Профилактика
Основные методы профилактики синдрома выгорания:
Обучение. Рекомендуется, чтобы студентов учили, как справляться с эмоциональным стрессом на работе;
Организация рабочей среды. Позитивная рабочая среда – это гибкий график работы, который позволяет совмещать работу и семью, чувство профессиональной поддержки и признательности, а также возможности для профессионального развития
Кроме того, важно разделение рабочих задач, ответственности, социальная поддержка между коллегами;
Образовательное лидерство. Основано на предпосылке, что у каждого человека достаточно внутренних ресурсов и опыта, чтобы справляться с жизненными проблемами
Общаясь с клиентом, консультант поощряет другой взгляд на ту же ситуацию, признание предвзятых негативных предположений и замену их более адекватными решениями проблемы;
Симптоматическое фармакологическое лечение: антидепрессанты, бета-адреноблокаторы;
Психотерапия, такая как тактика релаксации, самооценка, стратегии управления стрессом.
Главные причины саморазрушения
Как же возникает такой противоестественный процесс, как аутоагрессия? Как так получается, что человек игнорирует инстинкты, заложенные в нем природой, и идет против них? Никто не удивится, если я скажу, что истоки всего – в детстве. Но есть и другие возможные причины ее возникновения.
Неправильное воспитание
Начнем с наказаний. В детстве, совершая проступок, мы сталкивались с негодованием родителей. Нас ставили в угол, лишали любимых игрушек, а на некоторых часто кричали и поднимали руку. В маленьком возрасте мы не могли ответить на агрессию взрослого и пытались выплеснуть свое негодование на игрушки, сверстников и даже животных. Родители замечали это и ругались еще больше. Что происходит потом? Незрелая личность учится выплескивать негатив на собственное тело.
Конечно, это зависит и от темперамента, и от врожденной конструкции личности, но очень часто происходит именно так.
Другие причины
Конфликты между родителями. Дети не могут защитить родителей и помочь им. Ощущение беспомощности и слабости приводит к аутоагрессии.
Недостаток внимания
Ребенок учится привлекать внимание родителей, нанося себе вред, ведь так они дарят ему больше внимания, любви и заботы.
Завышенные требования и как следствие чувство вины. Ребенок, не оправдывая ожидания родителей, наказывает себя за ошибки
В школе – за плохие оценки, во взрослой жизни – за низкую успешность и неудачную карьеру. Сюда же можно отнести сравнения с другими детьми и внушение, что ребенок хуже других.
Аутоагрессия родителей. В каждой семье свой жизненный сценарий. Ребенок либо повторяет его, либо делает все наоборот. Если кто-то из родителей проявляет признаки саморазрушения, малыш может делать то же самое.
Различные психотравмы, вызванные слишком авторитарными и подавляющими родителями, тоже становятся причиной самодеструкции.
Пережитое насилие
Как в детстве, так и во взрослой жизни. В группу риска входят люди, столкнувшиеся с:
- побоями в супружеской жизни;
- физическими наказаниями в детстве;
- боевыми действиями;
- издевательствами сверстников;
- сексуальными домогательствами.
Человек не может выплеснуть плохие эмоции: обиду, ненависть, злобу. Стойкое напряжение накапливается и находит выход в аутоагрессивных действиях.
Неудовлетворенность работой, семьей
Бывают ситуации, в которых человек не может реагировать открыто. Например, если боится потерять брак, партнерские отношения в бизнесе, работу или не хочет социального осуждения. В таком случае приходится сдерживать свои эмоции во время конфликтов, запретов или ограничений.
Напряжение, сформированное в такой ситуации, человек снимает, нанося себе вред. Такой механизм известен еще со времен известного психоаналитика Зигмунда Фрейда и считается защитой психики. Ненависть и злость изначально направлены на внешний объект, но если он недосягаем (отсутствует или просто слишком силен), то эмоции перенаправляются.
Психические и физические заболевания
Очень часто причиной аутоагрессии становится депрессия, физическая беспомощность (лежачие больные), сильные боли, связанные с болезнью. Такие люди предпринимают попытки самоубийства или самоповреждения.
К саморазрушению больше склонны личности с такими чертами:
- низкая самооценка;
- неуверенность в себе;
- склонность принимать все близко к сердцу;
- мазохистический характер;
- перфекционизм;
- тревожность.
Также существует демонстративная аутоагрессия. Она наблюдается у подростков и личностей с истероидными чертами характера
Основная цель такого поведения – привлечь к себе внимание окружающих, получить от них выгоду
Переедание или голод
«Особые» отношения с едой не сулят тебе ничего хорошего. На почве самых разнообразных проблем у тебя могут случаться как приступы переедания, так и периоды, когда ты сознательно отказываешься от приема пищи.
Если ты страдаешь от подобных приступов переедания, то у тебя бывают моменты, в которые возникает непреодолимая тяга к еде, но с пополнением желудка ты не успокаиваешься. Когда ты понимаешь, что наелся досыта, ты просто не в силах остановить себя — и продолжаешь объедаться. Иногда в своем желании есть еще люди доводят себя до тошноты или даже рвоты.
Впрочем, голод не лучше. Есть слишком много через силу или лишать себя пищи — нездоровое поведение.
Негативные идеи
Саморазрушительные идеи – это мысли, направленные на то, чтобы обесценить абсолютно всё и всех, убедить себя в том, что ничего не сможешь, не достигнешь, и даже если наметился небольшой прогресс – добром это всё равно не закончится.
Человек сразу же сочиняет себе «самоисполняющееся пророчество»: он не умеет, у него не получится, поэтому – нечего даже начинать. Мысли, как известно, являются очень могущественной силой, потому неудивительно, что у человека действительно ничего не получается – он заранее запрограммировал себя на неуспех.
Ещё одна форма негативных идей – это постоянные мысли о том, чего не хватает в жизни, что не идеально и чего никогда не будет. Всё вместе это – идеальное топливо для самоуничтожения.
Меняем распорядок дня
Как ни о чем не переживать в течение всего дня? Очень просто, добавьте в свой привычный график несколько приятных моментов. Это поможет отвлечься и получить хорошую дозу положительных эмоций. Они помогут вам справиться практически с любым стрессом.
Завтрак должен быть вкусным
Йогурт, природное, шоколад с чаем, овсянка с медом и сухофруктами — неважно с чего вы начнете свой день, главное, чтобы это принесло вам ощущение счастья.
Не пропускайте зарядку, она дает бодрость и силы противостоять стрессу весь день.
Учитесь отвлекать себя от неприятных ситуаций. В такие моменты думайте о том, что приводит вас к умиротворению.
В особо сложных ситуациях смотрите на текущую воду
Рядом нет реки? Не беда, достаточно просто водопроводного крана.
Запишите свои опасения на бумаге. А после просто разорвите ее и выбросьте. Представьте, что вместе с клочками вы выбрасываете свои проблемы.
Внешние причины
Саморазрушение является результатом того, что в воспитании ребёнка были допущены серьёзные ошибки. Они необязательно делают человека опасным для общества, но способствуют появлению психотравм. Есть несколько сценариев, провоцируемых травмирующим воспитанием: человек старается угодить другим, жертвует личными интересами и границами, нередко выбирает подчинённое положение.
У саморазрушительных моделей поведения может быть несколько внешних «возбудителей». Например, эмоциональная холодность родителей, их нелюбовь, психологическое давление. Ощущая эти проявления, ребёнок и впоследствии взрослый чувствуют себя неважным, неприметным, не достойным любви.
Травмирующее воздействие оказывает и разного рода насилие — физическое, психологическое, сексуальное, скрытое, например, манипуляции. Мощным триггером становится так называемое «ложное представление». Это процесс, при котором родители и другие взрослые закладывают в ребёнка некорректные (ложные) установки.
Активно способствует саморазрушению и негативное влияние на самооценку. Ребёнка постоянно ругают, он чувствует свою никчёмность, а убеждение, что его не могут любить, только крепнет. Тот же эффект оказывают и необоснованные ожидания, связанные со слишком высокими требованиями к сыну или дочке.
Самая простая техника принятия ситуации, которую не можешь изменить
Поделюсь с вами своим способом принятий ситуаций, когда я не могу ничего сделать.
Но прежде, чем описать технику, хочу сказать несколько слов про себя.
Я давно работаю с осознанностью, и поэтому, могу управлять своими эмоциями. Я часто себя задаю вопросы и отвечаю на них, поэтому у меня, этот процесс уже отлажен до автоматизма. И если вы тоже начнете практиковать более осознанное отношение к событиям, то и у вас, эта техника будет хорошо получаться.
Вот что-то произошло, и это, мне явно не нравится, не устраивает, я расстроена или я в бешенстве. Я тут же отслеживаю, что я злюсь и сопротивляюсь какому-то событию.
- Некоторое время я нахожусь в этом состоянии, буквально приказываю себе попереживать и по возмущаться.
- Когда первоначальные эмоции схлынут, и меня слегка отпустит, то я задаю себе самый главный вопрос:
«Могу ли я как-то повлиять или что-то сделать, для изменения этой ситуации?»
Что этот вопрос делает? Он перестраивает мои мысли с переживаний и эмоций на действия.
— «Могу ли я что-то сделать?»
И честный ответ: «Нет, не могу»
Следующий вопрос: «Имеет ли смысл, злиться и переживать?»
Ответ: «Нет, не имеет»
- Если эмоции не успокаиваются, то у себя спрашиваю: «Сколько мне времени надо на переживания о том, что произошло?»
- И даю себе какое-то время – 20 минут или 1 день, в зависимости от серьезности события. К слову, если я даю 20 минут, то минут через 10, я уже спокойна.
- Второй вариант ответа: «Да, в моих силах изменить ситуацию»
- Вопрос: «Что мне надо сделать? Какие действия предпринять?»
- А вот действия, я всегда записываю на бумагу, в этом случае я продумываю все детали, и умственная жвачка прекращается.
Посмотрите видео, в котором я более подробно рассказала о этой технике, и еще о 2 техниках, которые вам помогут научиться принимать ситуации, которые не можете изменить.
А теперь, предлагаю вам подойти к этому вопросу по принятию ситуаций, более глубоко.
Что надо сделать для принятия ситуации, которую не можешь изменить?
В первую очередь, почувствовать себя взрослым человеком, отвечающим за свое поведение, поступки, мышление и эмоции.
Когда вы сопротивляетесь тому, что уже есть в вашей жизни, вы попадаете в состояние маленького ребенка, который устраивает истерики и катается по полу с целью получить то, что ему хочется.
Только ваше поведение сейчас, это не катание по полу, а переживания и нервы.
Для того, чтобы выйти из состояния ребенка, постарайтесь отстраниться от проблемы и посмотреть на происходящее как будто со стороны, как фильм.
Ваша задача, успокоить свои эмоции, которые не дают вашей голове здраво размышлять.
Что мешает принять ситуацию?
В вашей голове постоянно возникают мысли и вопросы, на которые у вас нет ответа.
- Почему это произошло?
- Так не должно было случиться.
- Этого не может быть.
- Я не могу с этим смириться.
- Я не верю в это.
- Я не могу это принять.
- Он (она) не должен (а) был (а) так поступать.
- Это не справедливо, так не должно быть.
- Почему это случилось со мной?
Любой из этих вопросов и мыслей, ставит вас в позицию сопротивления.
Давайте разберем несколько мыслей, которые запускают мыслительный процесс снова и снова.
Так не должно быть. Получается, что определенное событие произошло вопреки чему-то. И это что-то, ваше собственная оценка происходящего.
Вы каким-то образом, ставите себя в позицию Бога, и считаете, что произошла ошибка или недоразумение. Т.е. законы причины и следствия вы полностью отрицаете. Событие, которое с вами произошло, является следствием каких-то определенных процессов.
Например, разбился самолет, много жертв, много горя. Само собой, что будут скорбящие по своим родственникам, которые будут отрицать происшедшее, обвинять всех и вся и задавать разные вопросы. Но одной из основных мыслей, будет мысль о том, что этого не должно было случиться.
Но самолеты просто так не падают, существует множество факторов, по которым самолет может потерпеть крушение – человеческий фактор, поломка, плохие погодные условия, птицы, ураганы, турбулентность и т.д.
Получается, что существует причина по которой разбился самолет.
А это означает, что он должен был упасть, потому что, была объективная причина, например, поломка двигателей + погодные условия. Получается, что чудес не бывает, у каждого следствия (события) есть своя причина.
Надеюсь, что вы поняли мою мысль. Что случилось, то и должно было случиться из-за того, что были предпосылки и была причина.
И от того, что вы сопротивляетесь, ничего не изменится.
Получается, что вы эмоционально «застряли» в ситуации. Время идет вперед, а вы, как будто, находитесь в прошлом, и пытаетесь настойчиво бороться с тем уже есть. Проблема состоит в том, что вы не признаете, что вы УЖЕ давно находитесь в том, что произошло.
Упражнение для принятия ситуации, в которой вы застряли
Ваша ситуация или проблема, это конечный результат каких-то процессов.
Напишите от 5 до 10 предпосылок или причин, из-за которых произошло то, что произошло.
Если вы не знаете причин, то пофантазируйте.
- Сейчас, когда вы не знаете почему, это произошло ваш мозг работает «в холостую», и постоянно загружает вопрос – почему? Но, вы не думали в направлении причины и предпосылок, поэтому, ваш мозг и не может поставить точку в этих размышлениях.
- Сделайте подробный анализ своей ситуации, лучше это сделать на листке бумаги.
- Нарисуйте кружочек в середине листка, в котором напишите свою ситуацию;
- Ниже или выше напишите причины, которые спровоцировали вашу ситуацию.
- Соедините стрелочками каждую причину и центральное событие.
- Сконцентрируйте свой взгляд на своем рисунке в течении 20-30 секунд, стараясь ни о чем не думать.
А теперь, проговорите следующие слова:
Вам необходимо произнести эти 2 фразы со всеми вашими предпосылками и причинами возникновения вашей неприятной ситуации.
Сколько раз проговаривать? До тех пор, пока вы не почувствуете, как ваше тело расслабилось, напряжение ушло, и вам стало спокойно.
Я вас уверяю, что эти фразы отлично сработают.
Почему? Ключевое слово в этих фразах «потому что».
Психологические исследования показывают, что человеческий мозг, очень хорошо реагирует на фразу «потому что», особенно на те слова, что говорятся после проговаривания «потому что».
Стервозная штучка / «умный» циник
Среди известных в сети психологов популярен образ эдакого «доктора Хауса»: самоуверенные, даже нахальные, они не заигрывают с аудиторией, а как будто снисходят до нее. На любые попытки спорить высокомерно сыпят терминами и диагнозами: «вы патологически зависимы от родителей», «вы так и не переросли свой Эдипов комплекс», «вас на самом деле устраивает муж-абьюзер из-за вторичных выгод». Особенно эти умники любят говорить о вторичных выгодах, существование которых практически невозможно ни доказать, ни опровергнуть: согласно психоаналитической теории, это неосознаваемые преимущества, которые пациентам дают их симптомы, из-за чего они саботируют терапию.
С годами такие персонажи собирают вокруг себя небольшой, но активный кружок фанатов, которые восторгаются каждым их словом, и постепенно теряют связь с реальностью.
Психология как наука пока находится на той стадии развития, когда никто ничего не знает точно: что движет личностью, что нарушает ее развитие и как это исправить — ответы на эти базовые вопросы пока имеют статус гипотез и теорий, которые еще не раз будут уточнены или опровергнуты.
Чтобы помочь человеку, нужны более тонкие инструменты: эмпатия, способность поддержать, взглянуть на мир глазами другого. Термины и ярлыки никак не помогут клиенту справиться с его проблемой. Хороший специалист умеет объяснить сложную теорию доступно, и при этом так, чтобы информация не вызвала отторжения. Более того, многие знаменитые психологи (среди них — Зигмунд Фрейд и Нэнси Мак-Вильямс) считали, что им помогает в работе как раз неуверенность, то есть склонность сомневаться в своих выводах и перепроверять их.
Как сервис Alter помогает подобрать психолога?
Психологи, которых мы отбираем в базу, проходят через 3 этапа:
- заполнение заявки с указанием образования, часов супервизии и личной терапии;
- тест на профессиональную компетентность;
- личное интервью.
На первом этапе мы просим психолога предоставить все факты о своей терапевтической деятельности. Проверяем наличие законченного терапевтического образования (не менее 500 часов) и базового психологического или психиатрического: просим прислать дипломы и сертификаты. Смотрим, где специалист получал это образование и насколько оно качественное. Мы принимаем в базу только тех психологов, которые прошли обучение по направлению с прочным научным обоснованием.
Также нам важно, чтобы психолог не менее года проходил личную терапию и имел не менее 50 часов супервизии — обсуждения терапевтической практики с более опытными коллегами. Это необходимо, чтобы защитить клиента: личная терапия гарантирует, что психолог не будет «переносить» на клиента свои проблемы, а супервизия — своего рода «второе мнение»
Второй этап — тест. Мы составили его совместно с лабораторией консультативной психологии и психотерапии Психологического института Российской академии образования. Тест проверяет, насколько специалист владеет базовыми психологическими знаниями и психотерапевтическими компетенциями.
Тех, кто прошел тест, мы приглашаем на интервью с научными сотрудниками ПИ РАО. Психолог заранее получает описание нескольких клиентских случаев, а на интервью рассказывает, как бы он работал с этими случаями.
По совокупным результатам трех этапов мы принимаем решение, регистрировать ли психолога в базе Alter.
Проблема социальная или медицинская?
Синдром выгорания сначала возник как социальная, а не медицинская проблема.
Теоретическая модель синдрома выгорания с акцентом на социальные и личные этиологические причины начала разрабатываться в середине 1970-х годов. Феномен синдрома выгорания был впервые описан американским психологом Гербертом Фройндбергером. Специалист подчеркивал, что эта проблема может затронуть кого угодно – карьеристов, знаменитостей, работодателей и простых рабочих. А поскольку утомляемость – это нормальная физиологическая реакция на переутомление, она не считается болезнью.
Синдром выгорания и сейчас иногда используется как бытовой термин, хотя в МКБ-10 патология кодируется Z73.0. Сегодняшний быстрый и активный образ жизни, бессонные ночи, неправильное питание, стресс на работе заставляют чувствовать себя усталым, истощенным, неспособным сконцентрироваться. В итоге человек приобретает целый набор болезненных состояний. Синдром выгорания медленно, но уверенно превращается в медицинскую патологию.
Признаки синдрома выгорания
Выгорание существует уже довольно давно, и это постоянный фактор. Поэтому ощутимых соматических изменений в организме человека при легкой форме синдрома может не быть. Клинические признаки патологии можно наблюдать только при длительном развитии синдрома, когда пациент уже не может адаптироваться к ситуации.
Основные симптомы синдрома выгорания:
- В первую очередь, это эмоциональное истощение – человек чувствует себя усталым, утомленным уже утром, просто просыпаясь. Пациенты не хотят ничего делать, они не хотят идти на работу. Пропадает интерес к жизни, все становится безразличным. Появляется чувство безнадежности, исчезает чувство удовольствия.
- Во-вторых, человек избегает деятельности, связанной с работой, коллегами, потому что чувствует себя эмоционально нестабильным, дискомфортным. Вместо этого он предпочитает проводить время в одиночестве или с семьей.
- В-третьих, снижается мотивация расти, развиваться, совершенствоваться. Человек стоит на месте, и его достижения снижаются.
Важный признак «выгорания» – снижение КПД.
Типичные симптомы:
- Медленная передача информации;
- Подавление мышления при решении проблем;
- Сниженный уровень восприятия информации, что иногда приводит к определенным проявлениям депрессии;
- Беспричинное беспокойство, сонливость, раздражение, перепады настроения и т. д.
Синдром выгорания сопровождается или способствует обострению хронических заболеваний. В первую очередь это отражается на психофизиологических функциях, которые наиболее уязвимы к воздействию вредных факторов.
Физические симптомы синдрома профессионального выгорания:
- чувство усталости в течение длительного времени;
- частые головные боли и боли в мышцах;
- изменения аппетита;
- нарушения сна;
- проблемы с восприятием;
- потеря способности работать и общаться;
- трудности с концентрацией внимания.
Эмоциональные симптомы:
- чувство неудачи и сомнения в том, что было сделано;
- чувство истощения, беспомощности;
- чувство одиночества и пустоты;
- скука, депрессия, растерянность;
- колеблющееся настроение;
- недостаток мотивации;
- цинизм, сарказм;
- самообвинение;
- чувство обиды;
- чувство безнадежности;
- нервозность;
- повышенные требования к себе;
- повышенная раздражительность;
- неудовлетворенность.
Изменения в поведении:
- уклонение от ответственности;
- задержки и досрочное завершение работ;
- изоляция от окружающих, коллег;
- необходимые работы выполняются позже, сдвигая сроки;
- употребление алкоголя, психотропных веществ;
- сброс негатива и недовольства на окружающих;
- самостоятельное лечение;
- отсутствие интереса.
Группы риска:
- Перфекционисты – люди, для которых нет ничего идеального.
- Пессимисты – люди с заниженной самооценкой и негативным отношением к окружающей среде.
- Люди, которые не доверяют другим и хотят все контролировать сами.
Признаки синдрома выгорания
Поговорите с тем, кому доверяете
Одиночество – очень плохой советчик. Зато тот, кому можно довериться, выговориться и поплакать на плече, спасет вас от мрачных мыслей отравленного болью мозга.
Сразу скажите, что вам не нужны советы – нужно, чтобы вас выслушали, обняли и пожалели. Да, в нашем обществе жалость воспринимается как унижение. Но на самом деле ничего унизительного нет в том, чтобы быть живым человеком и попросить о помощи другого живого человека, которому вы не безразличны. Нет ничего унизительного в том, чтобы нуждаться в сочувствии и сострадании.
И помните: вы не «грузите своими проблемами». Вы даете близкому возможность облегчить вашу ношу. И людям, которые любят вас, это необходимо.
Характерные проявления
Саморазрушение может иметь такие симптомы:
- проявление резко отрицательного отношения к своей персоне, самоунижение, самообвинение,
- саморазрушающие действия , сексуальные эксцессы, суицидальное поведение,
- нанесение физических травм самому себе,
- химические зависимости от алкоголя, приема наркотиков или психотропных препаратов, медикаментов, в частности, стимуляторов и седативных средств,
- прием препаратов, которые не вызывают зависимости, в частности психоактивных веществ, слабительных, анальгетиков, стероидов, витаминов,
- пищевые зависимости, в частности, привязанность к сахару, кофеину, обжорство, анорексия, булимия,
- любовная зависимость,
- трудоголизм , человек живет мыслями о работе, его не волнует отдых,
- отсутствие заботы о своем здоровье , человек откладывает посещение врача настолько, насколько это возможно, даже при наличии травм, также сюда относят игнорирование предписаний врача, обращение исключительно к народным методам, которые могут приводить к нежелательным последствиям, усугублению уже и так нездорового состояние,
- экстремальное поведение , действия человека, которые несут потенциальную угрозу его здоровью и жизни, а порой и других людей. Сюда относят участие в бандитских группировках, терроризм, гонки по городским улицам, деструктивные культы
Типы поведений
Активное. Человек жаждет сбежать от реального мира
Он прибегает к применению различных веществ, концентрирует внимание на действиях и предметах, которые дают ему определенные эмоции. Вследствие этого у него вырабатывается привязанность, одна или несколько, которая контролируют его жизнь, делает подавленным и беспомощным
Это поведение приводит к употреблению наркотиков, спиртного, к азартным играм, беспорядочным половым связям, перееданию. Нередко проявляется в моменты, когда в жизни индивида возникают определенные трудности или травмы, трагедии. Это может быть и увольнение, смерть родственника. Данным индивидам характерны комплекс неполноценности, проблемы в будничной жизни, привычка врать, склонность к обвинению других в своих бедах, проблемы с психикой, саморазвитие им чуждо.
Антисоциальное поведение. Человек прибегает к действиям, противоречащим морали и законам. Он не ощущает ответственности за свои поступки, не испытывает муки совести. Его действия сопровождаются агрессивным поведением, импульсивностью. Предпосылки родом из детства, результат взросления в неполной семье или гипоопеки со стороны родителей.
Суицидальное поведение. Человек постоянно задумывается о самоубийстве. Тут различают такие виды: анемическое, которая спровоцировано личной трагедией, к примеру, смертью родственника, эгоистическое , результат невосприятия требований и социальных норм, альтруистическое , потребность избавить окружающих от себя, ведь «являюсь обузой для других».
Конформистское поведение. У человека отсутствует собственная точка зрения, он соглашается с мнением большинства, особенно тех, кто при власти. Такие индивиды живут в соответствии с принципами общества, по сути, являются марионетками.
Заключение
Любовная зависимость разрушает жизнь людей, от неё страдает и сам больной и объект его нездоровой любви, если эта зависимость родительская, то, жизнь ребёнка, выросшего в такой семье — это безуспешные попытки иметь здоровые отношения с другими.
Целью избавления от аддикции должен быть не столько выход из больных отношений, сколько обретение уверенности и здоровых отношений с самим собой, освобождение от неадаптивных стратегий. Зависимость обязательно нужно лечить, в запущенных случаях с привлечением психолога. Если не выстроить границы собственной личности, не вернуть самоуважение, ответственность за свою жизнь, умение наслаждаться одиночеством и самодостаточностью, не убрать негативные представления о себе и жизни, то как не освобождайся от конкретной любовной аддикции, выйдя из одних зависимых отношений, человек просто попадёт в другие или его найдёт иная зависимость: наркотическая, пищевая , игровая.
Цитата
Счастливее всех тот, кто зависит только от себя и в себе одном видит всех.
Марк Тулий Цицерон
Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете у себя признаки зависимости, проконсультируйтесь со специалистом!