Виньяса йога: принцип разумных последовательностей йоги. построение урока

Когда стоит пойти в центр йоги?

Занятия йогой в Санкт-Петербурге сейчас очень посещаемы и популярны, поэтому найти вариант, гармонирующий внутреннему состоянию, достаточно легко. Выбирать есть из чего. Если домашние уроки не дают никакого результата, самодисциплина хромает, лучше пойти к инструктору с профессиональной подготовкой, заниматься в группе. Поддержка других спортсменов и возможность быстрого обучения поднимет не только настроение, но и уровень подготовки тела к новым асанам. Тело на регулярные, грамотно построенные занятия отзовется прогрессом. Результат станет заметнее, что приободрит и вселит надежду стать продвинутым йогом.

Типы поз

Прежде чем начать изучать основные асаны и начать выполнять самые первые позы, давайте рассмотрим какие типы бывают, чтобы вам было легче ориентироваться и понимать чего ожидать от упражнения.

Позы в положении стоя наиболее сложны для начинающих, они часто делаются вначале занятий для разогрева. В Виньяса-флоу йоге стоячие позы идут друг за другом и используются для построения связок. В Хатха йоге стоячие позы могут встречаться по отдельности в сочетании с отдыхом после каждой позы.

На баланс

Развитие баланса чрезвычайно важно для начинающих, позы на баланс помогают укрепить мышцы кора, что в свою очередь необходимо для освоения более сложных поз. Несмотря на то, что удержание баланса сперва будет казаться вам сложным, со временем, регулярно занимаясь, вы обязательно заметите прогресс

Мостики

Мостики могут быть наиболее некомфортными позами для начинающих, поэтому обычно начинают с легкого прогиба и растяжения позвоночника. Поскольку такие движения редко встречаются в повседневной жизни, они крайне важны для здоровья и долголетия позвоночника.

Сидячие

Позы в положении сидя фокусируются на растяжении бедер и подколенных сухожилий и обычно выполняются в конце занятия, когда тело уже хорошо разогрето. Подложите свернутое одеяло или блок под ягодицы для того, чтобы чувствовать себя более комфортно в таких позициях.

Что такое Дживамукти-йога

Дживамукти-йога (в перев. «джива» — душа и «мукти» — освобождение) – это авторская духовная практика, сочетающая развитие тела и духа человека.

Разработали эту новую методику американцы Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф, которые в конце прошлого века долго жили и учились в Индии у великих гуру.

Дживамукти-йога была создана на основе «Аштанга-Виньясы» знаменитого мастера йоги Шри Паттабхи Джойса.

«Аштанга-Виньяса» — это двигательная практика, где последовательные асаны связаны между собой виньясами с одновременным выполнением пранаямы (дыхательное упражнение), бхандхи (энергетический замок) и дришти (концентрация внимания на точках тела)ргетичекий замокниенением пранаямы,  ДЖивамукти0 стресса. она вляется адаптированной .). При этом, во время этой тяжелой практики человек должен находиться в медитативном состоянии сознания (дхяна).

«Виньяса» означает дыхательно-двигательную систему упражнений. Во время синхронизации движения с определенным дыханием в теле человека возникает сильный внутренний жар, который вызывает сильное потение. Это очищает и омолаживает внутренние органы и мускулы, выводит токсины из организма, даря легкость и силу телу.

Выполнение Виньясы помогает уравновесить дыхание и обеспечить хорошую циркуляцию крови в теле, а также укрепляет тело и успокаивает ум.

Дживамукти-йога руководствуется пятью основными принципами:

  • ахимса – действия с минимальным вредом живым существам;
  • бхаккти: цель йоги – это познание Творца;
  • нада – развитие умения слышать голос Вселенной;
  • концентрация: медитации и развитие своего потенциала;
  • шастра: священные тексты – это первоначальный источник знаний.

Отсюда, кроме фундамента в виде «Виньясы», Дживамукти-йога включает в себя пять составляющих:

Изучение Священных писаний – древних санскритских текстов:

  1. «Йога сутра» Патанджали (о преодолении ментальных препятствий),
  2. «Хатха-йога-прадипика» (руководство по хатха-йоге),
  3. «Бхагават-Гита» (Кришна о трех путях йоги: преданности, служении и познании),
  4. «Упанишады» (фундаментальные тексты о концепции недвойственной природы Бога).
  • Реализация преданности (Бхакти-йога) Богу: поддерживание нужного настроя созданием алтарей, использованием икон и религиозных картин, киртана (религиозные песнопения) и джапы (повторение имени Бога).
  • Отказ от насилия (ахимса) – основной нравственный принцип Йоги. Это реализуется через нравственное вегетарианство и защиту животных, а также социальная активность и деятельность по охране окружающей среды.
  • Слушание музыки (Нада-йога): прослушивание духовной музыки во время выполнения Джимукти-йоги для утончения слуха.
  • Выполнение медитаций и произнесение мантр: без медитации бессмысленны асаны и невозможны достижения йоги.

Центры [ править ]

Основные центры расположены в США, Германии, Испании, Норвегии, Австралии, России и Мексике, а партнерские центры — в нескольких других странах. В 2003 году школа йоги Дживамукти в Нью-Йорке создала природный заповедник площадью 125 акров в горах Катскилл , недалеко от Вудстока, штат Нью-Йорк . Известный как лесной заповедник Дикого Вудстока Дживамукти, он служит деревенским ашрамом для школы Дживамукти-йоги и безопасным убежищем и незагрязненной средой обитания для различных видов растений и животных.

Чтобы обучать методу Дживамукти-йоги в одном из центров, инструктор должен пройти тщательную подготовку учителей йоги и сдать серию экзаменов.

Традиция и Парампара

Первое, что отличает Аштанга-йогу от других стилей – это строгое следование традиции:

  • Практика шесть раз в неделю: «аштангист» практикует каждый день, с одним перерывом в неделю на выходной, при чем желательно, чтобы день был выбран единожды и без крайней надобности не менялся. Время практики также рекомендуется выбрать стабильное – ум привыкнет, график дня подстроится и занятие будет даваться намного легче, да и тело адаптируется быстрее. Идеальное время – раннее утро перед рабочим днем.
  • Фиксированная последовательность асан: в Аштанга-йоге шесть последовательностей
  1. Йога-Чикитса (йога-терапия) – предназначена для восстановления тела и возвращения ему природной гибкости, силы и здоровья. В среднем на ее освоение дается пять лет, хотя если занятия йогой начались в юности, то можно пройти и за более короткий срок. Упор в асанах сидя дается на глубокое вытяжение задней поверхности всего тела.
  2. Нади Шодхана (чистка энергетических каналов) – работает с глубокими прогибами, снимая усталость и даря неимоверный приток новых сил, очищает тонкие уровни структуры человека. Большинство обычных практикующих дальше нее не заходят, так как она сама по себе достаточно сложна в освоении.
  3. Стхира Бхага А, В, С, D (наращивание Силы и достижение гармонии) – четыре серии, имеющих одно название, прорабатывают самые глубокие зоны тела и психики человека. Ее рекомендуют практиковать только тем, кто решил на всю жизнь связать свою жизнь с йогой – преподавателям.

Каждое занятие начинается с Сурьи Намаскар, далее идет обязательный для всех уровней блок асан стоя, затем идет текущая последовательность и в конце также обязательный блок перевернутых асан с Шавасаной (поза расслабления) в конце.

Занятие проходят в двух видах: традиционный Майсор-класс (личная практика в группе, йогин предоставлен сам себе и полностью отвечает за свой прогресс) и Лэд-класс (занятие под счет учителя)

Серия упражнений из Аштанга йоги у моря на закате дня

Особое внимание уделяется Парампаре — «непрерывной цепи преемственности» от Учителя к ученику. Это значит, что рекомендовано обучаться Аштанга-йоге у авторизованного преподавателя, который прошел аттестацию и получил соответствующий документ именно в Майсоре – святая святых аштангистов, город в Индии, в котором зародился этот стиль

На данный момент по всей Земле существует не более 800 авторизованных преподавателей этого мощного стиля, из них не более 80 авторизованы по Второй Серии. Это говорит о тщательном отборе компетентных учителей и жестким правилам отбора, что дает большой плюс этой системе йоги.

На данный момент (2017 год) традицию Аштанга-йоги несет Шарат Рангасвами Джойс, внук Шри К. Паттабхи Джойса, первого Учителя этого динамического стиля. При этом Гуруджи (так с любовью называют Паттабхи Джойса ученики) не является основоположником этой системы, он только систематизировал знания, полученные от самого великого йога 20 века – Шри Тирумалая Кришнамачарьи, который в свою очередь почерпнул знания из древнейшей священной книги «Йога Корунта».

Важность Шавасаны

Центральная нервная система постоянно принимает сигналы об активности мышц. Хронически напряжённые мышцы вызывают избыточное возбуждение соответствующих им участков мозга. Постоянное локальное возбуждение нейронов вызывает эмоциональную напряжённость, что, в свою очередь, ведёт к формированию мышечных зажимов. Этот замкнутый круг нарушает работу эндокринной, вегетативной нервной систем и внутренних органов.

Практика асан с использованием принципа постизометрической релаксации, а также массаж и самомассаж – простые и эффективные способы расслабить зажатые мышцы и «починить» систему.

Шавасана завершает каждый наш класс йоги. Она снимает остаточное напряжение, успокаивает нервную систему и помогает организму восстановиться на физическом, ментальном и духовном уровнях.

Регулярная Шавасана после практики йоги:

  • служит профилактикой гипертонии;
  • улучшает кровообращение и способствует питанию межпозвоночных дисков;
  • помогает при бессоннице, нервном переутомлении и головной боли;
  • повышает концентрацию;
  • прибавляет сил.

«Дживамукти Йога». Шэрон Гэннон и Дэвид Лайф

Эта книга интересна и важна как тем, кто только начинает осваивать йогу, так и практикам со значительным стажем любого направления йоги. «Дживамукти Йога» написана доступно и просто, но при этом содержит все необходимые научные обоснования и методические рекомендации по основным разделам йоги. Здесь описаны методы очищения (крийи), дыхательные упражнения (пранаяма), работа со звуком (нада) и медитация (дхьяна). Много внимания уделяется принципам построения последовательностей асан (винъяса-краме), а также морально-этическому базису йоги (яма, нияма, ишварапранидхана). Рассказывается здесь и об известных учителях йоги, их жизни и жизни их наставников, а также о связи современной йоги с культурой, наукой и искусством. 

УЗНАЙТЕ О ЙОГЕ ЕЩЕ БОЛЬШЕ

Базовый курс по йоге от Анны Лунеговой

Начать занятие

«Особенно важно, что в книге есть грамотно выстроенные последовательности занятий, которыми может воспользоваться любой, кто практикует йогу», — отмечает Анна Лунегова.  

Противопоказания к аштанга-йоге

К выполнению сложных упражнений виньясы следует приступать осознанно и осторожно. Нельзя заниматься йогой лицам с больным опорно – двигательным аппаратом и проблемами во внутренних органах

Кроме этого нежелательно выбирать такой стиль не гибким людям. Подвижность отдельных комплексов не рекомендует выполнять их:

  • беременным;
  • с грыжей межпозвоночных дисков;
  • с травмами головы в прошлом;
  • с хроническими заболеваниями;
  • после операций;
  • с повышенной температурой тела и больным, принимающим сильные лекарства.

Подобные занятия совсем запрещены людям с сердечными болезнями, с травмами спины и с другими серьёзными болезнями.

Можно ли освоить йогу самому?

Согласно мнению опытных экспертов, если нет возможности, желания посещать тренажерный зал, всегда можно заняться практикой в домашних условиях. Только нужно подбирать такие асаны, которые будут соответствовать опыту и не ставить под угрозу здоровье. Если совсем нет опыта, можно посетить несколько занятий с инструктором, чтобы понять структуру занятий, особенности конкретного направления.

Во время домашних занятий не стоит забывать о ряде рекомендаций, правил, которые помогут сделать все правильно, постоянно развивать свое тело, мысли.

  • Безопасность на первом месте. Многие упражнения достаточно травмоопасны, необходимо начинать с простейших основ с подробными видеоуроками. Только в том случае, если тело будет полностью поддаваться, а положение ног, рук будет выучено, можно переходить к следующему этапу.
  • Без разминки не обойтись. Как и в любом виде спорта, правильная разминка позволяет разогреть мышцы, суставы, подготовить их к нагрузкам. Разминка должна включать упражнения на все мышечные группы.
  • Йогой лучше заниматься на голодный желудок. Именно поэтому подходит утреннее время или через два часа после завтрака. Из-за сжатия органов организм может отторгнуть еще непереваренную пищу.
  • Противопоказания. Если есть воспалительные процессы, открытые раны, инфекционные заболевания, ОРВИ, обострение хронических болезней, критические дни или боли в желудке, стоит отложить занятия на следующий раз.
  • Стабильный график. Нельзя начать занятия йогой самостоятельно, а затем сделать перерыв на два месяца и снова продолжить с того же места. Тело забывает о своих достижениях. Если прервались, нужно начинать с нуля. Составьте удобный для себя график и постоянно ему следуйте. К примеру, лучше заниматься через день по полчаса, чем всего лишь два раза в неделю по три часа.

Кроме того, важно не забывать об умеренности. Не стоит пробовать асаны, которые показывают тренированные блогеры или опытные спортсмены, если они относятся к сложному уровню

Всему свое время: новичкам стоит усвоить хотя бы 20 простых асан и медитацию, чтобы двигаться дальше.

В рамках нашего курса блоки последовательностей следующие:

  1. Настройка. Разминка сидя, разогревающие Пранаямы и Уддияна Бандха стоя, возможны Агнисара Дхаути Крийя и Наули. Настроить себя и группу, немного размять тело (размять шею, вытянуть бока, сделать наклоны), дать Капалабхати и Бхастрику. Дать работу животом.
  2. Разминка стоя и Сурья Намаскар
  3. Позы стоя. Один обязательный несложный баланс на руках (Бакасана, Бхуджа Пидасана, Каундиниасана и пр.)
  4. Наклоны и скрутки в положении сидя. Один обязательный баланс на руках (Аштавакрасана, Каундиниасана, Бхуджа Пидасана и пр.)
  5. Прогибы и компенсация к ним.
  6. Асаны на бедра, успокаивающие Пранаямы, Перевернутые и Шавасана.

По времени один блок занимает 10-20 минут.

Контекст [ править ]

Праджняпарамита сидит в Падмасане для медитации , Ява. 13 век

Йога — это группа физических, умственных и духовных практик или дисциплин, зародившихся в древней Индии. Его духовная и философская цель заключалась в объединении человеческого духа с Божественным ; его практики были в основном медитативными. Ветвь йоги, которая использует физические позы в дополнение к другим практикам, таким как медитация и очищение, — это хатха-йога ; он процветал с 11 века. Термин «йога» в западном мире часто обозначает современную форму хатха-йоги, йогу как упражнение , состоящее в основном из поз, называемых асанами . Самые ранние асаны — это сиденья для медитации со скрещенными ногами ; постепенно добавлялись и другие позы.

Какие асаны описывал Патанджали?

Йога-сутры Патанджали стали для йоги одним из основных текстов, составляющих источник знаний о её теории и практике. Их текст часто цитируют и комментируют современные учителя йоги. Знание, которое мы можем получить из йога-сутр о самих асанах, однако, очень скупо. Мы узнаем из сутр, что асана должна быть устойчивой и удобной и что мы можем достичь именно такого результата через расслабление напряжения (prayatnaśaithilya) или соединение с бесконечностью (anantasamāpattibhyām) (JS 2:46-47). Такое описание практики асан, кажется, не очень полезно с точки зрения современного йога.

Если ослабление напряжения относительно легко понять, то концепция “воссоединения с бесконечностью” не является прямой инструкцией, которой учитель может поделиться с учениками во время занятий йогой. В конце средневековья, когда последователи Вишну начали отождествлять Патанджали с королем змей Анантой (“Ананта” означает буквально бесконечный), этой концепции  стали придавать религиозное измерение. Однако трудно предположить, что, написав йога-сутры, Патанджали призывал к медитации над самим собой.

Также цель практики асан по Патанджали не совпадает с тем, что мы считаем сущность физической практики в настоящее время. Согласно йога-сутрам, принятие стабильной и удобной асаны заставляет йога оставаться непоколебимым для пар противоположностей (dvandva), таких как, например, горячее и холодное и т. д. (JS 2:48). Из дальнейших сутр видно также, что пребывание в асане является только вступлением к практике дыхательных упражнений (Prāṇāyāma), которые, в свою очередь, должны привести нас к состоянию медитации.

Немного больше об асанах мы можем узнать из комментариев к йога-сутрам за авторством Вьясы. Именно там мы найдем перечисление названий двенадцати асан, которые рекомендуются для практики. Рядом с Padmāsany находятся такие позиции, как: Vīrāsana, Bhadrāsana, Svastikāsana или Raddāsana. Стоит добавить, что представляя рекомендуемые асаны, используются слова “и т. д.”, что предполагает, что этот список не является полным. Общей чертой этих асан является то, что это позиции для сидения, которые принимаются, как правило, во время медитации. Во времена Патанджали это вполне согласуется с пониманием слово āsana, которое происходит от санскритского ядра ās, трактуемый, однако, больше, чем просто “сидеть” или “отдыхать”. Для автора Йога-Сутры практика асан была практикой для сидения. Это не значит, конечно, что Патанджали не знал о существовании положения стоя или лежа. В его время, однако, они, вероятно, назывались тапас и не служили для практики медитации. 

Стоит также подчеркнуть, что асаны являются для Патанджали только одним из восьми элементов практики йоги. Автор йога-сутр рекомендует также придерживаться моральных принципов, регулирующих отношения с другими людьми и с самим собой (яма и нияма), практиковать дыхательные упражнения (пранаяма), уравновешивать чувства (пратьяхара), а также трехступенчатую медитацию (дхарана – фокусировка внимания, дхьяна – медитация и самадхи – состояние максимальной осознанности). Поэтому йога Патанджали требует полной отдачи со стороны практикующего. Ее цель состоит в том, чтобы полностью освободиться от отношений с материальным миром (кайвалия). Несмотря на то, что многие концепции йога-сутр проникли в современный язык йоги, а их текст не перестает вдохновлять, йога Патанджали была создана скорее для практикующих аскезы браминов и выходит далеко за рамки чисто физической практики, популярной сегодня на Западе.

В чем отличие Аштанга-виньясы от других течений йоги?

Что еще отличает Аштанга-йогу от других направлений Хатха-йоги, так это виньяса: принцип соединения движения тела с дыханием. Виньясы предназначены для соединения асан (поз тела) в единый непрерывный поток: тело перетекает из одного положения в другое, асаны как бусины нанизываются на единую нить дыхания. Аштанга- это динамика: позы по мере освоения удерживаются всего пять циклов дыханий, только в перевернутых асанах это время удваивается или утраивается (в зависимости от позы).

Еще одна особенность этого стиля заключается в том, что не практика подстраивается под человека (как, например, в йоге Айенгара), а наоборот человек всеми силами пытается дотянуться до необходимого уровня, тренируя таким образом выдержку, целеустремленность и силу воли, что приводит к добровольному самоограничению и наращиванию силы Духа.

Также в Аштанга-виньяса-йоге основополагающей является Тристхана, как ключ к обузданию ума и чувств и применение бандх – замков тела для направления потоков энергии внутри тела в необходимые участки.

Девушка выполняет йога-асану, на морском побережье

Преимущества Дживамукти йоги

Физические преимущества практики Дживамукти аналогичны тем, которые вы получаете от стандартных занятий: укрепление силы мышц, развитие баланса и гибкости, детоксикация организма, улучшение кровообращения, а также снижение уровня стресса. По словам Дэвида и Шарон, в списке очень много положительных физических преимуществ, но главное — «вы создаете тело света» и чувствуете гармонично.

Духовные преимущества Дживамукти йоги включают в себя растворение эго, осознание единства и обретение счастья. Практика данного вида йоги устанавливает прямую праническую связь с источником бесконечного блаженства.

Таким образом, Дживамукти йога – это не только практика асан и не просто физические упражнения для поддержания формы тела или для увеличения силы или гибкости, это также отличный способ, чтобы улучшить отношения с окружающим миром и обрести истинное понимание себя.

Классы Дживамукти йоги

Существует шесть типов классов и одна стандартизированная последовательность разминки, уникальная для метода Дживамукти.

1. Открытый класс: здесь варианты асан предоставляются как для начинающих, так и для продвинутых практиков.  Также сюда включены пять основных принципов Дживамукти (музыка, преданность, медитация, писание, ненасилие).

2. Фундаментальный класс: здесь проходит выстраивание базовой структуры, акцент делается на выравнивание и правильное построение асан и использование дополнительного реквизита. Программа предназначена для начинающих практиков.

3. Духовный Воин: класс предназначен для занятых людей, у которых есть только час для практики. Здесь все проходит в достаточно быстром темпе – виньяса, пение, настройка намерения, Сурья Намаскар, выполнение различных асан, медитация и расслабление.

4. Виньяса для начинающих: это класс медленный с глубоким погружением практикующего в понимание сути выполнения Виньясы (последовательность поз). Класс следует определенной последовательности асан, но представлен в более медленном, более расслабленном темпе, чем в классе Духовного Воина.

5. Медитация: метод медитации в Дживамукти включает в себя произношение мантры и проходит в три этапа: выбери свое место; будь неподвижен; и сконцентрируйся. Мантра помогает сконцентрироваться.

6. Приватный класс: индивидуальное занятие, где сертифицированный тренер поможет вам полностью погрузиться в каждую асану и выполнить ее правильно.

7. Волшебная десятка: это серия из десяти простых упражнений, разработанных Шарон Гэннон, которые можно выполнить за десять минут. Отличный способ взбодриться.

Йога-нидра

Дословный перевод этого стиля – йогический сон. Хотя на нескольких первых занятиях йога-нидрой многие действительно засыпают, на самом деле это техника глубокого расслабления

Инструктор последовательно просит направлять внимание на все части тела, на различные противоположные ощущения (например, тепло-холод), переключает внимание учеников от одного образа к другому

Отличие йога-нидры от шавасаны заключается в том, что первая длится дольше, при этой практике проще успокоить ум, ему некогда «блуждать», ведь инструктор постоянно просит направлять внимание на тело, дыхание или образ. Шавасана в этом плане сложнее, так как далеко не все могут 10-15 минут просто лежать и ни о чем не думать

Не зря же эта асана считается одной из самых сложных в йоге.

Форматы для начинающих

Аштанга-виньяса йога практикуется в двух стилях: майсор-классы и led-классы.

Майсор-классы

Майсор-классы – это самостоятельная практика каждого ученика, учитель выступает наблюдателем и может корректировать асаны во время практики; такая практика возможно не только в йога-студиях и школах, но и самостоятельно дома – без учителя. Это уникальный формат практики, характерный только для аштанга йоги.

Преимущества и особенности практики в стиле «майсор-класса»:

личное внимание со стороны учителя (если практика проходит не самостоятельно): индивидуальная помощь учитывает персональные потребности и особенности студентов, что практически невозможно в классах, где все занимаются под общие инструкции. Учитель уделяет вам столько времени, сколько нужно

движение в своем ритме: вы можете тратите больше времени на асаны, которые даются сложнее, у вас есть возможность углубить практику тех асан, которые требуют больше времени с учетом текущего состояния организма; повышенная концентрация на собственной практике, а не пассивное слушание учителя и автоматическое выполнение асан; каждый практикует в своем темпе и свою последовательность асан (например, в рамках одного класса могут практиковать и начинающие, и продвинутые йоги – ограничений нет), поэтому, психологически новичкам может быть комфортнее в таком классе — меньше сравнения «с соседом» и никакой «спортивной конкуренции»; групповая динамика: есть что-то особенное в практике в классе, полном людей. В таких классах есть ощущение «энергии»: дыхание практикующих, движение их тел дает ощущение тепла. Эта волшебная «энергия» проходит через всю практику и заряжает всех присутствующих. мобильность: можно практиковать в любом месте, в любое время. Вам не нужен специальный инвентарь (ремни, блоки и т.п.) или даже коврик. Вам нужно только пространство. Это символичное напоминание о том, что йога не связана материальным миром. Вы не зависите ни от чего и ни от кого, кроме себя — вашего тела и дыхания.

Кому подходят занятия в стиле майсор-класса?

Новичкам, а также продвинутым практикам – то есть всем, кто занимается йогой.

Led-классы

Led-классы – это практика последовательности под руководством учителя, который ведет счет виньяс и задает ритм дыхания.

Особенности практики в стиле «led-класса».

  1. практика ведется под счет учителя (как правило, счет ведется на санскрите, для динамики может также использоваться метроном);

  2. учитель может напоминать во время практики о точках дришти и какие нужно удерживать бандхи, но никаких инструкций по вхождению или удержанию позы не следует;

  3. такой стиль практики представляет собой своеобразный эталон – если вы можете выполнять последовательность в заданном ритме, то считается, что вы можете осваивать дальнейшие последовательности.

Кому подходят занятия в стиле led-класса?

Студентам, имеющим навыки выполнения асан практикуемой последовательности, а также продвинутым практикам.

Особенности стиля

Йога Дживамукти напоминает красивый танец с плавными движениями, которые называют «виньяс». Помимо выполнения упражнений, на уроках ученики медитируют, поют мантры, слушают музыку и изучают священные тексты. Адепты данного учения придерживаются вегетарианства, пропагандируют индийское религиозное движение Бхакти и активно защищают природу.

Данный стиль учений содержит в себе, как духовные, так и физические аспекты, благодаря чему практикующие люди одновременно совершенствуют своё тело и разум. Они улучшают своё психологическое состояние, освобождаются от навязанных обществом установок и ограничений, а также приходят к чёткому пониманию внешнего и внутреннего мира.

Помимо прочего, Дживамукти йога помогает наладить работу чакр, которые могут быть ослаблены либо вовсе заблокированы. В результате чего, энергетические потоки начинают правильно циркулировать в теле человека, что положительно сказывается на его самочувствии и жизни в целом. Чтобы не препятствовать этому процессу, практикующий ученик должен перестать грешить и совершать плохие поступки.

Выполнение бандхи

Энергетическими замками бандхи считаются напряжённые и сдавленные мышцы. Удерживать замки, значит разблокировать прану и перемещать в энергетические каналы, что сохраняет равновесие в асанах. Есть 3 замка: нижний зажим, область живота и горла.

Базовый замок — мула бандха, в котором напрягают анальные мышцы, концентрируя внимание на нижней чакре. Выполняя это, познаются тончайшие пути праны снизу вверх

Джаландхарой бандха, вторым зажимом, расположенным в зоне горла, не допускают выход энергии наружу. Удержание дыхания возможно, когда подбородок опущен на грудь, напрягая горловые мышцы.

Третий зажим называется уддияна бандхой, расположен в брюшной зоне. Этим замком концентрируют энергию в центре и ровно здесь распределяют.

Польза

Дживамукти йога – практика, которая обучает полноценному контролю за телесным и психическим состоянием. Она учит, как при помощи специальных упражнений и принципов дыхания можно очистить карму, снять блокировку с чакр и достичь гармонии. Все асаны абсолютно безопасны и эффективны. Они способствуют развитию физических параметров человека, в первую очередь равновесия и гибкости. С их помощью укрепляется здоровье, сохраняется тонус мышц и снимается стресс. Йоговские упражнения полезны при мигренях, нарушениях давления, сердечных недугах и болях в спине и шее. Кроме внешнего полезного аспекта практики, существует и внутренний, эзотерический смысл: выполнение асан – эффективный способ достижения просветления.

Общая структура асан

  1. обычно практика начинается с мантры – благодарности учителям йоги. Мантры в начале и в конце практики позволяют настроиться на практику, поблагодарить учителей и весь мир; произносятся на санскрите самостоятельно либо повторением после учителя.

  2. любая из серий начинается с последовательности Сурья Намаскар А (5 повторений) и Сурья Намаскар Б (три-пять повторений);

  3. после второго шага практикующий начинает одну из серий, которая всегда включает:

    a. асаны стоя – основа любой последовательности, пропускать которую нельзя;

    b. асаны сидя – меняются в зависимости от последовательности;

    c. перевернутые асаны (заключительная последовательность).

  4. заканчивается практика мантрой, закрывающей практику;

  5. в конце практики обязательно выполняется Шавасана (поза мертвеца).

Основные принципы

Есть пять основных принципов метода Дживамукти. Это шастра, бхакти, ахимса, нада и дхьяна.

Шастра

Шастра, или священное писание, — это изучение и исследование четырех центральных текстов йоги и санскрит язык, на котором они были написаны. Четыре текста — это Йога-сутры Патанджали, то Хатха Йога Прадипика, то Бхагавад Гита, а Упанишады.

Бхакти

Бхакти«Преданность Богу» — это практика преданности и смирения

Дживамукти-йога считает, что «осознание Бога» является целью практики йоги, и что не имеет значения, к какой форме Бога направлена ​​любовь и преданность человека; важно то, что преданность должна быть направлена ​​на что-то более высокое, чем собственное я или эго

Ахимса

Ахимса это практика ненасилия или непричинения вреда. Ахимса основана на сострадании и определяется в как первый из пяти яма. Ямы определяют меру того, как йог относится к другим людям и к внешнему миру. Метод Дживамукти учит, что практика ахимсы распространяется не только на других людей, но и на всех животных, и защищает и как средство разрешения человеческой кармы, и как экологический императив для будущего здоровья планеты.

Нада

Нада йога сосредотачивается на глубоком внутреннем слушании, пении и возвышенной музыке. Его теоретические и практические аспекты основаны на предпосылке, что все существующее, включая людей, состоит из звуковых колебаний, называемых нада.

В отличие от многих других школ йоги, учителя Дживамукти обычно не выполняют позы во время занятий. Это побуждает студентов учиться, слушая, а не наблюдая, и таким образом развивать свою способность эффективно слушать. Шэрон Гэннон резюмирует намерение этого подхода следующим образом: «Через слушание возникает слух, через слышание — знание, через знание — становление, становление — возможно».

Дхьяна

Дхьяна, или же медитация, как учит метод Дживамукти, это практика пребывания в неподвижности и наблюдения за мыслями собственного ума. Эта практика предназначена для того, чтобы позволить человеку перестать отождествлять себя со своими мыслями и понять, что они больше, чем их мысли. Все классы Дживамукти-йоги включают в себя практику медитации.

Польза


Дживамукти-йоги воспитывает способность полного контролирования духовного и физического состояния. Практика обучает специальным упражнениям и технике дыхания, которые могут осветлить карму, снять блоки с чакр и постичь умиротворение. Весь комплекс упражнений не травмоопасен и эффективен. Асаны развивают физические способности человеческого тела, в первую очередь развивают равновесие и усиливают гибкость. Посредством упражнений улучшается здоровье, тренируются мышцы и уходит нервное напряжение. Они оказывают общеукрепляющее действие на организм.

Легендарный курс по медитации без оплаты Рекомендуем! Самый популярный курс по медитации для начинающих на русском языке. Более 100 тыс человек уже научились медитировать. Попробуйте сами. Подробнее.Справка! Практика йоги помогает при постоянных головных болях, нестабильном давлении, сердечно-сосудистых заболеваниях, болях в области спины и шеи. Упражнения положительно влияют не только на внешнее состояние, но и гармонизирует душевное состояние человека, практика помогает достичь эффекта просветления.

А нужен ли гуру?

Для тех, кто решил стать на путь йоги это очень животрепещущий вопрос. Ведь древняя традиция этой философской системы подразумевает передачу знаний от учителя к ученику. И если первые четыре-пять ступеней вполне по силам осилить самостоятельно, то с остальными могут возникнуть трудности

Легко сказать — удерживай внимание на объекте концентрации непрерывно – а вот как это сделать практически? Да и где найти настоящего гуру в наших широтах?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако лучше делать хоть что-то чем вообще ничего. В основе йоги как философско-религиозной системы лежат понятия кармы и реинкарнации. Некоторые практики считают, что если в этой жизни вы приходите в йогу, значит, занимались ею и в прошлом воплощении. Двигаясь по этому пути шаг за шагом, из одной жизни в другую, рано или поздно практик достигнет последней восьмой ступени и выйдет за пределы человеческого восприятия.

И если на этом пути суждено встретить учителя, то вы его обязательно встретите, пусть не в этой жизни, так в следующей.

Суть и польза практики Дживамукти

Дживамукти-йога практикуется как простая методика просветления и освобождения духа через занятия телом. Главное здесь – в освобождении от кармических последствий, которые были наработаны в прошлой и уже в этой жизни.

Например, такое кармическое последствие, как блокировка чакр, можно устранить с помощью таких упражнений, как прогибы вперед и назад.

Дживамукти-йога состоит из выполнения различных асан (позы йоги) в строгой последовательности

При этом важное внимание уделяется плавности перехода от одной асаны к другой, а также правильному дыханию

Отсюда, Дживамукти-йога несет пользу и для тела, и для духа. Как телесная практика, она:

  • учит контролю за физическим состоянием;
  • развивает гибкость и равновесие;
  • укрепляет здоровье;
  • снимает стресс;
  • тонизирует мышцы тела;
  • исцеляет мигрень;
  • нормализует давление;
  • лечит сердечные недомогания;
  • снимает боли в шее и спине.

Как духовно направленная практика, Дживамукти помогает достичь просветления через выполнение специальных асан.

Все пять составляющих Дживамукти-йоги работают во взаимосвязи между собой, усиливая действия другого:

  1. упражнения Хатха-йоги запускают такие биохимические изменения в теле, которые улучшают способность человека к концентрации при изучении Священных текстов и медитациях;
  2. пение и прослушивание мантр вдохновляют человека и подталкивают к благим действиям;
  3. медитирование развивает в человеке внимательность и концентрацию, которые нужны при выполнении йогических асан.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: