Тренировочная система йога 23 андрея сидерского

Йоге пять тысячелетий

Йога упоминается во множестве древнейших письменных памятниках Индии, в частности, в знаменитых Ведах, сборнике самых первых текстов на санскрите. Ученые полагают, что йога возникла 4-5 тысячелетий назад. Именно к этому периоду относятся печати с изображением людей в йоговских асанах, найденные при раскопках древних индийских городов.

Первым руководством, в котором описаны йогические практики, являются «Йога-сутры». Считается, что написал трактат мудрец и мастер йоги Патанджали.

Философия йогического учения подробно изложена в «Бхагавадгите», шестой части базового индуистского текста «Махабхарата», написанного около 5 тысяч лет назад.

В России, да и в западных странах, весьма популярна хатха-йога, в которой необходимо методично и регулярно работать с телом. Благодаря этой практике можно излечиться от множества болезней, значительно усилить энергетический ресурс. Но это не просто гимнастика. Асаны хатха-йоги очень сильно ориентированы и на сознание практикующего.

«Бхагавадгита» подает йогу как равновесное состояние, но не глубокомедитативное, а гармоничное в каждом дне жизни. Для достижения гармонии необходимо регулярно заниматься йогой и отринуть привязанность к материальному.

Ардха чакрасана.

Чакрасана – поза колеса выглядит как хорошо всем известный мостик. Упоминания этой асаны в классических йогических текстах нет, однако она очень полезна для развития гибкости, эластичности тела.

При ее выполнении нагрузка падает на верхний отдел мышц живота, оказывая тем самым давление на органы, расположенные в этой части тела.

Тем самым осуществляется стимуляция их работы. При удержании Чакрасаны происходит растягивание передних мышц бедра и укрепление икр.

Особенно полезна эта асана для тех, кто ведет преимущественно сидячий образ жизни. Как правило, при сидячей работе спина согнута, а при выполнении Чакрасаны это компенсируется обратным изгибом, что позволяет избежать в будущем проблем с позвоночником, а также с нервными узлами в области спины и улучшить кровообращение в ней.

Эффект от выполнения Чакрасаны проявляется на нескольких уровнях:

на физиологическом уровне происходит:

  • укрепление мускулатуры рук, ног и корпуса;
  • стимулирование работы внутренних органов и желез внутренней секреции;
  • улучшение метаболизма и общего состояния;
  • профилактика плоскостопия;
  • повышение давления.

на энергетическом уровне:

  • происходит энергетическая зарядка солнечного сплетения и всего организма;
  • на уровне психики отмечается прилив бодрости и силы;

терапевтический эффект Чакрасаны заключается в устранении сутулости, скованности позвоночника и болей в области спины.

Противопоказания

  • повреждения и заболевания позвоночника;
  • гипертония и спазмы коронарных сосудов;
  • гипертиреоз;
  • язва желудка;
  • недавний перелом костей;
  • хирургические операции на органах брюшной полости;
  • частичная потеря слуха;
  • расширение капиллярной сетки глаз;
  • менструация или диарея.

Кроме того, во избежание травмы Чакрасану следует выполнять, только когда наработана достаточная гибкость позвоночника.

Капотасана (поза голубя). Перевод из книги Р. Фримана «Искусство виньясы

  1. Опуститесь на колени у переднего края коврика, ноги на ширине бедер, голени параллельны, подъемы стоп прижаты к полу. Сделайте выдох, чтобы «заземлиться» через ноги и привести в тонус тазовое дно.
  2. Сделайте вдох, и начинайте входить в позу как в Уштрасану, вырастая из глубины таза, от основания копчика и вверх по всей длине тела.
  3. Сделайте вдох, вытянитесь через туловище, плечи и грудную клетку, затем, с выдохом, отклонитесь назад и начинайте опускаться в прогиб; тянитесь руками вверх, назад, и, в конце концов, коснитесь стоп. Продолжайте создавать мягкий изгиб, и вытягивайтесь через позвоночник от копчика до макушки. Смотрите в направлении носа, когда входите в позу. Расслабьте нижнюю челюсть, поднимите и расширьте крылья почек, расслабьте нёбо. Дышите спокойно.
  4. Поместите ладони на пол за пальцами ног, или, в итоге, на пятки. Согните локти и опустите предплечья на пол, они должны быть параллельны друг другу. Поместите макушку на пятки стоп, при этом продолжайте смотреть в направлении носа и дышать ровно. Чем мягче дыхание в позе – при вдохе, выходе, и во время удержания – тем больше пользы вы получите от внутренних микродвижений.
  5. Оставайтесь в полной форме пять вдохов-выдохов, затем передвиньте руки к заднему краю коврика, на несколько сантиметров назад от пальцев ног; расстояние между руками – ширина плеч. Постепенно выпрямляйте руки, как будто выполняете Урдхва Дханурасану на коленях. Аккуратно отводите лопатки по мере того, как выпрямляются руки. Продолжайте дышать ровно, сделайте язык мягким, расслабьте нёбо, смотрите в сторону носа. Оставайтесь в этой форме пять вдохов-выдохов.

Польза

Йога требует немалых физических нагрузок, которые укрепляют организм. При постоянной практике можно добиться положительного эффекта:

  • улучшается циркуляция крови в организме;
  • приходит в норму психологическое состояние;
  • становится лучше познавательная деятельность;
  • стабилизируется гормональный фон.

В процессе занятий нужно вставать в разные асаны, чем-то напоминающие буквы, из которых складываются слова, за счет которых увеличивается физическое и энергетическое воздействие практики.

Характерные физические нагрузки помогают прийти в идеальную форму за достаточно маленький срок.

Аштанга-виньяса-йога – особая система хатха-йоги

При поверхностном знакомстве с обеими техниками может возникнуть иллюзия их схожести. Если погрузиться глубже в каждую из них, становится понятно, что системы отличаются на фундаментальном уровне

Хатха-йога считается силовым направлением: занимаясь ею, важно соблюдать правильность выполнения асан – физической составляющей практики. Цель последней – успокоение ума, которое достигается за счет контроля над дыханием

В практических упражнениях важно не прерывать правильную последовательность вдохов и выдохов.

Асаны выполняют в непрерывной динамике – все действия гармонично соединены в единую плавную последовательность. При этом используется статичная фиксация положения.

КАКАСАНА или БАКАСАНА ?

На самом деле асана — Какасана (поза ворона ) в энциклопедиях асан встречается крайне редко и происхождение ее неоднозначно. Ее можно отождествляять с Бакасаной, можно рассматривать, как отдедельную асану, тем не менее она заслуживает должного внимания.

Поза ворона – какасана для сильных мышц и сухожилий

Название асаны происходит от слова «кака», что на санскрите означает «ворон». И в буквальном смысле Какасана – это «поза ворона». Если посмотреть на практикующего, выполняющего эту асану, то он внешне действительно напоминает сидящего на ветке ворона.

Балансы в йоге играют достаточно важную роль и позволяют человеку развить концентрацию, эмоциональную стабильность, внимание и стрессоустойчивость. Эти упражнения стимулируют ментальное развитие

Одной из, на первый взгляд сложных асан является поза ворона в йоге (какасана). Выполнение этого упражнения требует правильного дыхания, концентрации внимания, работы всех мышц и суставов.

В результате освоения этой асаны укрепляются мышцы рук, плечевого пояса и даже пальцев. Данная поза идеально подойдет людям, которые в силу своей работы подвержены опасности повторяющихся травм сухожилий. Кроме этого улучшиться пищеварение, усилится дыхательная функция.

Приступая к выполнению какасаны лучше подстраховаться, используя большую подушку, которая предотвратит ушиб от падения на голову. Осваивать это упражнение лучше поэтапно.

Кроме этого не помешает предварительно подготовить тело, используя позы лодки, змеи, а также переходы из позы планки в боковой упор. Эти асаны позволят постепенно развить мышцы пресса, спины, плеч, рук и научат верному распределению веса в пространстве.

Ход выполнения какасаны:

1) занять исходное положение сидя на корточках с опорой на носках

Ладони с раскрытыми пальцами важно расположить на ширине плеч. Согнутые локти следует направить назад и слегка в стороны, руки при этом образуют своеобразные уступы для коленей;

2) вес тела смещают на ладони и начало большого пальца, что минимизирует лишнее напряжение на запястья. Дальше производится небольшой наклон вперед, колени размещаются на руках в месте чуть повыше локтей, при этом их следует также направить слегка наружу;

3) плечи и лопатки нужно тянуть назад

Важно чтобы спина оставалась прямой, после этого максимум веса переходит на руки. От пола отрывается сначала одна нога, импульс которой можно получить благодаря совсем незначительному толчку вперед

Затем поднимается вторая нога, и положение удерживается сначала несколько секунда. Тренировки позволят находиться в какасане от 10 секунд до 1 минуты.

Легче выполнить позу с сильнее согнутыми локтями. Для того чтобы усложнить, колени располагают ближе к подмышкам, стопы соединяют и поднимают выше. После завершения какасаны необходим отдых либо в наклоне, либо в позе ребенка.

Процесс выполнения бакасаны – позы журавля

Очень похожа на позу ворона – бакасана (поза журавля в йоге). Это тоже упражнение баланса на руках, которое требует концентрации внимания и физической работы всех мышц. Ее можно выполнять в нескольких вариантах. Поза журавля, как и поза ворона, категорически противопоказана беременным и людям с прогрессирующими болезнями суставов в моменты обострений. Для начала рассмотрим бакасану «нижнюю» с едва согнутыми в локтевом суставе руками.

Ход выполнения:

1) из положения на корточках руки ставят на пол на уровне плеч, пальцы при этом разведены;

2) выполняется наклон вперед, ноги разводятся в стороны, а колени стремятся достаточно высоко и максимально обхватить плечи;

3) необходимо оторвать от пола ноги;

4) опустить туловище, сгибая руки в локтевом суставе и перейти в исходное положение.

Другими вариантами позы журавля являются: бакасана со ступнями, соединенными вместе, бакасана «верхняя» с максимальным прогибом грудного отдела позвоночника и коленями, расположенными в подмышечных впадинах.

Что даст Сурья Намаскар на тонких уровнях?

Каждая асана в йоге несет в себе некий определенный психический заряд и смысл, поэтому проходя сквозь позы Приветствия Солнцу можно научиться быть:

  1. открытой сердцем Миру, тянуться вверх, навстречу проявлению божественного: Хаста Уттанасана и Уткаттасана;
  2. быть гибким и покладистым при различных проявлениях Кармы: Уттанасана;
  3. при тяготах жизни уметь концентрироваться и собирать все силы в центр своего существа: Чатуранга Дандасана;
  4. несмотря на все трудности, упорно стремиться вверх, смело раскрывая сердце: Собака мордой вверх;
  5. уметь в необходимые моменты полностью погружаться в себя, осознавая глубинные процессы и переживания: Собака мордой вниз;

Только несведущие считают Аштанга-виньяса-йогу физкультурой, не способной дать человеку больше, чем просто гибкое и сильное тело. Эта мощная по своей глубинной сути практика мягко, незаметно и очень настойчиво изменяет человеческое существо на всех уровнях, начиная с тела и заканчивая проявлением Духа. Имеется только одно условие для этой трансформации: регулярная практика, несмотря ни на что. Никакие жизненные невзгоды, горести и проблемы не должны вас сбить с толку и заставить не практиковать в какой-либо день (кроме выходного). Это и есть преданность Йоге, которая щедро вознаграждается исключительным здоровьем тела, ясностью ума и тонкостью сознания.

История появления аштанга-йоги

Основателем направления считается Паттабхи Джойс, рожденный в 1915 г. Но истоки этого учения были заложены намного раньше. Философия системы базируется на Ведах и Сутрах Патанджали.

В священном писании индуистов присутствует описание техники виньяс. Яджурведа и Ригведа, датируемые 8000 г. до н.э., описывают взаимосвязь движения и дыхания. А “Аруна мантра” легла в основу “Сурья-намаскар” – выполнение комплекса на 9 счетов задается длительностью и ритмом этой формулы.

8 ступеней были описаны философом Патанджали в труде “Йога Сутры”. Согласно индийской мифологии, книга была создана за 10 000 лет до н.э. Ученый муж собрал в одном труде все доступные теоретические и практические аспекты йоги своего времени. Основной тезис книги определяет всю йогу как “успокоение ума”.

Шри Кришна Паттабхи Джойс был учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи, которому приписывают обнаружение древних записей “Йога Корунта”. Споры о реальности этой книги до сих пор ведутся в профессиональных кругах. Считается, что в ней было найдено описание последовательности выполнения асан.

Официальная история аштанги начинается с книги “Йога мала”, написанной основателем направления между 1958-1960 гг. “Мала” означает “гирлянда”. Так Паттабхи Джойс описал последовательное соединение асан, виньяс, дришти и мантр. Позднее книга была опубликована и переведена на разные языки. Джойс преподавал до последнего дня своей жизни. После смерти его дело продолжил внук – Шарат Рангасвами Джойс.

Йога “восьми ступеней” – синкретичная система: она объединяет в себе разные начала, не смешивая их.

Какие асаны описывал Патанджали?

Йога-сутры Патанджали стали для йоги одним из основных текстов, составляющих источник знаний о её теории и практике. Их текст часто цитируют и комментируют современные учителя йоги. Знание, которое мы можем получить из йога-сутр о самих асанах, однако, очень скупо. Мы узнаем из сутр, что асана должна быть устойчивой и удобной и что мы можем достичь именно такого результата через расслабление напряжения (prayatnaśaithilya) или соединение с бесконечностью (anantasamāpattibhyām) (JS 2:46-47). Такое описание практики асан, кажется, не очень полезно с точки зрения современного йога.

Если ослабление напряжения относительно легко понять, то концепция “воссоединения с бесконечностью” не является прямой инструкцией, которой учитель может поделиться с учениками во время занятий йогой. В конце средневековья, когда последователи Вишну начали отождествлять Патанджали с королем змей Анантой (“Ананта” означает буквально бесконечный), этой концепции  стали придавать религиозное измерение. Однако трудно предположить, что, написав йога-сутры, Патанджали призывал к медитации над самим собой.

Также цель практики асан по Патанджали не совпадает с тем, что мы считаем сущность физической практики в настоящее время. Согласно йога-сутрам, принятие стабильной и удобной асаны заставляет йога оставаться непоколебимым для пар противоположностей (dvandva), таких как, например, горячее и холодное и т. д. (JS 2:48). Из дальнейших сутр видно также, что пребывание в асане является только вступлением к практике дыхательных упражнений (Prāṇāyāma), которые, в свою очередь, должны привести нас к состоянию медитации.

Немного больше об асанах мы можем узнать из комментариев к йога-сутрам за авторством Вьясы. Именно там мы найдем перечисление названий двенадцати асан, которые рекомендуются для практики. Рядом с Padmāsany находятся такие позиции, как: Vīrāsana, Bhadrāsana, Svastikāsana или Raddāsana. Стоит добавить, что представляя рекомендуемые асаны, используются слова “и т. д.”, что предполагает, что этот список не является полным. Общей чертой этих асан является то, что это позиции для сидения, которые принимаются, как правило, во время медитации. Во времена Патанджали это вполне согласуется с пониманием слово āsana, которое происходит от санскритского ядра ās, трактуемый, однако, больше, чем просто “сидеть” или “отдыхать”. Для автора Йога-Сутры практика асан была практикой для сидения. Это не значит, конечно, что Патанджали не знал о существовании положения стоя или лежа. В его время, однако, они, вероятно, назывались тапас и не служили для практики медитации. 

Стоит также подчеркнуть, что асаны являются для Патанджали только одним из восьми элементов практики йоги. Автор йога-сутр рекомендует также придерживаться моральных принципов, регулирующих отношения с другими людьми и с самим собой (яма и нияма), практиковать дыхательные упражнения (пранаяма), уравновешивать чувства (пратьяхара), а также трехступенчатую медитацию (дхарана – фокусировка внимания, дхьяна – медитация и самадхи – состояние максимальной осознанности). Поэтому йога Патанджали требует полной отдачи со стороны практикующего. Ее цель состоит в том, чтобы полностью освободиться от отношений с материальным миром (кайвалия). Несмотря на то, что многие концепции йога-сутр проникли в современный язык йоги, а их текст не перестает вдохновлять, йога Патанджали была создана скорее для практикующих аскезы браминов и выходит далеко за рамки чисто физической практики, популярной сегодня на Западе.

Противопоказания к занятиям

Нарушения в работе организма, при которых не рекомендуется заниматься йогой.

К постоянным ограничениям относятся:

  1. Психические расстройства и пограничные состояния психики. Нарушения в работе разума не позволят безопасно пройти все ступени.
  2. Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Дыхательные техники нельзя практиковать при пороке сердца и других органических повреждениях.
  3. Инфекционные поражения костей и суставов. Слабый опорно-двигательный аппарат может пострадать во время выполнения асан. Эти ограничения применимы и к травме головы или позвоночника с неблагоприятным течением.
  4. Нейроинфекции. Любая часть практических занятий может непредсказуемо повлиять на пораженную ЦНС.
  5. Сильные нарушения схемы тела. При отсутствии каких-либо частей тела следует проконсультироваться с лечащим врачом о целесообразности занятий.
  6. Онкология. Только доктор может определить допустимую степень физической нагрузки при наличии опухолей.
  7. Камни в желчном пузыре и почках. Динамические упражнения, скрутки и растяжка могут неблагоприятно повлиять на состояние и положение образований.

Временные ограничения:

  • курс приема большого количества лекарств;
  • хронические болезни в период обострений;
  • послеоперационный восстановительный период;
  • временное физическое истощение;
  • перегрев и переохлаждение;
  • гипертермия;
  • интенсивная физическая нагрузка перед занятиями;
  • недавний прием пищи;
  • посещение сауны перед занятиями;
  • курс глубокого массажа, “чжэнь-цзю” терапии.

Описание мантр для Сурьи Намаскар

Продвинутые йоги приветствуют Солнце не только физическими упражнениями, но и мантрами. Что такое мантра, подробно мы здесь описывать не будем, коротко заметим, что это определенное словосочетание, несущее глубокий смысл и энергию.

Практику Сурья Намаскар в идеале сочетают с 12 мантрами.  Делают это опять таки по-разному, некоторые — на каждый круг, другие — на каждую асану по одной мантре. Я обычно определяю каждый круг мантрой и озвучиваю ее во время практики пранамасаны.

  1. Ом Храм Митрайя Намаха
  2. Ом Хрим Равайе Намаха
  3. Ом Хрум Сурьяйя Намаха
  4. Ом Храим Бханаве Намаха
  5. Ом Храум Гагайя Намаха
  6. Ом Хра Пушне Намаха
  7. Ом Храм Хирэнья Гарбхайя Намаха
  8. Ом Хрим Маричайе Намаха
  9. Ом Хрум Адитьяйя Намаха
  10. Ом Храим Савитре Намаха
  11. Ом Храум Аркайя Намаха
  12. Ом Хра Бхаскарайя Намаха

Лучшее время для практики йоги — время «оранжевого солнца», имеется в виду рассвет или закат. Если мы говорим о Сурье Намаскар, то этот комплекс практикуется на рассвете. Но для первых этапов, пока нет понимания работы асан, положение солнца не имеет особого значения.

На начальном этапе главное — хотя бы начать делать что-то самостоятельно, развивая в себе самодисциплину. Когда вы уже усвоите порядок асан и дыхание в комплексе, можно будет начать практику на рассвете.

Самый лучший вариант практики Сурья Намаскар — на рассвете, желательно свежем воздухе, стоя на земле, без всяких ковриков, смотря на восходящее оранжевое солнце, с каждым вдохом впуская в себя свет и выдыхая темноту.

Это дает заряд энергии, обеспечивает прилив радости, внутренней силы и благости. Попробуйте сами!

С вами была Регина Раинская

Форматы для начинающих

Аштанга-виньяса йога практикуется в двух стилях: майсор-классы и led-классы.

Майсор-классы

Майсор-классы – это самостоятельная практика каждого ученика, учитель выступает наблюдателем и может корректировать асаны во время практики; такая практика возможно не только в йога-студиях и школах, но и самостоятельно дома – без учителя. Это уникальный формат практики, характерный только для аштанга йоги.

Преимущества и особенности практики в стиле «майсор-класса»:

личное внимание со стороны учителя (если практика проходит не самостоятельно): индивидуальная помощь учитывает персональные потребности и особенности студентов, что практически невозможно в классах, где все занимаются под общие инструкции. Учитель уделяет вам столько времени, сколько нужно

движение в своем ритме: вы можете тратите больше времени на асаны, которые даются сложнее, у вас есть возможность углубить практику тех асан, которые требуют больше времени с учетом текущего состояния организма; повышенная концентрация на собственной практике, а не пассивное слушание учителя и автоматическое выполнение асан; каждый практикует в своем темпе и свою последовательность асан (например, в рамках одного класса могут практиковать и начинающие, и продвинутые йоги – ограничений нет), поэтому, психологически новичкам может быть комфортнее в таком классе — меньше сравнения «с соседом» и никакой «спортивной конкуренции»; групповая динамика: есть что-то особенное в практике в классе, полном людей. В таких классах есть ощущение «энергии»: дыхание практикующих, движение их тел дает ощущение тепла. Эта волшебная «энергия» проходит через всю практику и заряжает всех присутствующих. мобильность: можно практиковать в любом месте, в любое время. Вам не нужен специальный инвентарь (ремни, блоки и т.п.) или даже коврик. Вам нужно только пространство. Это символичное напоминание о том, что йога не связана материальным миром. Вы не зависите ни от чего и ни от кого, кроме себя — вашего тела и дыхания.

Кому подходят занятия в стиле майсор-класса?

Новичкам, а также продвинутым практикам – то есть всем, кто занимается йогой.

Led-классы

Led-классы – это практика последовательности под руководством учителя, который ведет счет виньяс и задает ритм дыхания.

Особенности практики в стиле «led-класса».

  1. практика ведется под счет учителя (как правило, счет ведется на санскрите, для динамики может также использоваться метроном);

  2. учитель может напоминать во время практики о точках дришти и какие нужно удерживать бандхи, но никаких инструкций по вхождению или удержанию позы не следует;

  3. такой стиль практики представляет собой своеобразный эталон – если вы можете выполнять последовательность в заданном ритме, то считается, что вы можете осваивать дальнейшие последовательности.

Кому подходят занятия в стиле led-класса?

Студентам, имеющим навыки выполнения асан практикуемой последовательности, а также продвинутым практикам.

Как убить здоровье наверняка

Назови топ асан-убийц в зале йоги?

Поза лотоса, стойка на голове, «берёзка». Имейте в виду, если вам дают эти асаны на групповом занятии, скорее всего преподаватель не понимает, что делает. Ему лучше пройти хорошие курсы либо уволиться из йоги как можно скорее.

Хороший «лотос» — просто критерий хорошей растяжки. Тренировать его — никакой пользы, только изнашивать колени.

Еще в залах часто даётся стойка на голове. В этой позе вы разрушаете шейный отдел своего позвоночника не по дням, а по часам

Там такое сжатие, что любое неосторожное движение может привести к протрузии или к грыже межпозвонкового диска. 

Если спросить преподавателя, для чего эта асана нужна, он вам сразу не ответит. В лучшем случае: «Ну, увеличение притока крови к щитовидной железе. И вообще, это королева асан, чего пристал?». 

Да, в текстах и правда написано «королева асан», но, при всех её плюсах, те же эффекты можно достичь проще и безопаснее. И, прежде чем давать это упражнение, преподаватель должен убедиться, что ваши руки сильны достаточно для честной стойки на предплечьях.

То есть в этой позе мы ещё больше растягиваем и так перерастянутые мышцы. К тому же в ней происходит повреждение стенок позвоночной артерии, как при гипертонии. Если дают «берёзку», тоже бегите с этого занятия.

В таком случае «антиберёзка» — это…?

Поза саранчи. Когда вы лежите на животе и поднимаете от пола ноги и торс. Но это тоже надо делать правильно, можно травмироваться.

Еще одна бессмысленная и опасная для большинства людей поза — наклон к ногам, пасчимоттанасана. Она дестабилизирует тазобедренный сустав, усиливает гиперлордоз и компрессию в пояснице. Плюс мы и так весь день сидим, а это тот же наклон. 

Расскажи о самых адовых случаях.

Рекомендую всем ознакомиться с книгой Уильяма Броуда «Научная йога. Демистификация». Там очень много таких примеров. 

Другая девушка делала пасчимоттанасану 1,5 часа. Прочитала в классическом тексте, что так достигают просветления. Всё время, пока она сидела на попе, кровоснабжение седалищного нерва было нарушено. Попыталась встать, но больше не получилось — ездит на каталке.

Правильно будет предположить, что большинство занятий по хатха-йоге в России — это вредительство?

Направленное на депопуляцию России-матушки, ахаха! На Западе научно обоснованная йога становится правилом хорошего тона. Потому что есть суды. 

По этой причине, а ещё потому, что на Западе были здравомыслящие люди, йога стала адаптироваться и изучать современную науку. Но исследования по йоге не проводятся, столько денег нет. Тогда где брать информацию? Это только медицина, физкультура и спорт — всё, а туда безумные деньги вкладываются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: