыдущем году, на пятом году вы, вероятно, захотите остановиться и закончить со всем, что вы делаете, отказаться от своих личных отношений, изменить свою жизнь и даже уехать в экзотическую страну.
Это не преувеличение, число 5 всегда выдает человека свободного духом и даже несколько с повстанческим настроением.
Однако, ваша предприимчивость и желание действовать по всем фронтам и направлениям может опять же привести к тому, что ваша энергия будет истощена. Однако, благодаря проявлению характера и силы воли, вам удастся добиться многого.
Мы в соцсетях
За всем этим последует множество изменений во всех аспектах вашей жизни.
Год шестой: Любовь, воспитание, упорядочение семейных и служебных дел
Если на пятом году вы задавались вопросом о своих отношениях или вам нравилось быть в одиночестве, то на шестом году вы захотите сосредоточиться на настоящих романтических отношениях, домашних и семейных делах.
Это будет год заботы о родных, близких и друзьях. Любые близкие отношения, которые присутствуют в вашей жизни (включая дружбу), вы будете оберегать и стараться сохранить.
Нужно понимать, что это не год для трудовых достижений, и он будет довольно тихим и мирным в плане рабочего прогресса. Сосредоточение внимания на внутренней гармонии, мире и покое своих близких – лучшее решение в шестом годе цикла.
Год седьмой: Самоанализ
На седьмом году вы начнете чувствовать, что конец цикла уже близок, и вам захочется убедиться, что этот самый цикл закончится успешно с большим количеством достижений и финансовым изобилием.
Для этого вам придется немного замедлиться и переоценить все, что вы делаете. Это год ориентирован исключительно на вас и ваши планы. Социальная жизнь и отношения станут менее приоритетными и важными.
Этот год станет, скорее всего, не годом действий, а именно вашего личностного роста и окончательной подготовки к успешному завершению цикла.
Год восьмой: Сбор урожая, пожинание плодов, награда, расплата
В то время как седьмой год является достаточно внутренним и интроспективным, восьмой год является очень ярким и заметным. Будьте готовы к тому, чтобы начать пожинать плоды того, что вы наработали на протяжении всего этого цикла. Обычно это лучший год для бизнеса, карьеры и личных финансовых накоплений.
Вы увидите много возможностей, разглядите более высокооплачиваемые рабочие места и другие интересные варианты, которые вдруг встретятся вам на пути. Этот период — абсолютный пик всего девятилетнего цикла — наслаждайтесь изобилием, во имя которого вы так долго работали.
Год девятый: Завершение, трансформация
Девять год может показаться горько-сладким. Многие вещи в этом году полностью меняются и перестают существовать: рабочие места, жизненные ситуации, дружеские и любовные отношения.
Вселенная готовит вас к следующему удивительному циклу. И если что-то не будет вам служить в течение следующих девяти лет, независимо от того, насколько удивительным оно является, всё это будет отсеяно.
Если что-то покидает вашу жизнь, знайте, что так нужно для того, чтобы ваши дела стали идти еще лучше. Часть вашей жизни, которая перейдёт на следующий цикл, должна быть трансформирована, ничто не может оставаться таким, каким оно есть в данный момент времени, — в конце концов, вы переходите на следующий этап и выходите на абсолютно новый уровень.
Разные взгляды
В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.
Эльконин
Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.
Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.
Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды
Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки
После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.
Пифагор
В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.
Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.
Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.
Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.
Выготский
Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.
В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития
Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.
Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.
Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.
Фрейд
Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.
Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.
В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол
Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.
В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.
Характеристика зрелости человека
По хронологии развития человека, как уже отмечалось выше, зрелость – это размытый период жизнедеятельности человека, который охватывает период от конца юности вплоть до начала старости. Что касается профессиональной деятельности, в столь важный отрезок жизни происходит расцвет активности на работе и подъем в карьере. Духовные и интеллектуальные ценности подвержены окончательному становлению, после которого изменение происходит неохотно и редко.
В психологической науке принято считать, что развитие в зрелом периоде жизни заканчивается, поэтому у одних возникает спокойная удовлетворенность, у других – депрессия и печаль при отсутствии какой-либо реализации личностного или профессионального потенциала.
На фоне прожитых лет увеличивается способность властвовать и удачно организовывать мероприятия и работу людей, коллектива, поэтому именно зрелых, а не молодых берут на работу администраторами, директорами, начальниками высшего звена. И они успешней справляются с поставленными перед ними задачами. Взрослый человек может и хочет сам построить систему ценностей собственной личности, согласованной с общепринятой, и предпочитает обсуждать при возникшей необходимости нюансы этой модели. Появляется склонность к отвлеченным философским рассуждениям, которые характерны именно для зрелого возраста.
В зрелом человеке обычно уживаются сразу несколько психологических индивидов, принимающих на себя разные социальные роли. Потребность в столь большом “разбрызгивании” личности диктуется сформировавшимися обязательствами, которые “держат” человека в своих сетях. Довольно трудно разорвать такие связи без переживания нападок со стороны удивленных окружающих вас людей, которые привыкли именно к такому положению дел.
Клиническая смерть
Сколько книг написано о «жизни после смерти», о тех, кто побывал «там» и затем вернулся, чтобы поделиться своими впечатлениями или донести до людей обретенное им «высшее» знание. Споры вокруг этого не утихают и не утихнут, потому что доказать или опровергнуть это со стопроцентной уверенностью невозможно. Интерес к предпоследней стадии умирания человека вполне понятен. Тот, чье сердце еще пару минут назад не билось, в чьи легкие не поступал воздух, тот, кто фактически был уже мертвым, после вмешательства врачей возвращается к жизни. Воскрешение во все века считалось чудом. Тем не менее, как и любое чудо, оно имеет вполне материальную основу. Итак, клиническая смерть констатируется по трем признакам: полная остановка кровообращения, дыхания и прекращение активности головного мозга. Но все это пока что обратимо, в организме еще идут бескислородные обменные процессы. С этого момента счет идет на минуты и даже секунды. Чем быстрее будет проведен комплекс реанимационных мероприятий, тем больше шанс, что удастся вернуть к жизни не только человека, но и личность. Дело в том, что нейроны головного мозга, как наиболее высокоспециализированные клетки нашего организма, чрезвычайно чувствительны к недостатку кислорода — гипоксии. И они очень быстро погибают в таких условиях. Гибель клеток означает утерю определенных функций коры головного мозга, отвечающей за высшую нервную деятельность. Время жизни нейронов обычно колеблется от 2 до 5 минут, при низкой температуре окружающей среды может продлеваться даже до 12-15 минут (классический случай — утопление зимой). В определенный момент количество погибших клеток мозга становится критическим, и тогда возвращение полноценной личности становится невозможным, происходит так называемая «социальная смерть». Целесообразность реанимации таких пациентов является предметом ожесточенного спора не только медиков, но и общественных, и религиозных деятелей.
Как замедлить старение организма: методы антивозрастной медицины
Как отключить старение? У антивозрастной медицины сегодня — внушительный арсенал способов остановить или хотя бы замедлить разрушительные процессы в организме человека.
Схематично это может выглядеть так:
Восстановление циркадных ритмов. Режим сна и бодрствования крайне важен не только для сохранения молодости, но и для накопления “капитала” здоровья в целом. Зачастую у современных людей сломаны биологические (циркадные) ритмы, поэтому врачи anti-age обязательно их корректируют.
Заместительная гормональная терапия. От баланса гормонов зависит не только самочувствие пациента, но и его способность противостоять различным заболеваниям. Однако с годами, а иногда и в юном возрасте, происходит гормональный разлад. Для его устранения антивозрастная медицина рекомендует использовать минимальные дозы гормональных биоидентичных препаратов.
Устранение дефицитов витаминов и микроэлементов. Человек, живущий в дефицитах полезных веществ, стареет стремительно, по сравнению с тем, у кого они в балансе. Задача докторов anti-age сегодня – добиться оптимальной компенсации недостающих организму элементов.
Выравнивание важнейших биохимических процессов. Со временем, например, “расшатывается” метилирование из-за стрессов, различных дефицитов или нарушений сна. А это запускает экспрессию генетических поломок и ухудшает качество клеток. Задача врача антивозрастной медицины — минимизировать и скорректировать эти ошибки.
Для профилактики старения и его последствий врачи anti-age практикуют исключительно индивидуальный подход к каждому пациенту, поэтому стандартных схем не существует. И любая терапия будет назначена после тщательного обследования пациента.
Агония
Агония начинается с вздоха или серии коротких вздохов, затем частота и амплитуда дыхательных движений нарастают — по мере отключения мозговых контролирующих центров их фукнции переходят к дублирующим, менее совершенным структурам мозга. Организм делает последнее усилие, мобилизирует все имеющиеся резервы, стараясь зацепиться за жизнь. Именно поэтому перед самой смертью восстанавливаются правильный сердечный ритм, восстанавливается кровоток и человек может даже придти в сознание, что неоднократно описывалось в художественной литературе и использовалось в кинематографе. Однако все эти попытки не имеют никакого энергетического подкрепления, организм сжигает остатки АТФ — универсального переносчика энергии и подчистую уничтожает клеточные запасы. Вес сжигаемых во время агонии веществ столь велик, что разницу удается уловить при взвешивании. Именно этими процессами и объясняется исчезновение тех самых нескольких десятков грамм, которые считаются «отлетающей» душой. Агония обычно кратковременна, заканчивается она прекращением сердечной, дыхательной и мозговой деятельности. Наступает клиническая смерть.
Младенчество
Этот этап охватывает промежуток времени от рождения до года. Ведущая деятельность грудничка – общение со значимыми фигурами, то есть взрослыми. Главным образом – это мама и папа. Он учится взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания и реагировать на раздражители доступными ему способами – интонацией, отдельными звуками, жестами, мимикой. Основная цель познавательной деятельности – познание отношений.
Задача родителей – как можно быстрее научить малыша «общаться» с окружающим миром. Помогут в этом игры для развития крупной и мелкой моторики, формирование цветовой гаммы. Среди игрушек обязательно должны быть предметы различных цветов, размеров, форм, текстур. До года ребенок не испытывает каких-либо переживаний, кроме естественных: голода, боли, холода, жажды, и не в состоянии усвоить правила.
Циклы жизни
Год первый: Начало
Скорее всего, за последнее время с вами много чего произошло. Настало время полностью перестроиться на новый лад и вступить на новый жизненный этап, полный перемен.
Вы, возможно, еще не уверены в некоторых сферах своей жизни: карьере, работе, жизненной или семейной ситуации. Однако, вы точно найдете все решения и узнаете все, что вам необходимо знать до конца этого года. Затем для вас наступит второй год 9-летнего цикла.
В первый год вы высаживаете семена, которые будут расти в течение всего девятилетнего цикла, и которые затем вы будете пожинать.
Вам хочется сосредоточиться на том, кем вы хотите быть, и отбросить старые привычки или убеждения, которые не приносят вам пользу и даже где-то мешают. Первый год — это время, чтобы начать все заново. Если вы решите это сделать, вам будет сопутствовать удача.
Поэтому, если вы хотите продолжить то, что вы делаете в последнее время, знайте, это возможно. Однако, в любом случае, вам необходимо будет пройти через серьёзную трансформацию.
Заранее готовитесь к следующим девяти годам своей жизни – выбирайте тот поток энергии, который вы хотите направить на свою жизнь, отмечайте проекты, которые вам бы хотелось реализовать в ближайшее время.
Вам ум и ваши способности вполне могут справиться со всеми новыми начинаниями, которые вы задумаете.
Год второй: Установление взаимоотношений, подключение, сотрудничество
На втором году цикла вы расширяете свои возможности и развиваетесь на том пути, который выбрали на первом году. Вы создаете необходимую связь, чтобы начать воплощать свои идеи в жизнь.
К сожалению, всё будет идти не так быстро, как вы думали. Это довольно медленный год, и вам понадобится море терпения. Проекты, которые вы начали, начнут развиваться, но не так быстро, как вам хотелось бы вам. Помните об этом и будьте благодарны за тот рост, который вам предстоит независимо от того, насколько медленно он будет протекать. Помните, все это часть цикла.
Это хороший год для того, чтобы работать над своими способностями и навыками. Кроме того, необходимо сосредоточиться на действительно важных вещах, таких, как улучшение и развитие собственной личности
Не стоит обращать внимание на те, вещи, которые, по своей сути, являются второстепенными.
Наконец, второй год цикла – это замечательный год для развития крепких романтических отношений, в особенности, для создания браков.
Год 3: Созидание, самовыражение и первые результаты
Третий год — время, когда все начинает ускоряться. Это подходящий год для активизации своей социальной жизни и романтических отношений.
В этом году вам захочется прожить свою жизнь на всю катушку. Именно поэтому это один из трех лет реальных перемен в девятилетнем цикле. Вы захотите сделать слишком много и будете кидаться из крайности в крайности. К сожалению, такое рвение может закончиться следующим: вашей энергии на всё не хватит, и, начав слишком много новых вещей сразу, вы можете подустать и сложить руки.
Совет будет следующим: возможно, стоит сосредоточить внимание на чем-то одном, и только, закончив первое, приступать к реализации второго проекта.
Однако, энергия, которая вас переполняет, принесет много радости и пользы. Вам нужно просто попытаться извлечь максимум пользы из вашего состояния. Если вам это удастся, вас ожидают творческие успехи, реализация новых идей и развитие себя, как личности.
И даже если до этого ваши бизнес-идеи или финансы были не в самом лучшем состоянии, то в скором времени всё начнет налаживаться.
Эпизод II. Молодые звезды
Фомальгаут, изображение из каталога DSS. Вокруг этой звезды еще остался протопланетный диск.
Следующим этапом или циклом жизни звезды является период ее космического детства, который, в свою очередь, делится на три стадии: молодые светила малой (<3), промежуточной (от 2 до и массой больше восьми солнечных единиц. На первом отрезке образования подвержены конвекции, которая затрагивает абсолютно все области молодых звезд. На промежуточном этапе такое явление не наблюдается. В конце своей молодости объекты уже во всей полноте наделены качествами, присущими взрослой звезде. Однако любопытно то, что на данной стадии они обладают колоссально сильной светимостью, которая замедляет или полностью прекращает процесс коллапса в еще не сформировавшихся солнцах.