За и против: нужно ли получать высшее образование

Социальные причины

Возможность закрепиться в любимом
городе

Молодой человек, преисполненный
амбиций и планов, собирается переехать в большой город. Самый важный вопрос,
который он будет решать с первого дня пребывания там — вопрос с жильем, самый
острый и сложный.

Поступление в магистратуру (конечно,
на очную форму обучения) способно решить вопрос с жильем на целых два года.
Большинство вузов
предоставляют своим студентам, в том числе, естественно, и магистрантам,
общежитие, цена за которое — самая символическая. Конечно, поступление, помимо
общежития, предполагает и обучение в магистратуре. Но для молодых и амбициозных
это только повод совместить полезное с полезным: и закрепиться в любимом
городе, и получить вторую ступень высшего образования.

Возможность поступить за рубеж

Выпускники российских вузов (в том числе бакалавры) имеют
возможность поступить в магистратуру за рубеж. Помимо того, что человек может
остаться за границей,
— если рассматривать такую возможность как преимущество — есть и ряд других
прерогатив. Например, так как магистерская степень в Европе — это научная
степень — она дает право преподавать в вузах. Также выпускник зарубежной
магистратуры может поступить в аспирантуру и получить степень Ph.D. Зарубежный диплом будет конкурентным
преимуществом не только на международном, но и на отечественном рынке труда. Ну
и наконец, обучение за рубежом — прекрасный способ «подтянуть» иностранный язык.

Возможность перейти с платного
образования на бесплатное

Да, двухуровневая система
предполагает даже такое. Возможно, вы по тем или иным причинам учитесь на
платном бакалавриате. Но в магистратуре начинается уже совершенно другая
история. И, соответственно, у вас появляется возможность попасть на бюджетное
место. Это улучшит ваше финансовое положение (или же — ваших родителей), да и
самооценку может поднять.

Отсрочка от армии

Ну и конечно, куда без такого
важного для юношей бонуса. Ранее призывник мог воспользоваться отсрочкой по
учебе только один раз

Соответственно, если он заканчивал школу в 18 лет (как
это делает большинство теперь), то, поступая на бакалавриат, он и использовал
эту отсрочку. С 2018 года в

Федеральный закон № 53-ФЗ

«О воинской обязанности и военной
службе» были внесены изменения, согласно
которым призывник может воспользоваться отсрочкой второй раз — именно при
поступлении в магистратуру после бакалавриата.

Плохие причины получить высшее образование

  1. Родители сказали — надо. Слушатся родителей — хорошо, и с этим никто не спорит. Но человек проживает свою жизнь самостоятельно и только он определяет необходимость обучения, правильную для себя специальность и т.д. Родители, безусловно, могут что-то посоветовать, но принимать категоричные решения они должны лишь по поводу самих себя.

  2. Все получают высшее образование. Делать что-то за компанию — не тот путь, который приведет к успеху. Получение образования — это осознанный, ответственный шаг, который может серьезно изменить жизнь. И шаг этот должен быть основан на личных целях и желаниях.

Высшее образование — это прекрасный инструмент, который может сделать из вас профессионала. Но не для каждой специальности он необходим. Например, многие гуманитарные направления могут быть освоены самостоятельно гораздо быстрее и гораздо глубже, нежели в ВУЗе. Банальный пример тому — известные писатели, поэты, которые не получали высшее образование, но на протяжении всей жизни оттачивали свой литературный навык и добились блестящих успехов. Специалистов технического профиля отказ от получения высшего образования также не обошел. Многие известные компании могут продемонстрировать у себя в штате программистов-самоучек, которые нисколько не уступают своим коллегам с дипломом.

Аргументы

Учитель – ключевая фигура в процессе образования.
Важно донести до ребёнка, что изучение школьных наук необходимо ему лично, а не учителю и родителям.
Школьное образование – это первая ступень на пути приобретения знаний.
Образование помогает человеку раскрыть все способности.
Чтобы стать образованным человеком, необходимо много работать над собой.
К умным и образованным людям всегда относятся с уважением.
С образованным человеком интересно общаться.
Образование – это владение знаниями и умение ними распоряжаться.
Умный и образованный человек имеет больше возможностей для реализации собственного потенциала.
 В современном мире без образования прожить невозможно.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Отличаться умом и сообразительностью — это приятно

Тот, кто умеет получать интеллектуальное удовольствие, никогда от него не откажется. Эти люди всю жизнь чему-то учатся: новым языкам, профессиям, творческим навыкам.

Но много ли вы таких знаете? По исследованию BCG, в России только 20% готовы вкладывать время и силы в обучение после окончания вуза. Почему так мало, ведь мы же говорим и о пользе, и об удовольствии сразу? Потому что немногим посчастливилось не утратить учебный азарт во время школы и вуза.

Трудно получать удовольствие от романтики горного туризма, если нет соответствующего снаряжения. Ещё сложнее получить удовольствие от учёбы, если не владеешь правильными инструментами.

Зубрёжка, контрольные, экзекуции в виде стояния у доски — не самая приятная программа, чтобы стремиться её повторить. И ладно бы, если бы затраченные усилия приводили к хорошим результатам. Но ревизия наших академических знаний показывает, что и этого нет. Так ради чего мучиться?

На этом фоне светлая мысль, что можно учиться по-другому — с увлечением и высоким результатом — облетает нас по большой дуге, не имея шансов пробиться сквозь толщу неприятных воспоминаний.

Но учиться по-другому действительно можно! Потратьте прямо сейчас 5 минут на это видео ради того, чтобы приобрести успешный и позитивный опыт обучения.

Разные аспекты образования как ценности

Образование как ценность можно рассматривать с точки зрения разных аспектов:

  • государственного;
  • социального;
  • культурного;
  • педагогического;
  • личностного.

Давайте подробнее разберём каждый из них.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Образование как государственная ценность

Образование сильно влияет на всю государственную систему. Оно позволяет формировать определённые идеалы и образ мышления у народа. В качестве примера того, как государства влияют на социум, можно привести патриотические уроки в СССР, курсы по идеологии в Китае и даже новый закон о просвещении в России — всё это меры, которые позволяют контролировать социально-политические взгляды граждан и их доступ к знаниям.

Однако государственные идеологи и министры используют образование не только, чтобы влиять на людей, но и для того, чтобы готовить нужных специалистов. Ежегодно страны тратят огромные финансовые средства на развитие образования, материально-техническое оснащение школ и вузов, разработку учебных программ. Это позволяет усиливать компетентность, напрямую влияет на экономические показатели и благосостояние государства.

Образование как социальная ценность

Практически каждый человек знаком с историей мальчика Маугли, которую описал в «Книге джунглей» Редьярд Киплинг. Основная тема сказки — это развитие и воспитание человеческого ребёнка, который попал к диким зверям. По сюжету обаятельный Маугли побеждает врагов своих названных родителей, возвращается к людям и обретает новую семью.

Реальные дети-маугли мало похожи на обаятельного героя книги

Однако в реальности дети, которых находили в волчьих стаях и с другими животными, редко обретали человеческий облик. Они не могли освоить даже минимальные социальные навыки, обучаться с другими детьми и найти своё место в обществе

Это доказывает важность социального контакта в первые годы жизни ребёнка и тот факт, что обучение необходимо для интеллектуального, эмоционального развития человека и его адаптации

Образование как культурная ценность

Есть у образования ещё один важный аспект: оно приобщает людей к общечеловеческой культуре. Через обучение человек узнаёт национальные коды, знаковые произведения, ментальность своего народа и мировые культурные тенденции.

Основной признак эпохи постмодернизма — это интертекстуальность, то есть бесконечные ссылки на культурные события и произведения других авторов. А это значит, что без хорошего багажа знаний и изучения контекста понять многие современные произведения практически нереально. Именно этим объясняется, почему так сложно оценивать абстрактное искусство.

Однако не только образование формирует культуру. Но и культура напрямую влияет на образование. Ведь образовательные программы школ и университетов всегда опираются на уровень развития общества, его социальные и духовные запросы. Так, обучение в многонациональных университетах США будет сильно отличаться от учебных программ еврейских хасидов в религиозных школах Израиля.

Образование как педагогическая ценность

В этой цитате Льва Николаевича мы видим один из основных аспектов образования — педагогический. Ведь через знания родители, учителя и важные для ребёнка личности воспитывают его.

Педагогика всегда идёт рука об руку с образованием. При разработке обучающих программ методисты учебных учреждений должны учитывать особенности развития в каждом возрасте и те воспитательные моменты, которые дети должны получить в процессе образования.

Многие не понимают, зачем читать художественные произведения? Ведь так много профессиональных и действительно полезных книг. Однако, художественная литература как раз несёт воспитательную функцию. Она показывает, с какими жизненными ситуациями можно столкнуться и как их решать. Только читать нужно внимательно, чтобы усвоить эти уроки.

Образование как личностная ценность

Образование в первую очередь оказывает влияние на самого человека, формирует его личность и способность думать самостоятельно, творчески подходить к задачам и к жизни. Признание ценности обучения для себя — это важный шаг в жизни каждого. Ведь только так можно полностью раскрыть свой потенциал, изучить личные особенности и разумно взаимодействовать с миром и другими людьми.

Многие психологические тренинги предлагают стать лучшей версией себя, раскрыть потенциал и творческие способности. Однако стоит помнить, что обучение и внутренний рост — процесс длительный. Так что лучше двигаться постепенно, шаг за шагом, а не ждать быстрых результатов.

Повышение своей ценности на рынке труда

Чем глубже твои знания, чем больше они соответствуют имеющимся запросам работодателей, тем более ценным соискателем ты становишься. Ты ведь не готов устраиваться куда попало? А чтобы получить место в хорошей компании, нужно быть специалистом в своем деле. Добиться этого можно, только регулярно открывая для себя что-то новое и следуя трендам и нововведениям твоей сферы деятельности.

Также в этом поможет рекомендательная система. Одно дело, если ты эксперт, а другое — эксперт, за которого могут поручиться. Наглядный пример того, как это работает, — компьютерная академия «ШАГ»: она делает всё, чтобы выпускников принимали на работу сразу после окончания курсов. Их студенты получают международный диплом и сертификаты от компаний-партнеров, что помогло многим выпускникам устроиться на работу в такие компании, как Cisco, eBay, Snapchat, Ubisoft, IBM, Facebook, Dell, Microsoft и HP.

Если и ты желаешь стать востребованным специалистом в сфере IT, обрати внимание на образовательные программы компьютерной академии «ШАГ». С момента создания в 1999 году она разрослась до 102 филиалов в 22 странах мира

Конкретно в России — 40 филиалов. В академии работают порядка 2 700 преподавателей, которые успешно выпустили более 125 000 студентов. Благодаря многообразию форм обучения, тебе не придется выкраивать время, подстраиваясь под расписание, — оно подстроится под тебя.

Особенности Lifelong Learning

Хотя традиционное, формальное обучение является очень значительной частью концепции, особое значение для нее имеют такие виды обучения, как самостоятельное и неформальное.

По сути, вся жизнь человека представляет собой неформальное обучение. Оказываясь в самых различных ситуациях, встречая на своем пути самых разных людей и завязывая с ними те или иные отношения, приобщаясь к родной культуре и изучая чужие, разрешая разнообразие встающих перед ним проблем, человек обучается. Он приобретает новые ценности, установки, взгляды, знакомится с разными точками зрения, открывает для себя новые проблемы, приобретает новые знания и овладевает новыми умениями. Все это в огромной степени и составляет суть непрерывного обучения.

Lifelong Learning непредставимо без личной мотивации каждого обучающегося. Концепция предполагает, что обучение происходит добровольно, и никто, кроме самого человека, не несет за него ответственности

Поэтому очень большую важность имеют личностные черты каждого – возможно, только потенциального – обучающегося, и главное – его желание учиться. Интересно, что причин материального характера недостаточно, чтобы заставить людей учиться

Необходимо, чтобы им был приятен и интересен сам процесс обучения, а не только его возможные результаты.

Причины, по которым люди учатся, очень разнообразны, и при этом тех, что связаны с профессией или желанием улучшить своё благосостояние, не так уж много. Люди учатся, чтобы углубить свой профессионализм или начать собственное дело, — но при этом ничуть не реже обучение нужно им затем, чтобы расширить свой кругозор и углубить знания, чтобы познакомиться с новыми людьми, войти в те или иные сообщества, или просто чтобы стать увереннее в себе и развить в своем характере желаемые черты и качества.

Сколько взрослых учеников в России

Что мы вообще понимаем под понятием непрерывного образования? Учёбу в вузах и колледжах (формальное образование), на программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, участие в корпоративном обучении (неформальное образование), а также самообразование (информальное).

Наиболее полную картину по теме даёт сборник «Индикаторы образования» ВШЭ.

Выводы исследователей из ВШЭ основаны на статистическом наблюдении, которое охватило в 2020 году более 231 тысячи респондентов: В совокупности составители оценили долю россиян 25–64 лет, участвовавших в течение года в непрерывном образовании, в 43,2%. Если взять только занятых россиян того же возраста, показатель получится выше — 49,1%.


Сумма по трём видам образования (самообразование, дополнительное и формальное) и столбец «Всего» не совпадают, так как ответы пересекаются. Например, часть тех, кто получал допобразование, занимались также самообразованием. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник»Инфографика: Skillbox Media
Сумма по трём видам образования (самообразование, дополнительное и формальное) и столбец «Всего» не совпадают, так как ответы пересекаются. Например, часть тех, кто получал допобразование, занимались также самообразованием. Источник данных: «Индикаторы образования ― 2022: статистический сборник». Инфографика: Skillbox Media

Для сравнения: в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в формальном и неформальном образовании (без учёта информального) до 70% взрослого населения (это данные 2016 года, с тех пор доля учащихся могла вырасти). Как видно по данным «Индикаторов образования», для России этот показатель в 2020 году составил 27,6%. То есть учиться целенаправленно на программах образовательных организаций готовы меньше трети взрослого населения. Много это или мало? Для ряда отраслей, в первую очередь IT-сферы, такого темпа обучения недостаточно: сейчас нехватка IT-специалистов оценивается в 1 млн человек. Закрывать этот дефицит планируется в том числе и за счёт переобучения взрослых по программе «Цифровые профессии» с 50-процентным государственным софинансированием.

Почему учиться полезно

Чем больше мы учимся в течение жизни, тем моложе и здоровее мы себя чувствуем. Доказано, что те, кто учатся всю жизнь, реже подвержены деменции и другим недугам во взрослом возрасте. 

«Люди должны работать головой, это спасает мозг, — говорит российский биолог, психолингвист Татьяна Черниговская. — Чем больше он включен, тем дольше сохранен». Наш мозг включен тогда, когда потребляет сложную и незнакомую информацию. 

3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина

Аника Снаговская

Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.

Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя

И начать новую, счастливую для себя жизнь.

Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»


Заберите Ваши подарки!

После окончания института мы устраиваемся на работу. Мы тоже учимся, но в большей степени применению известного, а не изучению нового. А также оттачиваем мастерство в выбранной области. Мы не даем мозгу больших нагрузок, поэтому новые связи образуются меньше.

«Если не давать мышцам нагрузку, они атрофируются, и с мозгом то же самое. Он не должен расслабляться, иначе быть беде, — говорит Татьяна Черниговская. — Мозг работает на максимальных оборотах именно потому, что ему нужно делать трудную работу. Трудная работа для мозга — это лекарство». Мы учимся, и вследствие этого в мозге образуются новые нейронные связи. 

Сначала новые знания даются с трудом, но чем чаще и больше мы делаем повторений в выбранной области, тем проще становится их получать. «Память активно формируется при многократном повторении пройденного материала из-за того, что в мозге устанавливаются более прочные нейронные связи, — утверждает психотерапевт Андрей Курпатов». 

И это касается как усваивания информации в конкретной области, так и вообще процесса обучения. Чем больше раз мы беремся за новое, тем эффективней мозг справляется с поставленной задачей. А потом новые действия доходят до автоматизма. 

Мы водим машину и не задумываемся над тем, какое действие будет следующим. Нам становится проще запоминать длинные тексты или говорить на незнакомом раньше языке. Мы с легкостью определяем тенденции развития рынка и динамику роста акций.

Мы качаем эти новые связи, и они, как мышцы в спортзале, крепнут и становятся прочнее. То есть начать изучать китайский язык можно в любом возрасте, если мозг обладает нейропластичностью. Иначе говоря, если он привык к постоянным нагрузкам.

В школе мы учили стихи, и это нам давалось легко. Потом мы перестали тренировать этот навык, и связь разрушилась. А еще раньше мы записывали телефонные номера и очень быстро запоминали их, потому что записная книжка не всегда была под рукой. 

А сейчас? Сможем ли воспроизвести в памяти хотя бы десяток номеров, по которым звоним ежедневно. Вряд ли. Если, конечно, не начнем их намеренно запоминать и набирать цифры по памяти каждый раз. И эта связь разрушается за ненадобностью.

Для того чтобы не сорваться и не бросить обучение, нужно понимать механизмы, благодаря которым обучение станет приятным занятием. И сделать необходимые шаги.

Что дает образование современному человеку?

Причин иметь образование в наши дни достаточно много, и все они носят разный характер – от финансовой стабильности и равенства, при котором женщины могут зарабатывать на жизнь наравне с мужчинами, до элементарной уверенности в себе. А если рассматривать глобальный контекст, то чем выше образованность населения, тем сильнее его конкурентоспособность на мировой экономической арене.

По этому поводу есть много умных слов от людей, которые добились высот в жизни. Одно из таких высказываний принадлежит Дональду Трампу. В нашем вольном пересказе мысль следующая – если вы считаете получение образования дорогостоящим делом, то представьте, как много возможностей будет упущено, если его у вас не будет.

С правдивостью этих слов сложно спорить. Давайте вернемся в прошлое и попробуем понять, всегда ли образование было жизненно необходимо, или же это какой-то условный стереотип, который тянется из прошлого — «человек без образования не сможет добиться ничего».

Учиться в каком возрасте не поздно?

Лучшим свидетельством тому, насколько важно для мозга обучение, является исследование ирландского нейрофизиолога Элеанор Магуайер. Объектами ее изучения стали лондонские таксисты

Лондон является сложным с топографической точки зрения городом. Да и сама профессия считается здесь достаточно ответственной, поэтому обучаются ей 3-4 года. В основном это время стажеры тратят на изучение планировки города. Элеонор исследовала гиппокамп стажеров, то есть взрослых людей со средним IQ, до начала обучения и после завершения. Как выяснилось, у людей, получивших лицензию лондонского таксиста, гиппокамп увеличился, в нем было больше серого вещества.

Напомню, что гиппокамп является одним из основных центров памяти, от которого также во многом зависит обучаемость. Это еще раз подтверждает, что чем больше человек учится, тем легче ему дается учеба и дольше сохраняется способность к обучению. Это касается абсолютно любого возраста, ведь не зря говорят, что учиться никогда не поздно. Но, не забывайте, что к поддержанию здоровья любых органов, в том числе и мозга, необходимо подходить комплексно. Даже лишний вес может существенно ухудшить умственные способности, о чем я рассказал в статье, посвященной бурому жиру.

2 вариант

Мы живем в мире новых технологий, каждый день происходят тысячи новых открытий, за которыми трудно угнаться.

Нас с рождения учат чему-то новому: улыбнуться, сказать первое слово, сделать первый шаг. Каждый день мы получаем какие-либо знания, даже не подозревая об этом

Без знаний жизнь невозможна, все знания получают во время процесса учебы и не важно теория это или же практика, любые новые приобретенные знания будут полезны в будущем. Нас с раннего детства учат говорить, писать и читать, ведь это просто необходимые навыки для человека, живущего в 21 веке, без этих азов постижение чего-то нового невозможно, мы бы не могли пользоваться телефоном, общаться с близкими, обмениваться информацией, читать книги и многое другое

То есть на таких азах, как чтение и умение писать строится дальнейшее познавание чего-то нового.

Никогда не задумывался, почему создали систему образования, состоящую из школы, колледжа и/или университета, и сейчас поразмыслив, понимаю, что школа учит нас элементарным вещам, таким как чтение, письмо, счет, иностранные языки, знания о местоположения различных стран, истории нашего государства, строении человека и окружающего мира и многое другое. Школа создает и расширяет наш кругозор, если мы будем прилагать усилия и помимо школьной программы будем изучать информацию из дополнительных источников, таких как книги, интернет, СМИ, мы сделаем наш кругозор еще более богатым, таким образом можно стать очень интересным собеседником.

А уже благодаря университету мы сможем выучиться на любую специальность. То есть в ВУЗах дают не только общую информацию на расширение кругозора, а еще и узко специальную, которая пригодится на будущей работе. Чем лучше человек учится, тем у него больше шансов достичь желаемых целей, устроиться на желанную работу, обзавестись кругом интересных людей для общения.

Я считаю, что кто владеет информацией, тот наделен силой. Мы тратим огромное количество денег на пустышки — вещи, которые не принесут нам значительной пользы. Со временем вещей можно лишиться, а вот знаний — никогда! Они будут сопровождать человека всю жизнь. В этом и заключается главная ценность, что, если у человека отобрать всё, что он имеет, у него никто не сможет отобрать знания и полученный с годами опыт. Поэтому нужно уже сейчас, в школе, стараться как можно больше узнавать новой информации, делиться ею с окружающими, чтобы в будущем было открыто больше возможностей.

Чего ждет работодатель?

— Какие трудности бывают у неуспешных выпускников, когда они идут устраиваться на работу?

Гарольд Зборовский: Самое страшное, что те аномалии, которые закладываются в школе, человек проносит через всю жизнь. Он заканчивает школу, учится в вузе, а потом с этими аномалиями приходит в производство. Такая аномальная цепочка и есть неуспешность, которая тянется во взрослую жизнь.

Гарольд Зборовский

Вот классический пример, который мы слышали от работодателей. Молодой человек устраивается на фирму, с ним беседуют: «Чего ты хочешь? Хорошую зарплату?» — «Ну да, может быть». — «Ну а чего бы ты хотел? Чтобы интересная работа была?» — «Ну не знаю, может быть». «Может быть, ты хотел бы хорошие обеды здесь?» — «Да я даже не знаю». — «А чего хочешь-то?» — «Да я не знаю».

— Чего ждут работодатели?

Полина Амбарова: Они ждут прежде всего ребят, которые ориентированы на профессиональную деятельность. Им нужны такие выпускники, которые хотели бы работать и которые обладают профессиональными компетенциями. И чем лучше вуз эти компетенции сформирует, тем легче работодателю — он меньше должен инвестировать в развитие сотрудников.

— Но часто от претендентов требуется опыт работы. Как быть выпускнику, у которого его нет?

Полина Амбарова: В наших глубинных интервью мы хорошо увидели, что работодатель готов учить. Требования опыта встречаются, но это фильтр, сквозь который выпускники все равно могут пройти. Работодатели смотрят базовые знания и компетенции. Они говорят: «Дайте им базу, остальному мы научим». Конечно, они предъявляют требование опыта и смотрят, как выпускник на собеседовании реагирует на это — найдет он, что сказать, или нет.

Все работодатели смотрят на soft skills, так называемые «мягкие навыки»: это коммуникативные навыки, навыки работы в команде, гибкость и умение учиться.

Работодатель в них вложиться не может, потому что они начинают формироваться с детского садика. Например, ты должен научиться владеть вот такой-то программой или технологией работы с клиентами. «Будешь учиться, — говорит работодатель, — хорошо, мы научим. Не хочешь — вот твой потолок, зарплата, либо ты нас не устраиваешь».

Поэтому то, как ты отвечаешь на вопрос «чего ты хочешь», это тест не просто на интеллект, а на адаптивность и готовность учиться. И его многие не проходят.

Фото: pexels.com, shutterstock.com

Умственные способности человека страдают от однотипных задач

Стремясь лишний раз не утруждать себя, мозг создает для выполнения привычных задач своего рода “макросы”. О них рассказывал биолог Ричард Симон еще в начале позапрошлого века, назвав их «энграммами» — следом памяти, который всегда остается в результате повторного воздействия раздражителя. Проще всего представить энграммы в виде тропинок, которые приходится протаптывать нашим нейронам в мозгу.

Чем чаще нам приходится выполнять одно и то же действие, тем более отчетливой становится тропинка. Со временем она превращается в целую комфортную дорожку, прохождение по которой не требует каких-либо усилий. С одной стороны, это наделяет нас “сверхспособностями”, когда навыки позволяют нам выполнять знакомую работу буквально с закрытыми глазами. Но с другой, мозг при этом совершенно не напрягается, так как все действия выполняются на автоматизме, то есть машинально. К примеру, водитель с опытом не задумывается как включить первую передачу, и какие педали нажать, чтобы тронуться с места. Также мы не думаем как и какое приложение открыть на смартфоне, чтобы почитать новости науки на Telegram-канале Hi-News.

Для выполнения одинаковых действий, чтобы меньше тратить энергии, мозг использует «макросы»

Конечно, обладать такими навыками тоже необходимо. Однако, когда мы пользуемся только энграммами, в мозгу перестают работать базальные ганглии, отвечающие за выработку нейромедиатора ацетилхолина, играющий важную роль в обучении и памяти. По сути, он помогает нейронам “протаптывать” новые «тропинки» среди всего информационного шума, накопленного в мозгу. Поэтому, когда меньше вырабатывается ацетилхолина, мозг становится менее “пластичным”, новая информация хуже усваивается, человеку сложнее становится овладевать новыми навыками. Параллельно с этим существующие нейронные связи в мозгу начинают ослабевать. Другими словами, человек начинает деградировать.

Чтобы понятнее было, к чему в конце концов приводит отсутствие «пластичности» мозга — посмотрите на стариков в возрасте от 70 лет. Большинство из них не может освоить таймер на стиральной машинке или микроволновке, не говоря уже об использовании сложных гаджетов. Постоянная же умственная нагрузка позволяет длительное время оставаться мозгу молодым и «пластичным». Наверняка, многим из вас встречались люди, которые даже в преклонном возрасте сохранили ясность ума и не испытывали проблем с освоением современной бытовой техники. Как правило, это происходит, когда старики не прекращают заниматься умственной деятельностью даже на пенсии. Правда, как недавно выяснили ученые, для поддержания мозга в форме важны еще и занятия спортом.

Изучение карты Лондона в течение нескольких лет привело к увеличению гиппокампа у лондонских таксистов

ПОДВЕДЁМ ИТОГ

У взрослого причин учиться ничуть не меньше, чем у детей. Если вы хотите:

  • быстро построить карьеру и расти профессионально;
  • работать меньше, а зарабатывать больше;
  • иметь время и силы для спорта, отдыха, любимых занятий;
  • учить языки и осваивать новые специальности за несколько месяцев;
  • наглядно показать детям, как учёба влияет на качество жизни;
  • уберечь интеллект от возрастных изменений;
  • получать ни с чем не сравнимое удовольствие от активизации мозга.

Жмите на кнопку ниже. По ней вы можете зарегистрироваться на любой из бесплатных вебинаров по технологиям эффективного обучения и узнать все секреты, как во взрослой жизни учиться быстро, качественно и с удовольствием. ⇓

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: