Кто такой мизантроп: 5 главных признаков

Причины мизантропии

Чтобы окончательно разобраться, кто такой мизантроп, рассмотрим основные причины формирования у людей мизантропических взглядов

Важно понимать, что мизантропия – это результат накопленного жизненного опыта, а не врожденная особенность. Она формируется под влиянием определенных жизненных обстоятельств

Рассмотрим наиболее типичные факторы.

1. Тяжелое детство

В каждой семье свои взгляды на воспитание детей. Иногда ребенок подвергается жестоким наказаниям за каждый проступок, за плохую оценку, принесенную из школы, за разбитое окно или вазу. Он вполне может вырасти дисциплинированной личностью и получить хорошее образование. Однако у него формируется твёрдое убеждение, что человек не имеет права быть неидеальным. Повзрослев же, он видит, насколько несовершенен мир. Практически все люди в его понимании глупы и безответственны, за что заслуживают глубочайшего презрения.

2. Предательство

Часто мизантропом становится человек, столкнувшийся с предательством, особенно если это произошло неоднократно. У него формируется убеждение в стиле «все женщины одинаковые», «все мужики одинаковые», «никому нельзя верить». Он убеждается, что единственный человек, заслуживающий доверия – он сам.

3. Пробелы в воспитании

Воспитание – процесс индивидуальный. Стремясь вырастить ребенка идеальным, родители учат его порядочности и ответственности, объясняют, что ему придется сильно стараться ради достижения успеха. При этом они забывают предупредить его, что все люди разные. В результате он вырастает максималистом, ожидающим от людей, что те всегда будут полностью соответствовать его представлениям о прекрасном. А убедившись, что это не так, он превращается в убежденного мизантропа.

4. Высокий интеллект

«Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей». Это, пожалуй, самое известное высказывание Евгения Онегина (вероятно, отражающее собственные взгляды Александра Пушкина). Нередко мизантропами становятся интеллектуалы, постепенно осознающие, что умных людей в мире мало. Они редко демонстрируют презрение к обществу, чаще относятся к нему снисходительно.

5. «Тонкокожесть»

Многое зависит и от личной чувствительности человека. «Толстокожие» люди спокойно относятся к ошибкам окружающих. Но чувствительные «тонкокожие» натуры очень впечатлительны и неустойчивы. Они всегда ждут от людей большего. Но постоянно сталкиваясь с несовершенством человеческого общества, отстраняются от него и неохотно пускают в свою жизнь посторонних людей.

«Ты только посмотри на себя!»

Стыд — еще более мощное оружие, чем вина.

Вина — это последствие конкретного поступка, который можно как-то загладить. Чувство стыда глубже и переживается глобально. Через эту эмоцию мы видим себя неправильными, не заслуживающими внимания или одобрения. Люди, которых стыдили с раннего детства, не уверены в себе, боятся быть отвергнутыми, они считают себя недостойными любви — точно так же, как и воспитавшие их в стыде родители.

Если вас пристыдили, вы можете захотеть оправдаться и попытаться доказать, что вы не так уж плохи. Но такой шаг заставляет вас принять родительский стыд на себя.

Человек

В творчестве Горького человек — это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе «Рождение человека» говорится о том, какая это отличная должность — быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью — этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием — «черное чудовище власти». Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Кто такой мизантроп?

Мизантроп – это нелюдимый человек, избегающий общества и презирающий большинство людей за их добровольный отказ от собственной индивидуальности. Он очень жестко относится к человеческим слабостям, ошибкам, порокам и глупости, поэтому тщательно отбирает людей, с которыми готов дружить. К узкому кругу друзей он относится позитивно и уважительно, спокойно прощая им незначительные ошибки.

В повседневной жизни мизантропия проявляется как циничное и неуважительное отношение к отдельным социальным группам и человечеству в целом. Мизантропу не свойственно следить за политкорректностью высказываний. Следует учитывать, что человеконенавистничество мизантропа обычно заключается в презрении, но не подразумевает ненависти и стремления причинять всем боль.

Мизантроп не склонен помогать людям, поскольку считает, что каждый человек должен заботиться о себе сам. Ему обычно противопоставляют филантропа – человека, который ко всем относится благодушно и с удовольствием помогает нуждающимся.

Существует убеждение, что мизантроп – это холодный и черствый субъект, которому чужды человеческие чувства. В действительности же он, как и любой другой человек, нуждается в дружбе и романтических отношениях, мечтает построить крепкую семью и быть успешным в личной жизни. При этом он предъявляет завышенные требования к людям, тщательно выбирая, с кем дружить.

Как понять, что ваши родители ведут себя токсично?

Идеальных родителей не существует: каждый человек способен совершать неприятные поступки и говорить обидные вещи. Вопрос в том, становится ли такое поведение исключением или правилом.

Пег Стрип в книге «Нелюбимая дочь» так описала отличие токсичных родителей от любящих:

Первый признак токсичного общения — вам от него становится плохо.

Если после очередного визита к родителям (или даже после короткого звонка) вы чувствуете вовсе не радость от общения с близким человеком, а вину, беспомощность, подавленность, раздражение, а то и злость — определенно, проблема есть.

Здесь мы не говорим о родителях, которые становятся невыносимыми из-за явных или скрытых психических нарушений (об этом вы можете почитать тут), или о домашних тиранах, находиться рядом с которыми по-настоящему опасно и от которых можно только спастись бегством.

Комплекс жертвы — сознательный или бессознательный выбор?

Многие люди не понимают, почему жертвы так живут, если им не нравится их жизнь. Казалось бы, не нравится — измени что-то. Но для человека с комплексом жертвы такая жизнь и подобное поведение является нормой.

Жертва знает, что может быть по-другому, что многие люди живут не так, но ее это не касается. Человек с комплексом жертвы уверен, что в его сценарии жизни не может быть по-другому. Жертва живет по такому сценарию всю свою жизнь, с детства, поэтому вариант изменить свое поведение — это просто абстракция для нее.

Жертва изначально не хочет добиться своим поведением достижения поставленных целей, но она получает вторичную выгоду от своего поведения.

Вторичные выгоды от комплекса жертвы:

Страдания дают возможность человеку почувствовать, что он жив. Человек настолько привыкает страдать, что не может жить просто без этого чувства. Если лишить человека этих страданий, он будет чувствовать опустошенность.
Когда жертва заболевает, это дает ей возможность почувствовать себя значимым

Близкие начинают быть чаще рядом, проявлять заботу, внимание, переживать, жалеть. Это как раз то, в чем нуждается жертва постоянно.
Обиды жертвы на других людей дают возможность почувствовать себя лучше другого человека

Вот он такой плохой, а я такая хорошая.
Отказ от роли жертвы подразумевает взятие ответственности за свою жизнь. А это то, чего многие боятся. Многие не готовы принимать самостоятельно решение, не готовы порвать болезненные отношения, обеспечивать себя и т.п. Взять на себя ответственность за свою жизнь — это означает перейти от страданий к делу. Но ведь проще просто страдать, чем предпринимать какие-то конкретные шаги.


Выгоды от роли жертвы

Вариант 2

Человек является частью общества, поэтому невозможно жить и не зависеть от окружающей среды. Однако отношения с социумом могут быть разными: гармоничными или конфликтными. У каждого своя картина мира и часто она не совпадает с мнением большинства, тогда возникает желание изменить привычный порядок вещей. Но не всем хватает силы духа и способности убеждения, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. В таком случае противостояние оканчивается трагедией. Примером такого исхода является судьба главной героини драмы А.Н. Островского «Гроза».

Катерина олицетворяет нравственную и духовно богатую русскую женщину. Она отличается от окружающих своим стремлением к свободе. Главная героиня способна не только покорно терпеть, но и отстаивать свои права, пытаться изменить укоренившиеся порядки. Вспоминая прежнюю жизнь, Катерина сравнивает себя с птицей, которая оказалась запертой в клетке. Тоска и несправедливость душили её, не давали спокойно жить и мириться с нравами патриархального мира. Протест окружающему обществу был выражен героиней в выборе смерти вместо дальнейшей жизни в неволе. Познав счастье, она отказалась подчиняться законам дома Кабанихи.

Сама натура Катерины не вписывалась в образ жизни города Калинова. Местные жители описываются автором как «тёмная масса», полная ненависти и жестокости. В этой тьме нет места искренним чувствам и благим намерениям, именно поэтому героиня не могла жить в согласии с таким миром. Главным её противником в этом столкновении была Кабаниха, считающая, что крепкая семья держится на страхе и жёсткости. Мать Тихона олицетворяла весь патриархальный строй, основанный на власти и деспотизме. Катерина представляла собой угрозу для этого общества, поэтому Кабаниха и ей подобные испытывали ненависть и злость по отношению к бедной девушке.

Главная героиня оказалась жертвой устаревших идеалов, она не смогла противостоять всему обществу, поэтому конфликт разрешился трагическим образом. Тем не менее, финал драмы, в котором Тихон впервые идёт наперекор своей матери, даёт надежду на светлое будущее, где люди избавились от былых предрассудков.

Другим примером человека, неспособного противостоять окружающему обществу, является главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Только в отличие от Катерины, Онегин даже не пытался бороться с окружающими порядками. Он считал себя человеком, существующим вне общества. Однако среди светских персон чувствовал себя комфортно и ничем не отличался от поклонников балов и театров. Даже тоска, одолевшая Онегина, не смогла изменить его истинную натуру. Он отправился в деревню в поисках уединения и покоя, но уже через несколько дней веселился на именинах Татьяны. Такой человек не способен быть одиноким, ему необходимо общество, как свежий воздух.

Подобную противоречивость мировоззрения нельзя назвать противостоянием. Да, Онегин отвергал многие взгляды и развлечения, считающиеся типичными для того времени. Но он целиком зависел от общественного мнения, поступая не по совести, а так как положено. Именно по этой причине он пошёл на дуэль с Ленским. Страх перед тем, что скажут люди, оказался сильнее страха за жизнь собственного друга. Испугавшись возможных разговоров, Онегин сохранил свою репутацию несмотря ни на что.

Таким образом, изображённые в русской литературе попытки противостоять всему обществу доказывают, что одного желания побороть систему слишком мало. Не зря народная мудрость гласит: «Один в поле не воин». Для любой борьбы нужны единомышленники, которые готовы принести себя в жертву высокой идее.

Синдром жертвы: можно ли от него избавиться

Чтобы помочь человеку избавиться от синдрома жертвы, психологи рекомендуют не сочувствовать и не поддакивать жалостливым речам, а молча выслушивать собеседника и задавать конкретные вопросы, например, «Какой вывод ты сделал из ситуации, чтобы она больше не повторилась?», «Что ты будешь делать дальше?». Теоретически такая тактика должна заставить личность воспринимать мир более реально, брать ответственность за собственные поступки. Хотя более вероятен сценарий, при котором ваш визави просто перестанет с вами общаться и найдет того, кто будет его жалеть.

Психологи считают, что у человека в течение жизни есть возможность сыграть множество ролей – в профессии, в отношениях, в бытовой сфере. Противоположная жертве роль – роль счастливого свободного человека – создателя и хозяина своей жизни. Чтобы стать таким человеком, необходимо перестать чувствовать и воспринимать себя жертвой, измениться внутренне и стать хозяином своей судьбы.

Как избавиться от позиции жертвы?

Выйти из роли жертвы, стать счастливым человеком – это длительный и непростой процесс, но у каждого есть такая возможность. Если человек понимает, что не хочет больше играть роль жертвы и хочет навсегда изменить свою жизненную позицию, но чувствует, что собственных сил для этого недостаточно, следует обратиться к психологу.

Помимо профессиональной помощи, нужно соблюдать следующие правила:

Научиться контролировать свои эмоции и переживания.Научиться преодолевать трудности самостоятельно без помощи посторонних.Окружить себя жизнерадостными, позитивными, успешными людьми.

Умейте говорить им «нет»

Вы должны уметь не просто выражать свое мнение, а научиться отказывать властным людям и не подчиняться их требованиям, чтобы они оставили вас в покое. Вы должны понимать, что несмотря на то, что они преданы своей работе и увлечены ею, они тщательно пытаются скрыть то, что в действительности происходит у них в голове. Если вы не согласны с их требованиями, они, как правило, очень эмоционально на это реагируют.

Но даже в этой ситуации важно, чтобы вы не соглашались с тем, чтобы им угодить только потому, что это самый легкий путь. Научитесь чаще говорить им «нет»

Помните, что вы не должны за это оправдываться. Вам не нужно делать то, что вы не хотите делать, даже если кто-то заставляет вас чувствовать виноватым за то, что вы это не сделали. Будьте решительны в общении с ними, четко формулируйте свои мысли и не стесняйтесь заранее тренировать свой отказ, чтобы он звучал более уверенно при встрече с ними.

Просто и прибыльно: стоит ли открывать игровую комнату для детей

Спрос, прибыль: бизнес по продаже напольных покрытий — стоит ли заниматься делом

Поищите проблему в себе: что делать, если вы не нравитесь коллегам по работе

Лука

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Лука предстает одной из ключевых фигур в такой проблеме, как спор о правде в пьесе «На дне». Реплики его полны сочувствия, успокоения, но в них нет и слова правды. Этот образ один из самых неоднозначных в драме. Долгое время литературоведы оценивали его только с отрицательной стороны, но сегодня многие усматривают в действиях Луки и положительные моменты. Его ложь утешает слабых, неспособных сопротивляться жестокости окружающей действительности. Философия этого персонажа в доброте: «Человек может добру научить… Пока верил человек — жил, а потерял веру — и удавился». Показательной в этом отношении считается история о том, как старец спас двух воров, когда отнесся к ним по-доброму. Правда Луки — в жалости к человеку и желании дать ему надежду, пусть и иллюзорную, на возможность лучшего, которая помогала бы жить.

Вариант 1

Во все времена существуют свои общественные порядки и те, кто с этими порядками не согласен. Противостоять обществу способна только сильная личность, которая может выдержать давление извне. Эта борьба сложная и болезненная, однако, только она способствует развитию, появлению новых идей и искоренению ложных идеалов. Для противостояния недостаточно одного лишь желания, нужно быть готовым пожертвовать всем ради воплощения своих идеалов в жизнь.

Нередко герои художественных произведений бросают вызов обществу, противопоставляя себя всему миру. К их числу относится главный герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий

Этот персонаж привлекает внимание своей открытой борьбой с обществом, в его образе есть много схожего с революционерами: любовь к родной земле, непримиримость с порядками крепостного права, желание заниматься нужным делом, а не прислуживать конкретным лицам, чувство собственного достоинства и просвещённость

Чацкий не желал мириться с несправедливым общественным устройством, поэтому, вернувшись домой после обучения заграницей, сразу же вступил в открытый конфликт с людьми, которые являлись представителями «фамусовского» общества. У этого окружения в приоритете только чины и богатство, такие понятия как ум, честность и благородство полностью обесценились у московского дворянства. В обличительных речах Чацкого, прежде всего, поднимается проблема крепостного права и унизительного отношения господ к своим крестьянам. Главный герой – истинный патриот, мечтающий принести пользу Отечеству, поэтому верит в светлое будущее своего народа.

А.С. Грибоедов стал создателем первой реалистической комедии, в которой обличались пороки современного ему общества. Реализм заключается в том, что победа осталась за «фамусовским» обществом, а Чацкий вынужден покинуть Москву, потому что не в силах согласиться с устоявшимися порядками.

Другим человеком, бросившим вызов обществу, является Гай Монтег, главный герой романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Его мир сошёл с ума, люди стали избавляться от книг, как от ненужного хлама, засоряющего человеческий разум. В этом обществе ценится лишь телевидение, всё остальное считается опасным. Гай сам трудится ради общественного блага, он пожарный, но не в привычном понимании этой профессии. В его мире пожарные сжигают книги, которые горят при температуре 451 градус по Фаренгейту. После произошедшего озарения, главный герой начинает прятать найденные книги, перепечатывая их и сохраняя в памяти самые важные строки. Его не страшит разоблачение и наказание, познав истину, Гай не может больше мириться с прежним общественным устройством, поэтому продолжает выполнять свою просветительскую миссию. Все действия бывшего пожарного – это вызов разрушительной системе, превращающей людей в бесчувственных обывателей.

Исходя из приведённых примеров, можно прийти к выводу, что одному человеку не под силу изменить целый мир, но он в состоянии остаться верным себе и не прогнуться под давлением общества. Я считаю, что подобное качество достойно восхищения.

Причины роли Жертвы

С ролью Жертвы знакомятся еще в детстве, примеряют ее на себя в дошкольном возрасте и всячески репетируют в школьном. Главная ее причина – авторитарное воспитание. Она формируется, когда:Ребенка бьют или жестко наказываютОтвергают или предаютУнижают, критикуютИли, наоборот, чрезмерно опекают и жалеют («бедненький ты мой») В итоге ребенок привыкает к роли “бедненького и несчастненького” и во взрослой жизни подсознательно получает любовь у других людей, вызывая у них жалость и сочувствие.Во всех этих случаях ребенок испытывает недостаток любви со стороны родителей. Ведь если родители и заботятся о нем, то только тогда, когда сочтут нужным, и так, как считают необходимым.И ребенок стремится заслужить или заработать любовь разными способами: услужливостью, беспомощностью, незаменимостью, жалостью, работой, трудом, “пятерками”, негативным поведением.

Часто роль Жертвы передается по наследству из поколения в поколение. Так, если у девочки бабушка и мама играли роль Жертвы, девочка тоже автоматически попадает в эту роль.

Их поведение диктуется хорошими намерениями

Когда вы распознаете кого-то с тенденциями доминирования, вам будет трудно не заметить то, как этот человек повсюду сует свой нос и в целом ведет себя отвратительно. Вы почувствуете, что их поведение, когда они вмешиваются в чью-то работу до мельчайших деталей, не нравится никому. В то же время попытайтесь выявить у него положительные черты и осознать, что по крайней мере он обладает высокой трудовой этикой. Это, вероятно, поможет вам правильно относиться к его словам и поступкам.

На самом деле доминирующий человек не специально ведет себя так, чтобы преднамеренно раздражать вас или усложнять вашу работу. Если это так, то это совсем другая история – фанатизма или навязчивого поведения. Скорее всего, он просто увлечен своей работой и хочет, чтобы она выполнялась профессионально – даже если это означает, что его подход к делу будет восприниматься другими как раздражающий. По меньшей мере вы должны признать ценность этого человека и тот факт, что он одержим тем, что он делает, и идет в нужном направлении. В то же время это не дает ему права диктовать, что вам делать до мельчайших деталей.

Отдавать можно как угодно: в каких ситуациях карта рассрочки выгоднее кредитки

Избегайте серьезных тем: как научиться искусству коротких бесед с коллегами

Проблемы и застой в жизни? Как друзья нас незаметно тянут вниз

Как появился термин?

Термин имеет древнегреческие корни и образован от слов «мизос» (ненависть) и «антропос» (человек). Таким образом, слово «мизантропия» буквально переводится как «человеконенавистничество». Изначально данное явление исследовали философы, которые в силу своего образования были склонны к самоизоляции и прочим проявлениям мизантропии.

Гераклит описывал мизантропа как человека, для которого невыносимо пребывание в обществе других людей, поскольку те не разделяют его взглядов на окружающий мир. Сократ считал мизантропию следствием многократного обмана со стороны дорогих людей. Платон говорил, что мизантроп находится на границе между добром и злом.

Популяризации термина послужила известная картина «Мизантроп», написанная голландским художником Питером Брейгелем в 1568 году. На ней изображен старик в траурной тунике, которую он носит из-за коварства и несовершенства мира. Также на картине присутствует карманник, ворующий у главного героя кошелёк. А в 1666 году Мольер опубликовал пьесу «Мизантроп», красочно описав данный типаж на примере главного героя Альцеста.

Задавайте им вопросы и постарайтесь поддерживать содержательный разговор

Доминирующим людям нравится отдавать указания, распределять роли и функции. Ваша реакция часто заключается в том, что вы либо игнорируете их, либо пытаетесь как-то под них подстроиться или же противостоите им. Чтобы прекратить эту обычную рутину, которая, вероятно, не приносит положительных плодов, попробуйте другую тактику: постарайтесь завести с ним интересный разговор на тему, над которой вы сейчас работаете.

Вы это можете сделать в ответ на его требования и указания. Постарайтесь задать вопросы, которые прояснят намерения и заставят дать содержательные ответы. Допустим, вы пишете важный отчет, а этот человек мимоходом делает вам замечание: «Вы делаете неправильно!». Вместо того чтобы что-то бормотать себе под нос, спорить с ним или просто сдаться и сделать так, как он хочет, попытайтесь объяснить ему так: «Мой подход всегда приносил положительный результат, но я бы хотел услышать преимущества, которые принесет ваш вариант решения проблемы». В этом случае у него не будет другого выбора, кроме как попытаться объяснить вам свою позицию.

Не бойтесь высказывать свое мнение

Все мы знаем, что властные люди склонны считать, что методы и тактики, которые они используют, являются лучшими. Но это не означает того, что вы не имеете права на независимость и самостоятельность. Если вы абсолютно не согласны с выбранными ими путями решения проблем, не стесняйтесь отстаивать свою точку зрения и без страха высказывать свое мнение. Если властный человек – ваш коллега по работе и находится на одинаковом с вами уровне полномочий, это не должно быть для вас проблемой. Объясните ему и другим сотрудникам, почему вы решили действовать по-своему усмотрению, а не так, как вам диктуют. При этом не нужно оправдываться за ваш выбор.

С другой стороны, если этот человек занимает более высокое положение, чем вы, может показаться немного сложнее встать и высказать свое мнение. Однако даже в этом случае постарайтесь сохранить свою независимость и найти возможность четко заявить о своей позиции. Обоснуйте свое мнение, и ваш начальник, возможно, поймет, что оно верно и поможет достичь желаемого результата. Тогда ему будет намного сложнее настаивать на своей точке зрения.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Типичный представитель их — Серый. Он согласен рабски служить любой силе, лишь бы она охраняла его покой и сытость. Жизнь представляется для него в образе зеркала, в отражении которого он видит лишь себя. Этот тип очень живуч, поскольку обладает талантами паразита

Его душа пошла, это трон скользкой жабы, а сердце осторожно и трусливо. Он жаждет наслаждений и боится неприятностей и беспокойства, что придает этому образу фальшивость и раздвоенность

Кроме Серого, к данному типу относятся такие герои Горького, как Уж («Песня о Соколе»), Яков Маякин («Фома Гордеев»), Бубнов («На дне»). Это глупые, слабые, пошлые существа, инертные и косные — полная противоположность настоящему Человеку. Произведения Горького, список которых был приведен выше, иллюстрируют данную мысль. Однако есть и другие, горящие, люди. Они тратят свою энергию бурно, полностью отдаются жизни, поют ей гимн. Так, Нил («Мещане) говорит о том, какое это удовольствие — жить на земле. Ему вторят Буревестник и Сокол («Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике»), а также революционеры из романа под названием «Мать» и другие.

Психология жертвы

Давайте теперь разберем, в чем заключается психология жертвы. Привычное состояние Жертвы – страдание. Человек постоянно или периодически мучается, чем-то недоволен, чем-то не удовлетворен, то есть ему постоянно плохо. Но из этого состояния он “черпает” удовольствие и удовлетворение. По другому он не умеет получать удовольствие и радость.

Главный компонент роли Жертвы – беспомощность. Человек может быть активным и энергичным в обычных ситуациях, но ощущать беспомощность перед любыми трудностями. Даже Отличник все может “сам” и не просто может, а на “отлично”, но он беспомощен и не видит выхода, как он может изменить ситуацию, как можно по другому. Бывает, что “головой понимает”, но изменить ничего не может.

Следующий компонент – безысходность. Жертва не видит выхода из неприятной ситуации и своей позиции Жертвы. И не верит, что возможно из нее выйти. Она чувствует бессилие. У нее нет сил, нет энергии и времени, она чувствует постоянную усталость. И у нее нет сил совладать с ситуацией, изменить ее. Жертва занимает позицию безответственности, но при этом склонна хватать на себя чужую ответственность. Она считает, что от нее ничего не зависит. Человек в роли Жертвы зависим от других людей и обстоятельств. Им управляют и манипулируют, а он ни на что не влияет. Во всех его проблемах всегда виноват кто-то другой, а он не причем. Жертва обвиняет других в своих проблемах – они заставляют ее страдать, они ее тиранят, они ей не помогают. И поэтому она обижается и злится на других, а также на себя.

Но при этом некоторые Жертвы неосознанно берут на себя ответственность за других (мужа, детей, маму, коллег). То есть ответственность за свою жизнь перекладывают на других, а ответственность за других тащат сами. Вот такая путаница у них возникает с ответственностью. Например, женщина может брать на себя ответственность за здоровье родителей, но не видеть своей ответственности за свое здоровье. Она может чувствовать себя ответственной за учебу сына, но не брать на себя ответственность за свои неудачи в личной жизни (“мне не везет”, “судьба такая”, “мужчин хороших нет”).

Некоторые Жертвы предпочитают болеть, нежели пытаться понять, почему и для чего им дана эта болезнь. Они будут болеть, но ни за что не станут делать оздоровительные медитации и техники или расстановки, молиться или проходить соборование. Есть люди, которые лучше умрут, нежели простят обидчика, который “испортил им жизнь”. И при этом будут себя чувствовать героями и даже не догадываться, что давно живут в роли Жертвы.

Что такое конформность?

Конформность – это качество личности, которое заставляет человека менять свое мнение и поведение под воздействием других людей. Конформность следует отличать от конформизма, которое зачастую воспринимается как приспособление. Конформность же определяется как согласие или примирение индивида с устоями группы.

Социология рассматривает конформность как склонность индивида отказываться от своих взглядов и позиций ради принятия чужого мнения и вступления человека в отношения с людьми, установления с ними хороших отношений.  Таким образом, человек становится конформным для того, чтобы построить отношения с другими людьми. Для этого он пытается устранить различные разногласия, которые могут возникать между его целями, желаниями и взглядами и направленностями и мировоззрением целой группы.

Конформность отдельного индивида зависит от многих факторов:

  1. Его воспитания и качеств характера.
  2. Его желания принадлежать той или иной группе, устанавливать хорошие отношения с отдельными людьми.
  3. От сплоченности группы. Если хотя бы один участник группы будет поддерживать индивида в его противостоянии коллективу, то конформность снижается.
  4. От размера группы. Чем больше людей противостоит отдельному человеку, тем более конформным он становится.
  5. Возраст. Чем старше становится человек, тем менее конформным он является.
  6. Пол. Более конформными являются женщины.

Почему довольно часто можно увидеть, как поначалу человек отстаивал свое мнение, а потом словно сдался и начал соглашаться с мнением тех людей, которые его окружают? Здесь можно услышать такой ответ: «Человек – существо стадное». И это правильно, если сам человек считает себя животным, руководствующимся только инстинктами. Но если индивид считает себя разумным существом, которое не просто чем-то схоже на животный мир, но и способно к воле, свободе и собственным решениям, тогда он перестает быть частью стада.

Человек становится частью толпы лишь тогда, когда слаб духом, не имеет воли и силы. Он не готов считать себя правым, когда другие люди кричат ему, что он неправ. Он не готов бороться за свою правду, когда другие осуждают его за это. Он предпочитает стать частью стада, даже когда оно совершает неправильные поступки, чем стать мишенью, на которую будут нападать. Это позиция слабого человека. Сильный же индивид никогда не пойдет за глупцами, даже если их количество превышает количество сильных людей. Он готов бороться и настаивать на своем, если считает свое мнение правильным. Он свободен думать так, как хочет, поэтому пользуется своим правом, а не становится частью целого механизма, который не думает, а просто действует.

Противоположностью конформизма является нонконформизм. Это позиция человека, который не принимает правила, порядки и нормы общества. Он может им как ярко противостоять, отстаивая свою точку зрения (негативизм), так и просто придерживаться своих правил, не давя на окружающих.

Нонконформизм – это склонность человека самостоятельно устанавливать правила своей жизни и своего поведения, которые согласуются исключительно с его личными интересами и желаниями. Нередко нонконформизм проявляется в намеренном поведении, когда человек не делает то, что требует от него общество. Он готов отстаивать свое мнение и жить по собственно установленным правилам. Также индивид спокойно противостоит давлению общества на него, которое все-таки желает побудить его действовать, как все.

А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 4.

Сатин. К. С. Станиславский. 1902 г.

ДЕЙСТВИЕ 4.

Обстановка первого акта, но нет комнаты Пепла и наковальни Клеща. Ночь. За окном – ветер.

Ночлежники рассуждают о том, как исчез Лука, во время суматохи, связанной с убийством Костылёва. Высказывают своё мнение о нём.

Насте Лука понравился: «Хороший был старичок!…. Он — все видел… все понимал…»

Сатин: «Любопытный старикан… для многих был… как мякиш для беззубых…»

Клещ: «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет…». «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…»

Татарин : « Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!… Не обижай человека — вот закон!»

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Домик с красной крышей Рылова (8 класс) Девятнадцатый век в изобилии преподнёс русской культуре именитых и талантливых живописцев, готовых в огне гореть за свою мечту, пополняя ряды произведений искусств своими работами. Такая характеристика вполне пригодна
  • Сочинение Мой идеальный день Что такое идеальный день? Каким его можно представить? Ну, во-первых, — это чудесный день, в котором все идет так как захочешь, когда у тебя прекрасное настроение и его невозможно испортить
  • Сочинение Чиновники в комедии Ревизор (Характеристика и образ) Комедия «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя пропитана множеством скрытых смыслов и идей. Автор без страха описывает чиновников того времени, насмехается над ними. Он вынес все грешные пороки на людское обозрение.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: