Высокий интеллект: признаки, способы развития, советы

Чем отличается низкий интеллект от высокого

Если не хочется проходить тесты, чтобы узнать коэффициент IQ, есть несколько факторов, которые покажут, что человек недостаточно умен. Признаки низкого интеллекта у взрослых:

  • любой материал усваивается и запоминается с трудом;
  • отсутствуют социальные навыки;
  • нет контроля собственных эмоций, человек не сдержан, агрессивен, сначала делает, а потом думает, к чему это приведет;
  • не учатся на своих ошибках;
  • не способны чувствовать и понимать эмоции других людей;
  • тратят больше, чем могут себе позволить, не умеют правильно распорядиться своими финансами, не задумываются о будущем, поэтому тратят деньги на мелочи, не могут накапливать;
  • думают только о себе;
  • не умеют принимать критику;
  • в собственных неудачах винят других людей;
  • постоянно спорят без повода, даже если знают, что неправы;
  • не умеют правильно распоряжаться собственным временем;
  • долго на одной работе не задерживаются.

Высокий интеллект не дается от природы. Это тяжелый труд над самим собой. Каждый человек может стать умным, для этого достаточно каждый день читать, узнавать что-то новое, заниматься аналитикой, размышлением

Нужно уделять внимание не развлечениям, а самосовершенствованию. Умный человек потратит день с пользой, например, прочитает научную книгу вместо очередного шаблонного детектива или впустую потраченного в интернете времени

https://youtube.com/watch?v=Hi-lxLiVaHo

Связь с мышлением

Мышление и интеллект – это термины, которые по содержанию близки друг другу. Эти понятия являются отличительными чертами человека.

В обыденной речи понятию интеллект будет соответствовать словосочетание «умственные способности». Определение интеллекта – это совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успешность мыслительной деятельности.

Мышление – это высший психологический процесс, который связан с речью, с постоянным познанием нового, повседневными открытиями, творческой деятельностью.

Из этого можно сделать вывод, что мышление входит в понятие интеллекта, что интеллект – это более широкое понятие, со сложной, разветвленной структурой.

Физически ленив

Нашли оправдание твоей лени. Именно физической лени. Потому что многие называют ее одним из синдромов глубоких мыслителей. Зачем куда-то идти, если можно посидеть дома, в уюте и тепле, и поразмыслить о вечном и высоком. Работники Университета Флориды подтвердили догадку исследованием, в котором оценили 60 добровольцев с помощью тестов, разделив их на «мыслителей» и «не мыслителей». Затем они отслеживали их физическую активность в течение недели и обнаружили, что «не мыслители», как правило, гораздо активнее, чем мыслители. Проще говоря, умные люди гораздо более содержательны и всегда найдут, куда потратить энергию своих мыслительных потоков. Недостаточно умные люди начинают скучать, им нужна какая-то активность

Это не значит, что все умники прирастают к стулу — иногда им тоже хочется размяться, но в большинстве своем они понимают, что это не так важно

7. Неверие в Бога

Хотим отметить, что это не наше заявление, а некого Мирона Цукермана из Университета Рочестера и еще 63 исследований, которые были проведены в разных странах на протяжении десятков лет. То есть под пристальный прищур науки попало не одно поколение, и везде одинаковые показатели: отрицательная связь между интеллектом и религиозностью. В 53 из 63 исследований даже была установлена одна и та же причина: умные люди с большей вероятностью добьются желаемого, и для этого им не нужна помощь Господня. Исследования начались в 1921 году и, по сути, продолжаются до сих пор. Был опрошен и стар, и млад; и одаренные, и не очень. Но результаты, как один, говорят, что большого ума у яростно верующих нет.

8. Не постишь идиотские цитаты из соцсетей

В соцсетях мы не раз натыкались на глубокомысленные цитаты в стиле «Звезды не могут сиять без темноты», озорные и наглые — «Я, конечно, не подарок, но и праздник не каждый день» и безгранично мудрые — «Запомните, твари, я не сломаюсь!». О чем они говорят? О том, что у хозяина страницы с интеллектом полная беда. Разумеется, эта напасть встречается во всем мире, поэтому исследователи из Университета Ватерлоо в Онтарио попросили 845 добровольцев оценить глубину таких вот высказываний. Выбирали людей поумнее, чтобы хоть немного приблизиться к объективности. В результате большая часть таких «цитат» была признана бессмысленной. Что характерно: репостнувшие считали иначе. Но стоило только исследовать их IQ и просто пообщаться, чтобы все встало на свои места: не обезображены умом их головы. Кроме того, эти граждане свято верили в теории заговора. Зеленые человечки, масоны, злые сионисты и саблезубые жидорептилоиды — для них это причина повседневного страха.

9. Первый ребенок в своей семье

Кажется бредом, но, как правило, кто в семье родился первым — тот и умнее. Различия в IQ наблюдаются уже в раннем возрасте. Не хочется обижать всех младших братьев. Чтобы сделать это заявление, мы руководствовались не русскими народными сказками, где старший всегда «умный детина», а исследованиями из Эдинбургского университета. Было выяснено, что все дети получали одинаковый уровень эмоциональной поддержки со стороны своих родителей, но у первенцев больше внимания уделялось задачам, которые развивали навыки мышления. Исследователи говорят, что результаты могут помочь объяснить так называемый «эффект порядка рождения», когда дети, родившиеся первыми, получают лучшую заработную плату и образование. Исследователи наблюдали 5000 детей с рождения до 14 лет, каждые два года тестируя их. О чем это говорит? О том, что виноваты родители, поскольку нет системы.

История изучения: основные и важные точки зрения

Говоря об исторических вехах понятия «интеллект», следует отметить наработки некоторых исследователей и ученых. Есть множество теорий, подходов и школ, однако считать какую-либо или какой-либо единственно верным нецелесообразно без погружения в теорию.

Примечательным в истории изучения видится опыт создателей специальных тестов для оценки IQ – Дж. Кеттелла и Л. Термена. Но основная заслуга их не в том, что они создали информативные методики выявления интеллектуальных способностей. Они стали одними из первых, кому удалось обосновать отсутствие зависимости развития интеллекта от условий, в которых протекает становление личности. Позже все их доказательства были разрушены, а работы признаны несостоятельными.

В некотором смысле противоположная точка зрения была высказана А. Бине и Т. Симоном. Они в своих работах рассматривают ум в качестве комплекса способностей, основанных на опыте, как совокупность достижений в умственном развитии.

Примечательной следует считать работу, которую проделал Д. Векслер. Он смог показать, что разумное поведение всякого человека базируется в первую очередь на влиянии интеллектуальных факторов.

С точки зрения детской психологии важным является вклад, который внес в изучение и анализ проблемы В. Штерн. Он смог доказать, что на развитие умственных способностей детей влияет качество отношений с окружающими людьми. Не только со взрослыми, но и с ровесниками, например, в детском саду или в школе.

Представим точки зрения других исследователей, деятелей, не связанных с наукой, их взгляды и подходы к определению анализируемого понятия:

  • Фома Аквинский рассматривал божественный ум как сущность, «частями» существующую в каждом из людей. Он полагал, что человеческие умственные способности ограничены только сферой разума, который способствует созерцанию, постижению чего-либо;
  • Л. С. Готтфредсон рассматривала интеллект в качестве уникальной умственной способности. Она говорила, что в нее включены способности к планированию, решению разных задач, к мышлению, к обучению и учению;
  • Ф. Н. Ильясов рассматривает показатель IQ как выражение способности материальной системы (человек для него – материальное существо) к самостоятельному обучению, к построению разных программ и алгоритмов деятельности.

Отметить следует также мнение Ч. Спирмана. Ему удалось доказать то, что все умственные способности связаны и имеют статическую связь. Он обосновал это тем, что если человек способен к решению одной условной группы сложных и нестандартных задач, то он без труда сможет решать и другие, даже если потребуется усилие.

Так, можно говорить, что история изучения понятия является многовековой. Проблемой занимались и ученые в древности (Фома Аквинский, XIII в.), и ученые XIX-XX вв. (Ч. Спирман и другие). Есть и множество современных исследователей, продолжающих работу, начатую столетия назад.

Заслуживает ли тема, по вашему мнению, пристального внимания?
Да! Столько всего неизведанного… И сфера интеллекта – часть этого неизведанного. 80%

Нет. Есть куда более важные и насущные проблемы. Сначала нужно разобраться с ними. 20%

Не могу сказать

Не осознаю важности таких исследований. 0%
Проголосовало: 5

Коэффициент интеллекта: методы определения

Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.

Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например

  • Уровень развития интеллекта в сравнении со среднестатистическим человеком (такого же или среднего возраста);
  • «Интеллектуальный возраст» человека в сравнении с его биологическим возрастом;
  • Наличие или отсутствие умственной патологии.

Составление тестов на «ай-кью» — достаточно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что у 50 процентов людей уровень интеллекта должен быть от 85 до 115 единиц, а по 25 процентов людей он был бы ниже 90 и выше 110. Значение коэффициента интеллекта меньше 70 определяется как умственная отсталость.

Виды интеллекта

Врожденный интеллект может стать основой для успешного собственного развития, в выборе любимой профессии, помочь удачно реализоваться в жизненных планах. В среднестатистическом человеке гармонично развиваются несколько талантов, но только один, как правило, является ведущим. Выделяют следующие основные типы интеллекта:

  • Природный. Человеку с таким типом свойственно проникновенно ощущать всю прелесть природы. Им отлично подойдет сфера деятельности в области животноводства, ботаники и агрономии.
  • Музыкальный тип проявляется высокой чувствительностью к любым ритмам и звукам. К такому типу относят певцов и музыкантов.
  • Логико-математический тип интеллекта помогает в решении сложных логических и математических задач. Данный вид интеллекта с основном наблюдается у детективов, ученых и математиков. Такие люди отличаются своей замкнутостью.
  • Представителями лингвистического типа интеллекта являются поэты, журналисты, писатели и общественные деятели. Как правило, им нравится разгадывать кроссворды, читать и писать различные истории.
  • Благодаря пространственному типу человек с легкостью может вспомнить любое событие из жизни. Носителями данного вида интеллекта являются летчики, моряки, художники, скульпторы и архитекторы. Они отличаются ориентированностью на местности различных масштабов.
  • Личностный. Человек, обладающий данным типом интеллекта, хорошо владеет самопознанием, что позволяет ему грамотно и здраво подходить к решению различных задач любых сложностей.
  • Телесно-кинестетический связан с осязанием и тактильным восприятием. Представителями такого вида в основном являются танцоры и работники прикладных профессий.
  • Экзистенциальный. Людям с данным типом свойственно размышлять о человеческом существовании, а также выдвигать теории на тему смысла жизни, появления людей на планете и прочее.
  • Межличностный интеллект заключается в способности понимания и эффективном взаимодействии с другими людьми. Обладателями этого типа являются актеры, учителя, политики и социальные работники.

Проверить расположенность к одному из типов можно с помощью тестов на определение IQ.

Про дружбу людей

У людей с высоким уровнем интеллекта обычно узкий круг друзей

Результаты исследования с выводами и обоснованиями были опубликованными в Британском журнале психологии. Выводы следующие: во-первых, люди, которые проживают в густо заселенных районах, обычно чувствуют себя менее счастливыми.

Во-вторых, их ощущение счастья во многом зависит от того, насколько часто они общаются с близкими по духу людьми (в том числе, конечно, и со своими друзьями). Вырисовывалась явная зависимость: чем теснее подобные контакты, тем выше уровень ощущения счастья.

И, наконец, в-третьих, люди с более высоким уровнем интеллекта чаще всего являются исключениями из данного правила. Получается, что чем выше уровень IQ, тем меньше люди нуждаются в постоянном общении.

Счастье таких людей не зависит от того, являются ли они «душой компании». Мозг высокоинтеллектуального индивида обычно расставляет приоритеты несколько иначе, чем мозг обычного среднестатистического гражданина. Это относится также и к тому, как такой человек общается в своем окружении.

Напрашивается нехитрый вывод – умному человеку комфортнее всего в своем собственном мире. Люди с высоким интеллектом зачастую ощущают, что социальная активность – это зло, которое мешает их нормальному существованию.

Большинство интеллектуалов – это одиночки, хотя далеко не все готовы признать данный факт. И все же: чем чаще умные люди общаются с другими, тем менее счастливыми они себя ощущают. Гораздо больше эмоций у таких людей вызывает не общение в коллективе, а совершенно другие, интересные только им одним вещи.

Исследовательница Карол Грехем из Бруклинского института, являющаяся, если можно так сказать, экспертом по счастью, уверена, что умные люди используют большую часть своего времени для того, чтобы достичь долгосрочных целей. Интеллектуалы, по ее мнению, находят счастье в делах, которые приводят к конкретному результату.

10 советов настоящим друзьям, которые позволят сохранить их дружбу навсегда

Великий доктор, работающий над вакциной против рака, как и знаменитый писатель, сочиняющий очередное шедевральное литературное произведение, не нуждаются в частом общении с другими людьми. Это общение лишь отвлекает их от главного, поэтому негативно сказывается на их ощущении счастья, нарушая внутреннюю гармонию этих людей.

Причину этого следует искать в далеком прошлом

Существует такая концепция, которая носит название «саванной теории счастья». Согласно этой идее, мы – это не только набор генов, но и память наших предков. Жизненный уклад древних охотников, с которого начиналась наша история, все еще оказывает влияние на нашу жизнь в целом, и даже на наше внутреннее ощущение счастья.

Иными словами, мы чувствуем себя абсолютно счастливыми примерно в тех же самых ситуациях или условиях, в которых люди тысячелетия назад чувствовали счастливыми себя. Однако, как известно, наши предки жили в африканской саванне небольшими группами по 150 человек.

И жили они, по сути, по нашим стандартам: то есть, каждая популяция жила в обособленных областях; но, чтобы выжить в жестких условиях, наши предки должны были держаться вместе. При этом плотность населения составляла менее одного человека на квадратный километр.

В наше время мы живем в эпоху технологий, и нас окружает большое количество людей. Однако большинство наших соплеменников продолжает искать объединения с другими людьми, так сказать, по инерции эволюции. Это выглядит так, как будто бы тело существовало в одних условиях, а мозг – в других.

Мы в соцсетях

Исходя из реалий сегодняшнего дня, наше тело пребывает в больших и не очень городах с плотностью населения в несколько тысяч человек на один квадратный километр. В то же время наш мозг живет в пустынной саванне. И это касается многих из нас.

Высокий интеллект позволяет адаптироваться к новым условиям

Интеллектуалы, в отличие от людей со средними или обычными умственными способностями, на определенной стадии эволюции смогли преодолеть это несоответствие между давлением памяти прошлого и реальными условиями существования.

Если говорить в общем, высокоинтеллектуальные индивидуумы могут позволить себе адаптироваться более легким путем. Очевидно, природа задач, которые встают перед ними, такова, что умные люди должны лучше справляться с новыми эволюционными вызовами.

Таким образом, умные люди могут совершенно свободно жить по своим собственным законам. Высокий уровень интеллекта позволяет людям продвигаться к цели, не полагаясь на других. Обладатели такого интеллекта живут в гармонии с самим собой, лишь периодически нуждаясь в более тесном общении.

Как формируется IQ человека?

На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.

Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.

Им не хватает социальных навыков, что часто приводит к плохой социальной жизни.

В определенных условиях умный человек, скорее всего, должен изменить свою индивидуальность и манеру речи, потому что, если он использует свой обычный словарный запас и говорит о своих типичных интересах, он будет звучать как претенциозный всезнайка.

Плохая социальная жизнь — это часть очень умного человека. «Трудно найти людей с подобным уровнем интеллекта, в зависимости от того, насколько ты умный. Люди с более низким уровнем интеллекта подсознательно будут избегать вас, потому что само ваше присутствие может заставить их чувствовать себя менее умными, и это никому не нравится».

Интеллектуальность может также заставить вас чувствовать себя одиноким, поскольку вы ограничены социальными обязательствами.

Интеллект ребенка

Если у ребенка в норме развиты интеллектуальные способности, то ему по силам:

  1. Решать логические задачи и абстрактно мыслить (в пределах его возраста).
  2. Анализировать информацию.
  3. Понимать причины, следствия событий.
  4. Хорошо поддаваться обучению.
  5. Находить правильные решения (с точки зрения науки и жизни).
  6. Решать повседневные, бытовые задачи (в силу возрастной доступности).

Как повысить интеллектуальные способности ребенка

Чтобы ребенок демонстрировал высокие интеллектуальные способности, нужно:

  1. Следить за тем, чтобы в его рационе было достаточно необходимых питательных веществ, минералов и витаминов.
  2. Поощрять физическую активность ребенка, а если он не проявляет таковой, то постепенно прививать ему ее через личный пример.
  3. Не отказываться от посещения детского сада. Если ребенок ходит в детский сад, то развивается коммуникабельность, навыки самообслуживания, независимость. Это формирует благодатную почву для развития высокого интеллекта.
  4. Прививать ребенку любовь к творчеству, предложить ему заняться музыкой, живописью, танцами или чем-либо другим по душе.
  5. Заниматься совместным чтением, ведь оно способствует интеллектуальному развитию, учит жизненным ценностям, активирует воображение.
  6. Не отказываться от разговоров с ребенком, интересоваться, как прошел его день, что он узнал нового, как складываются отношения с другими детьми и т.д.
  7. Учить ребенка управлять своими эмоциями, настроением, понимать других людей, ставить себя на их место.
  8. Поощрять желание ребенка брать на себя ответственность. Можно поручить ему небольшие домашние обязанности (следить за тем, чтобы не кончался сахар и вовремя предупреждать о его покупке родителей, сортировать белье перед стиркой, наводить порядок в своем ящике с одеждой).

Также есть игры, которые помогают развивать интеллект:

  1. Игра «Пиратские сокровища». Вместе с ребенком нужно переодеться в пиратов (или представить себя ими), нарисовать карту квартиры. Попутно объяснить ребенку, что такое карта, как она составляется, для чего нужна, как по ней ориентироваться. На карте отметить место, где будет спрятано сокровище. Задача ребенка – разыскать его. В качестве клада может выступать конфета, новая игрушка или любой другой интересный ребенку предмет.
  2. Игра «Что на чем растет». Заранее нужно нарисовать на бумаге плодовые и лиственные деревья, вырезать из бумаги листочки и фрукты. Задача ребенка – понять, что на чем растет, правильно сложить картинку.
  3. Игра «Лепесток». В нее можно поиграть, если к ребенку придут в гости друзья или одноклассники. Суть игры – нарисовать или сделать большой цветок с разноцветными лепестками. Один лепесток посвящен одному присутствующему ребенку. Ведущий отрывает по очереди лепестки, дети говорят комплименты тому, чей лепесток выпал.Игра развивает эмоциональный и социальный интеллект.
  4. Игра «Угадай эмоцию». Ведущий изображает без слов какую-либо эмоцию. Задача ребенка – распознать ее.

Делайте репосты статьи, отправляйте ее друзьям, сохраняйте себе, чтобы не потерять упражнения, ведь развитый интеллект – это основа жизни человека.

Статья помогла2Не помогла

Как повысить интеллект?

Можно ли повысить интеллект? Специалисты давно отвечают на данный вопрос положительно. Развитие интеллекта считается систематичной привычкой, можно сказать, образом жизни. Повышая его, человек ежедневно постигает новые знания, применяя их на практике, и тренирует память. В данном списке собраны способы и советы, которые помогут повысить уровень интеллекта:

  • Решайте логические загадки и головоломки.
  • Играйте в интеллектуальные и настольные игры, такие как нарды, шахматы, покер.
  • Ежедневно тренируйте память. Существует множество книг, которые могут вам помочь в данном вопросе.
  • Как можно чаще размышляйте над сложными задачами.
  • Полюбите цифры и математические задачи. Математика помогает тренировать мозг, формирует умение анализировать и обобщать, а также находить решения и выбирать оптимальные варианты действий.
  • Изучение иностранных языков, по мнению специалистов, способствует развитию и сохранению ясности ума даже в зрелом возрасте.
  • Занимайтесь физическими упражнениями. Учеными выявлено, что спорт благоприятно сказывается на интеллектуальных способностях.
  • И, наконец, высыпайтесь. Качество и количество сна напрямую влияет на способность к обучению.

Что такое интеллект?

Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта

Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.

Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.

Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.

Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.

Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.

Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.

Тест для проверки уровня интеллекта

Проверить уровень интеллекта можно при помощи онлайн IQ-теста. Вопросы в тесте подобраны таким образом, чтобы можно было продиагностировать уровень развития интеллектуальных способностей. Диагностика уровня интеллекта проводится комплексно. Человеку предлагается решить несколько задач в течение определенного времени.

Задачи с числами. Дается несколько чисел и пустое окно, в которое необходимо вставить недостающее число. Чтобы понять какое число вставить, нужно выстроить логические цепочки взаимодействия между имеющимися числами.
Задачи с картинками

Это задание на логику и внимание. Необходимо понять, какой картинки не хватает в ряду, опираясь на соседние изображения.
Задачи на составление слов из списка букв.
Задачи на продолжение списка букв

Иногда буквы соответствуют порядковому числу алфавита, в других случаях подразумевается составленное из них слово.

В зависимости от количества правильных ответов, выставляется общий балл, который дает характеристику интеллектуальных способностей человека. Измерение коэффициента интеллекта не должно проводиться только после одного теста. Тестирование должно быть комплексным. А как определить интеллект самостоятельно? Для этого есть специальные программы, состоящие из серии тестов. Не обязательно обращаться куда-либо для проведения таких тестов. Можно сделать это самостоятельно. Перед началом тестирования позаботьтесь о том, чтобы вам никто и ничто не мешало.

Одним из главных недостатков высокой интеллектуальности является постоянное чувство неудовлетворенности.

Наличие высокого интеллекта не означает, что человек будет жить полноценной жизнью. В то время как высокоинтеллектуальные люди стремятся проявить себя и живут под девизом «Я могу достичь всего», снова и снова, жизнь напоминает им, что, несмотря на их драгоценный дар, в жизни никогда не достичь всего. Это оставляет очень умного человека неудовлетворенным или чувствующим себя опустошенным.

Исследование, проведенное в 1992 году на 399 высокоинтеллектуальных личностях в возрасте от семидесяти пяти до восьмидесяти четырех лет, показало, что к тому времени, когда им исполнилось восемьдесят, они полагали, что не оправдали своих ожиданий в жизни и не достигли того, чего, как они верили, они могут достичь.

Уровни интеллектуальной активности

Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня

  • Стимульно-продуктивный – когда умственная деятельность обусловлена лишь воздействием внешних факторов.
  • Эвристический – это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к открытию ряда закономерностей.
  • Креативный – высший уровень умственной деятельности, при котором происходит полноценное проникновение в суть изучаемых вещей, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.

На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.

Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.

В этом случае выделяются два уровня

  • Действия личности на уровне социального индивида, при этом деятельность человека обусловлена поставленной задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат оказывается шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.

Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.

Уровни интеллекта

Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.

Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.

В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:

  • 1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта;
  • 71-84 – ниже среднего;
  • 85-115 баллов – средний;
  • 116-144 баллов – интеллект выше среднего;
  • 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития;
  • 160+ – гениальность.

Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.

Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.

Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.

Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: