Краткая история мнемотехники
Если бы наша память была настолько совершенной, что мы могли бы запоминать информацию в неограниченном объёме, ни к чему было бы придумывать письменность и изобретать цифровые носители информации. Знания до сих пор передавались бы из уст в уста.
И именно так они и передавалась долгое время, развивая искусство мнемотехники среди мыслителей и поэтов прошлого. Если бы не техники запоминания, «по дороге» были бы утеряны многие научные знания, произведения народного творчества и такие шедевры мирового искусства, как «Илиада» и «Одиссея».
Считается, что слово с корнем «мнемо» ввёл Пифагор в VI до н. э., соединив его значение с богиней памяти Мнемозиной. Так появился термин «мнемоника» — искусство запоминания, а позже — «мнемотехника». В Древней Греции также использовали мнемотехнику в качестве интеллектуального спорта — демонстрировали искусство запоминать большие объёмы информации (часто бессмысленной) перед аудиторией.
Умение пользоваться своей памятью считалось правилом хорошего тона. Трудно представить себе Цицерона, читающего «по бумажке» блестящую речь. Мнемотехникой владели Аристотель и Пифагор, Юлий Цезарь и Никола Тесла, Джордано Бруно и Наполеон. Многие не просто умели ею мастерски пользоваться, но и излагали методики запоминания в трактатах и книгах.
Развитие технологий тиражирования и передачи знаний во многом было связано с потребностью человечества фиксировать их на более надёжном носителе, чем «горстка нейронов». Так стало возможным массовое образование.
Но как это ни парадоксально, именно сейчас, в век Интернета и мобильных устройств, вопрос применения памяти вернулся к нам с ещё большей актуальностью. Чтобы научиться управлять процессом запоминания в лавинообразном потоке информации, нам на помощь снова приходит старая добрая мнемотехника, которая прекрасно зарекомендовала себя на протяжении 2,5 тысяч лет.
Эффективность
Педагоги и ученые часто спорят — стоит ли давать домашние задания, так ли они эффективны? Многие научные исследования показали, что эффективность домашних заданий зависит от возраста ученика и его успеваемости в целом. Нет никаких доказательств улучшения успеваемости при выполнении домашних заданий.
Очень большое количество домашней работы может пагубно сказаться на успеваемости. Даже если ученик является отличником, у него не будет времени на качественную подготовку. В прошлом домашнее задание являлось причиной неуспеваемости. Ученики могли бросить школу, если работу невозможно выполнить.
Каким асанам учил Кришна?
Одним из текстов, критически важных для теории йоги, появился в последние века до н. э. Это была Бхагавадгита. В этом известном диалоге между великим воином Арджуной и Кришной, воплощением бога Вишну, мы узнаём несколько видов йоги, которые должны были быть известны в этот период. Среди различных видов практики, которые Кришна рекомендует Арджуне, мы находим йогу, основанную на бескорыстных действиях (карма-йога) и на интеллектуальном понимании реальности (дхьяна-йога). Однако за высшую форму практики Кришна признает бхакти-йогу, которая – в зависимости от философских взглядов более поздних комментаторов – определяется как либо йога преданности и любви к богу, либо йога созерцания свое единства с Брахманом.
В главе VI Бхагавадгиты описывается дхьяна-йога, медитация (dhyāna yoga). Там также появляется больше информации о самой практике, рекомендованной Кришной. По Словам Бхагавадгиты, “…чтобы практиковать йогу, вы должны отправиться в пустынное место, положить на землю траву Куся, покрыть ее оленьей кожей и мягким сукном. Сиденье не может быть ни слишком высоким, ни слишком низким и должно находиться в святом месте. Йог должен сидеть на нем в неизменной позе и отдавать себя практике йоги, чтобы контролировать ум и чувства, при этом очищая сердце и концентрируя сознание на одном объекте (…) Тело, шею и голову держите прямо на одной линии – и все время смотрите на кончик носа. Таким образом, с непоколебимым, полностью подконтрольным разумом, будучи свободным от страха и строго соблюдая обет безбрачия, следует медитировать (…).” (BhG 6:11-14).
С точки зрения человека, практикующего современную йогу на Западе, рекомендации, содержащиеся в Бхагавадгите, касаются практики медитации, а не физической практики асан. Единственные элементы, которые могут напоминать инструкции, какие мы слышим сегодня в йога-центрах, это: удержание тела, шеи и головы на прямой линии, сохранение неизменного положения, сосредоточение внимания и контроль ума, а также поддержание зрения в одной точке (dristhi). Цель практик, описанных в Бхагавадгите, состоит не в улучшении состояния здоровья и гибкости тела, но в обретении прямого знания и понимания своей истинной природы. Методы йоги, которые предлагает Кришна, следовательно, не связано с физической практикой асан, но, скорее, с действием (йога бескорыстия), познанием интеллектуальным (йога мудрости), любовью и преданностью Кришне (йога сердца), или медитации (йога разума).
Что интересно, Бхагавадгита, заметно отходит от аскетической традиции. По словам Кришны, йога, которая должна избавить нас от страданий, может практиковаться только в том случае, если мы правильно питаемся, отдыхаем и, соответственно, долго спим (BhG 6: 17). Для Кришны йога бескорыстного действия (карма-йога) лучше, чем отречение от мира и аскетизм (BhG 5:2). В этом смысле йога Бхагавадгиты ближе нашим сегодняшним представлениям.
Разновидности бхакти
Бхакти имеет несколько разновидностей. Отличаются они лишь некоторыми тонкостями и в целом имеют одну направленность. Пять главных подвидов бхакти-йоги:
- шанта — придерживается нейтралитета;
- дасья — ощущения подчинения себя, служения;
- сакхья — ощущение чувства дружбы;
- ватсалья — ощущение чувств отца и матери;
- мадхурья — влюбленность.
Каждый человек в праве выбирать для себя приоритетное направление. При этом любой из перечисленных разновидностей должен прийтись по духу для каждого. Считается, что служение состоит не только в полном принятии законов Божественного начала, но и в принятии собственных границ, понимании и любви ко всему живому.
Стандартизация не удалась
И тут началось. Кто во что горазд. В каждой стране были свои дорожные знаки. Однако автомобильное движение в другие государства стало привычным делом. Появилась острая необходимость введения знаков международного значения.
Так, в Париже в 1909 году «Международной конвенцией относительно передвижения автомобилей» приняты следующие дорожные знаки: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекрёсток», «Пересечение с железной дорогой».
Начиная с 1926 года интенсивно разрабатывались международные дорожные знаки, их изменяли и дополняли. Но как ни крути, знаки в разных странах отличаются. На некоторых китайских или японских вообще ничего не понять без знания языка.
Древние мистики Индии и асаны йоги
Когда Александр Македонский дошел до Индии (IV в до н
э.), его внимание привлекла группа мужчин, которая исполняла странные позиции. Некоторые из них сидели без движения в середине дня на жарком солнце, другие стояли часами на одной ноге, подняв руки вверх
Из описаний, оставленных греками, следует, что они столкнулись с группой аскетов (munis), которые практиковали аскетические практики.
Позы тела, которые использовали аскеты, напоминают современные асаны. Они могли застыть на много часов, сидя со скрещенными ногами, медитируя (слово муни, вероятно, происходит от мауна, что означает “священную тишину” или “медитация”). Другие стояли на одной ноге, на голове или на руках. Другие могли висеть головой вниз, подвешенные на ветке дерева. Сходство этих позиций с современными асанами, однако, только поверхностно. Другими были не только цели, но время пребывания в асанах.
На протяжении многих веков “йогические” позиции не ассоциировались с очевидным в наши дни сопоставлением йоги и культа здоровья и молодости, которые несут с собой асаны. Напротив, человеческое тело ассоциировалось с чем-то отталкивающим, недостойным духа, а телесное существование отождествлялось со страданием, от которого нужно освободиться. Майтраяния-упанишада (Maitrāyaṇīya Upaniṣad, I-III в н. э.) говорит, что тело является лишь образовавшимся в результате полового акта сосудом из костей, кожи, сухожилий, наполненным кровью, мочой и калом, а также иллюзиями, страхом, похотью, гневом, завистью, голодом, жаждой и болезнями. Глядя на нашу жизнь с такой точки зрения, сохранение здоровья и молодости тела с помощью асан йоги не имеет смысла.
Такое мышление побудило отказаться от телесных удовольствий и следовать пути аскезы. Согласно традиции, она должна была гарантировать либо сверхъестественные силы (сиддхи), либо освобождение (мукти) от плоти.
По словам востоковеда Джеймса Маллинсона, в Индии считали, что пребывание в одном положении без движения в течение нескольких часов не создает кармических последствий и, следовательно, помогает в освобождении себя от цепи земных воплощений. Поэтому, когда Сиддхартха Гаутама Будда часами медитировал в позе лотоса, он не практиковал падмасану, но искал путь к освобождению себя от страданий. Когда король Бхагиртха стоял на одной ноге, с руками, поднятыми вверх, он не делал это для того, чтобы укрепить мышцы ног и улучшить баланс, а совершал потому, что это был род аскетической практики. Однако, когда какой-то Муни свисал головой вниз с ветви дерева (так называемая ваггули-вата, или поза летучей мыши, также называемое tapkar-āsan), он делал это потому, что, согласно тогдашним убеждениям, такая позиция способствовала долголетию.
Таким образом, в древности подход к практикам и асанам был иным, чем в современное время. Суровая практика была выбором жизненного пути и требовала полной отдачи на всех уровнях – духовном, ментальном, эмоциональном и телесном. Была цель отречься от мира и всех его удовольствий. Это была жизнь в одиночестве или в группе единомышленников, подвижников. Кроме того, аскетические практики не должны были связываться вообще с практикой асан. Как отмечает Джейсон Берч, в некоторых ранних средневековых текстах (например, Amanaska или Laghuyogavāsiha) не очень ценилась практика, основанная на физически затратных позициях, потому что она была связана с слишком большим усилием.
Телесные позиции подвижников оказали, однако, свое влияние на асаны в более позднем периоде. Когда много веков спустя под влиянием тантры изменился подход йоги для человеческого организма, и когда практика асан вышла за узкий круг подвижников, они могли стать источником вдохновения для тех телесных практик, которые мы знаем сегодня.
Аскетические традиции сохранились по сей день. В современной Индии вы постоянно видите странствующих садху, которые иногда практикуют элементы, напоминающие известные нам асаны. Но практикуют потому, что их цель – достижение стабильности ума, что должно облегчить медитацию.
Как получить SkillsPassport?
Чтобы подтвердить свои знания и навыки, московские выпускники, студенты и школьники сдают по итогам обучения демонстрационный экзамен по международным стандартам WorldSkills. На экзамене студенты должны продемонстрировать свои профессиональные знания, полученные за годы учебы. Выполнение заданий оценивает экспертная комиссия, в которую входят в том числе и представители работодателей — высокотехнологичных предприятий города, партнеров движения WorldSkills Russia. По итогам испытаний выпускникам выдается паспорт компетенций (skills passport) с оценкой за экзамен.
Преимущества и польза Чандра Намаскар
спонтанным полетом пчелы вокруг цветка лотоса.«Калоттара»изменчивую природу своего ума
Во время практики Намаскара практикующий обучается концентрации внимания на высшем нектаре жизни, на слиянии с Шивой (высшим сознанием), а также в центре собственного сердца.
Считается, что комплекс Приветствие Луны активирует энергию энергетического канала Ида. Канал Ида еще называют лунным. Он берет начало в районе пупка, проходит вдоль позвоночного канала и заканчивается в левой ноздре. Лунный канал отвечает за правое полушарие мозга и активирует творческие способности и интуицию.
Т.к. практика Чандра Намаскар помогает восстановить энергетический баланс, считается, что она идеально подходит тем людям, которые часто подвергаются стрессу.
Что представляет из себя движение Worldskills?
WorldSkills — международная некоммерческая организация, созданная для повышения стандартов профессиональной подготовки и квалификации кадров с помощью проведения профессиональных чемпионатов по всему миру. Движение WorldSkills было основано в Испании в 1947 году как ответ на нехватку высококвалифицированных рабочих кадров, необходимых для восстановления промышленности страны в послевоенное время.
«Промышленники Испании сошлись в том, что подбирать кадры на собеседовании недостаточно эффективно. Гораздо эффективнее — поставить на видном месте рабочий станок и дать возможность кандидату на трудоустройство показать, на что он способен. Тем, у кого лучше получалось делать свое дело, предлагали лучшие рабочие места.»
Ксения Калугина, Руководитель РКЦ WorldSkills Russia по городу Москва
С 1950 года движение WorldSkills приобрело международный статус
Осознавая важность популяризации рабочих и инженерных кадров для экономики, ведущие страны мира присоединились к движению WorldSkills, и на сегодняшний день в WorldSkills International насчитывается 87 стран-участниц.
В октябре 2011 года проект «Проведение Национального чемпионата рабочих профессий WorldSkills» был одобрен наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив, что дало старт Движению WorldSkills в России, и уже 17 мая 2012 года на южнокорейском острове Чеджу, где проходила очередная генеральная ассамблея WSI, нашу страну официально приняли в состав этой международной организации – Россию единогласно выбрали 60-м членом WSI.
Следующей весной 2013 года в Тольятти был организован первый всероссийский конкурс профессионального мастерства «Национальный чемпионат WorldSkills Russia-2013», в котором приняли участие более трехсот человек в возрасте от 18 до 22 лет, прошедших через отборочные соревнования в своих регионах и представляющих лучшие российские колледжи, По результатам чемпионата была сформирована сборная Российской Федерации, которая в июле 2013 года приняла участие в своем первом международном соревновании — чемпионате мира WorldSkills International в немецком Лейпциге.
Первая асана
Пашупати, покровитель скота. Хараппская цивилизация.
Первым изображением асаны считается известная печать с изображением Пашупати, которая является принадлежностью древнего периода цивилизации долины Инда, также называемой хараппской цивилизацией.
На печати мы видим фигуру, сидящую в положении, которое напоминает йогическую асану. Этот персонаж имеет несколько лиц, его окружают различные животные, а на голове можно увидеть украшения, напоминающие рога буйвола. По некоторым данным, это может быть изображение Пашупати – “царя животных”, в ведическом периоде традиционно отождествляемый с Рудрой, который позже был переименован в Шиву. Если бы на самом деле на печати был выточен образ Шивы, сидящего в йогическом положении, это означало бы, что некоторые формы йоги были известны жителям долины Инда уже в бронзовой эпохе.
Часто эта печать упоминается как доказательство того, что йога практикуется почти 5 000 лет.
Хотя эта теория может показаться очень привлекательной для любителей йоги, подавляющее большинство индологов не считают ее вероятной.
Во-первых, хараппская культура оставила после себя впечатляющие памятники материальной культуры, но с той поры не сохранились какие-либо письменные свидетельства, не говоря уже о документах, подтверждающих какой-либо обряд, связанный с асаной йога “Шивы”. Знаки на этой печати до сих пор не были расшифрованы и, по мнению некоторых филологов, не могут даже считаться формой языка.
Во-вторых, упоминания о йоге появляются в Индии значительно позже, и трудно объяснить, почему практика йоги должна была возникнуть в эпоху бронзы, чтобы потом исчезнуть на более чем 1 тысячу лет, чтобы снова появиться в качестве значимого направления жизни и философии.
В-третьих, сам факт занятия чем-либо в сидячем положении со скрещенными ногами не обязательно означает, что изображенное на печати существо практикует йогу.
В конце концов, в Индии даже сегодня есть привычка сидеть таким образом, поэтому не так уж странно, если бы люди в бронзовом веке также бы делали. Поэтому интерпретировать данный артефакт как несомненное свидетельство существования в те времена йоги было бы слишком самонадеянно. Как выразился Джеффри Сэмюэль: “Единственным разумным выводом, который следует принять, это то, что мы не знаем, как интерпретировать эту фигуру и что она изображает”.
Время перемен
Раньше, когда люди стремились к развитию, они обращались к учителям, тренерам личностного роста, всевозможным гуру. Дизайн же утверждает, что все, кто говорит Вам, что нужно делать, уводят Вас от себя, и что время внешних авторитетов прошло.
Суть механики человека — разбудить свой внутренний авторитет, своего внутреннего наставника, внутреннего учителя. Учиться слушать себя. Соединиться с откликами своего тела и позволить этим импульсам вести Вас по жизни. Основной идеей в Дизайне является то, что нашим компасом по жизни, нашей опорой в принятии решений является именно наше тело. Не ум, не мысли, потому что это не наше, а коллективное сознание.
Чтобы получить подробную информацию о своей личности с точки зрения учения «Дизайна человека», я могу предложить вам свою консультацию. Для вас будет произведён расчет и показан ваш тип энергетики. Информация о Вашем энергетическом типе может дать очень многое: как Вам принимать решения в жизни и эффективно двигаться по ней. Как взаимодействовать с другими энергетическими типами? Кто из них больше подходит для реализации задуманного?
Чтобы получить максимум пользы из вашей карты, необходимо проконсультироваться со знающим специалистом, аналитиком, который объяснит значения разных параметров в карте. Чтобы записаться на консультацию, заполните форму на этой странице, либо свяжитесь со мной с помощью того средства, какое вам удобнее
Появление асан: трудности исследования
Проблема в том, что многие важные для истории йоги тексты еще не переведены, и их разработка и перевод продолжается в течение многих лет. Это происходит потому, что в Индии в древние времена тексты часто писались на высушенных банановых листьях, – материале, который не только легко разрушается во влажном и теплом климате, но и является излюбленным кормом для некоторых насекомых. Чтобы сохранить эти работы для потомков, их нужно было регулярно переписывать. Поскольку оплата хороших писцов была дорогостоящей, переписывались только те тексты, которые в той или иной исторической эпохе казались важными. Таким образом, мы, скорее всего, потеряли много интересных текстов, которые могли бы быть полезны сегодня, чтобы ответить на вопросы относительно теории и практики йоги.
Кроме того, работающие над текстами писцы могли не совсем точно копировать доверенный им материал оригинала. Некоторые из них просто ошибались, другие сознательно (вероятно, добросовестно) могли что-то добавить от себя. Было и так, что не все переписчики глубоко знали санскрит (особенно в тех версиях, где были описаны теоретические обучающие материалы йоги и медитации), поэтому они переписывали доверенные им тексты, отображая буквальное значение, не понимая самого смысла. Если учесть, что один текст мог быть переписан на протяжении истории несколько раз, понимание оригинальных концепций автора на основании одного сохранившегося экземпляра произведения может быть поэтому достаточно сложной задачей.
Все эти факторы приводят к тому, что перевод старых текстов о йоге занимает годы. Нужно найти необходимое количество сохранившихся копий одного и того же произведения, сравнить их между собой, устранить ошибки, пропустить через филологический и исторический фильтр и т. д. Только когда мы получим, таким образом, единый и согласованный текст на санскрите, мы можем взяться за его перевод, что само по себе требует не только глубокого знания языка, но и хорошей ориентации в литературе, появившейся в тот же период. По этим причинам наши знания об истории, философии и практике йоги в древности и в средние века останется неполным.
Еще одним источником наших знаний о практикуемых в древние времена асанах может быть сохранившаяся до наших дней материальная культура – фрагменты керамики, скульптуры и барельефы. В этом случае в какой-то степени исчезает вопрос недостаточности источников. Появляются, однако, и другие проблемы
Каменные или керамические артефакты являются лишь немым свидетелем истории, и, интерпретируя их, необходимо соблюдать осторожность. Очень часто у исследователей может быть соблазн описать артефакты с точки зрения современной культуры, присущего нашей эпохи взгляда на мир
Мы не знаем, например, как долго запечатленный в артефакте йогин оставался в изображенной асане, сколько других асан практиковал, насколько данная асана была популярна в его эпоху. Мы также не знаем, действительно ли персонаж, изображенный в камне, является йогом в нашем понимании или, может быть, он был скорее медитирующим аскетом, буддистом, тантриком, практикующим джайнизм или просто кем-то, кто, например, сидит со скрещенными ногами.
При этом стоит добавить, что в колониальный период йога (за редким исключением) считалась англичанами курьезным делом. Многое в индийской культуре воспринималось колонизаторами как нечтно примитивное, странное, враждебное, не соответствующее британской культуре. Тем более, что некоторые йоги были довольно воинственны и принимали активное участие в борьбе с британцами, как это имело место в конце XVIII века в восстании санньясинов (монахов) против Британской Ост-Индской Компании. В целом много произведений и памятников истории, материальной культуры могли исчезнуть в результате войн и неуважительного отношения англичан к культуре Индии.
К счастью, в связи с растущим интересом к йоге всё больше людей заинтересованы в таких исследованиях. Благодаря этому в последние годы появилось много новых публикаций. Многие индологи и специалисты по санскриту выпускают новые улучшенные переводы исходных текстов про йогу. Поэтому есть шанс, что в ближайшие годы мы узнаем больше о древних практиках.
Ступени Садханы в йоге звука
Согласно главе 4 трактата «Хатха-йога прадипика», выделяют 4 стадии реализации Садханы:
- Арамбха. Энергия Кундалини поднимается, развязывает узел Брахмы в области пупка, и пробуждает первую чакру. По телу распространяется блаженство, а из Муладхары возникает бесконечный звенящий звук.
- Гхата (состояние сосуда). На второй ступени ум продолжает воспринимать шумы снаружи и внутри. Когда энергия проходит через внутреннюю оболочку Сушумны и через Вишну-грантхи (узел эмоций в сердце) в Анахате, разум способен уловить более тонкие звуковые вибрации.
- Паричайя. Энергетический поток активирует горловую чакру Вишуддху. Человек избавляется от мирских привязанностей. Боль, отсутствие сна, голод, болезни не могут лишить его равновесия. Наступает самопроизвольный экстаз, сопровождающийся барабанным стуком.
- Нишпатти. На финальной стадии энергия достигает чакры Аджна, где сходятся 3 Сушумны-нади, и узла Рудры между бровями. Человеческий дух достигает полного самоосознания и освобождается от кармы. Этот момент сопровождается звучанием флейты или арфы.
Дальше энергия движется к Сахасраре, в которой находится Абсолютная реальность. Душа оказывается вне сознания, полностью соединяясь с вездесущей пустотой.
Влияние на состояние учеников
Домашнее задание во многих научных статьях выступает главным источником стресса и расстройства для школьников и студентов. В 1992 году в Гонконге опросили почти 2 тысячи студентов и пришли к выводу: самочувствие учеников ухудшается в результате выполнения домашних заданий. Студенты испытывают тревогу, беспокойства, боли в животе и голове.
Учащиеся испытывают страх перед наказанием со стороны учителей и родителей. А сверстники издеваются над неуспевающими учениками, что приводит к суицидальным мыслям и затяжной депрессии.
Современные исследования показывают похожие результаты. В 2007 году компания MetLife опросила американских студентов. В результате 89% студентов испытывали стресс из-за домашнего задания, а 34% сообщили, что они «часто» или «очень часто» испытывали стресс из-за домашнего задания. Стресс был особенно заметен среди старшеклассников. Ученики имели проблемы со сном. Также домашняя работа может привести к конфликту в семье.
Польза и вред хатха-йоги
Польза от занятий с физической стороны огромна:
- снятие стресса, уменьшение нагрузки на нервную систему;
- улучшение кровообращения и работы сердца;
- нормализация работы кишечника за счет укрепления пресса и мышц малого таза;
- снятие нагрузки с позвоночника, уменьшение болей в спине;
- растяжка «триггерных точек» в мускулах, в частности, задней поверхности бедер, трапеций, плеч, рук;
- развитие координации движений и баланса;
- укрепление всех мышц, причем достаточно гармоничное;
- улучшение подвижности суставов, профилактика бытовых травм;
- доступная противовозрастная гимнастика;
- универсальный характер.
Многие западные фитнес-гуру отмечают, что йога не может считаться всесторонней. Она не затрагивает многие аспекты, например, развитие чистой и взрывной силы, и потому не может считаться универсальной системой занятий. Йога не подойдет и тем, у кого в приоритете кубики пресса, выдающиеся бицепсы, трицепсы и ягодицы. Всё это делается в тренажерном зале, хотя американские гуру пауэр-йоги и клянутся, что ничего, кроме веса собственного тела в тренировках никогда не использовали.
Прямой вред состоит в том, что под видом йоги часто работают разные секты, которые заставляют людей полностью менять жизнь, раздавать имущество и уходить из мирской жизни. Нужно очень внимательно выбирать школу йоги.
Бхакти и ортодоксальные индусы
В Индии существует несколько направлений, в том числе и йоги. Бхакти — это лишь одно из самых распространенных. В нем признается лишь один Всевышний. Он видится людям как вечный чистый разум, единение всего живого и абсолютная любовь ко всему на земле. И люди, которые являются сторонниками данного направления, считают соей целью служить своему Богу, любить, как и он, все живое на земле, а также почитать самого Творца.
В Индии распространены касты, поэтому существует некоторое деление людей. Из-за этого нередко происходит недопонимание между кастами, которое неприемлемо для бхакти-йоги.
Обычно низшие касты принимают бхакти-йогу с открытым сердцем, зная, что их ждет лучшая жизнь. Они проводят дни в вере и делают все, как полагается по законам данного направления. Бхакти оказывает большое значение на сторонников данной веры. В последнее время поклонников этого направления йоги стало еще больше, оно воспевается и практикуется все шире во всем мире.