Капотасана. Поза Голубя.
Техника выполнения капотасаны для начинающих:
1. сядьте в вирасану.2. спину опустите на пол и выполните супта вирасану.Руки вытяните за голову и согните в локтях, ладони поместите около ушей, пальцы направлены в сторону плеч.3. перенесите вес тела на ладони. Выпрямите руки и поднимайте тело, бедра вытягивайте, колени соедините.4. позвоночник вытяните, ягодицы сократите, руки согните в локтях и захватите пальцы ног. Локти на пол опустите.5. область таза приподнимите, продвигайте кисти рук к пяткам, голову подводите к стопам и поставьте темя на подошвы.6. оставайтесь в позе до одной минуты.7. сделайте выдох и выйдите из позы в супта вирасану. Затем выпрямите ноги и расслабьтесь
Капотасана, или поза голубя в йоге: пошаговая инструкция по выполнению, достоинства и противопоказания асаны, рекомендации для новичков и асов. https://zdorovaya-eda.com/pravila-zdorovogo-pitaniya/eka-pada-radzhakapotasana-poza-korolevskogo-golubya
Техника выполнения капотасаны для продвинутых.
1. встаньте на колени, стопы и колени соедините. Руки на бедра поместите. Бедра вытянуты и перпендикулярны Полу.2. сделайте выдох и вытягивая позвоночник прогибайтесь назад. Руки за голову к стопам опускайте. Ладони поместите на пятки и захватите их.3. сделайте выдох. Позвоночник вытягивайте назад, руки сгибайте в локтях и поместите локти на пол.4. шею вытяните назад и поставьте темя на подошвы. Таз приподнимите, бедра вытяните, захватите руками лодыжки.5. оставайтесь в позе до одной минуты.6. освободите стопы. Руки вытяните, тело продвиньте вперед и встаньте на колени. Лягте на пол и расслабьтесь.
Подготовительные асаны:Бхуджангасана (поза кобры).Дханурасана (поза лука).Сету бандха сарвангасана (поза моста).Супта вирасана (поза героя в положении лежа).Вирасана (поза героя).Урдхва мукха шванасана (поза собаки мордой вверх).
Эффект:Удлиняет всю переднюю поверхность тела, лодыжки, бедра и пахи.Раскрывает область живота, грудной клетки и горла.Укрепляет мышцы, сгибающие бедро.Укрепляет мышцы спины.Улучшает осанку.Стимулирует работу органов брюшной полости и шеи противопоказания: высокое или низкое кровяное давление мигрень бессонница серьезные травмы пояснично-крестцового или шейного отделов позвоночника.
Истории создания Субагх крийи
Йоги Бхаджан считал, что деньги и духовность вполне совместимы, а бедность является пороком. Чем больше есть у тебя, тем больше ты можешь дать другим— любил повторять он.
Йоги Бхаджан создал несколько удивительных практик, которые очень стремительно привлекают в жизнь новые возможности и финансовое благополучие.
Одна из них — Субагх крийя — в среде практиков Кундалини Йоги в шутку называется печатным станком для денег. О ней Йоги Бхаджан сказал: Даже если бы сам Бог написал рукой о том, что вы будете жить в сплошной неудаче, то, выполняя Субагх крийю, вы сможете изменить вашу неудачу на процветание, благополучие и удачу.
Эффект плацебо
Этот эффект был установлен медиками. Он
основывается на целенаправленном или неосознанном
внушении врачом или экспериментатором, что определенный
фактор (препарат, способ действий) должен привести к
желаемому результату. Вера испытуемых или пациентов
действительно может творить чудеса, хотя сам фактор
никакого действия не играет. Если больные ожидают, что
препарат должен способствовать улучшению их состояния,
то у них действительно наблюдаются изменения к лучшему.
В медицине плацебо (лат. placere —
нравиться) означает препарат, у которого нет лечебных
свойств («фальшивые лекарства»). Термин «эффект плацебо»
введен в научный оборот американским врачом Генри
Бичером в 1955 г., который выяснил, что примерно треть
пациентов выздоравливают от таблеток-«пустышек», которые
не содержат действующих веществ. Серьезное изучение
эффекта плацебо развернулось во время Второй мировой
войны. Когда во фронтовом госпитале не хватало
обезболивающих средств, анестезиолог Генри Бичер
убедился, что в отдельных случаях инъекция
физиологического раствора имеет практически то же
действие, что и настоящее лекарство. Вернувшись с войны,
врач с группой коллег из Гарвардского университета
приступил к изучению этого феномена. Результаты своих
исследований он подытожил в 1955 г. в статье
«Сильнодействующие плацебо».
— Эмпирические знания через наблюдение
Наблюдение — это деятельность, которая позволяет изучать явления или события в том виде, в каком они происходят в действительности. В рамках научных исследований наблюдение необходимо, чтобы знать элементы, которые необходимо изучить.
Например, с помощью микроскопа исследователь может применить на практике открытие эмпирического знания, поскольку он приобретает знание через зрение.
С другой стороны, более простой пример повседневной жизни можно найти, когда дети учатся рисовать; Посредством наблюдения ребенок пытается скопировать и запечатлеть реальность, которую он воспринимает через зрение.
Заявление Карло Прескотта
Консультантом Зимбардо по всем вопросам проведения тюремного эксперимента был Карло Прескотт — заключенный афроамериканского происхождения, который провел 17 лет в тюрьме Сан-Квентин за покушение на убийство. Он выступал перед американским Конгрессом по вопросу тюремной реформы и согласился на участие в эксперименте, так как думал, что делает благое дело. Однако когда Прескотт узнал о том, как были использованы результаты эксперимента, какую роль они сыграли в социальной психологии, а также о том, что по нему готовятся съемки нового фильма, Прескотт сделал новое заявление. В интервью Стэнфордской ежедневной газете он сообщил, что сожалеет о своем участии и что именно он, а не охранники, придумал все эти методы угнетения, вернее, позаимствовал их из тюрьмы Сан-Квентин, в которой отбывал наказание. Все эти респектабельные, психологически устойчивые охранники из среднего класса просто не могли придумать такие вещи, утверждает Прескотт.
«Как может Зимбардо … выразить ужас в поведении «охранников», когда они просто делали то, что Зимбардо и другие, включая меня, поощряли их делать с самого начала или откровенно устанавливали в качестве основных правил? В то время я надеялся, что помогу составить обоснованное, интеллектуально честное обвинение тюремной системе. Оглядываясь назад, я все испортил. Я стал невольным соучастником театрального представления, которое, к счастью, освобождает всех желающих от личной ответственности за их отвратительный моральный выбор» .
Если все это так, то речь идет не об изучении поведения людей в условиях тюрьмы, а о психической реакции студентов, находящихся в ситуации экстремального психологического насилия.
Капотасана для начинающих. Капотасана или поза голубя: глубокий прогиб для продвинутых в йоге
Поза голубя (Капотасана) – это асана с глубоким прогибом. Ее можно практиковать только после должной подготовки и регулярных занятий йогой. Она укрепляет тело, раскрывает плечи и грудной отдел, снимает напряжение, помогает успокоить разум.
Техника выполнения для начинающих
- Исходное положение – Вирасана .
- Лечь в Супта Вирасану, согнутые руки увести за голову, ладони расположить так, чтобы пальцы смотрели в сторону бедер.
- В ладонях сосредоточить вес тела, сделать выдох.
- Медленно выпрямить руки, поднять корпус, растягивая ноги в бедрах, не отрывать колени друг от друга.
- Вытянуть весь позвоночник, ягодичные мышцы при этом должны быть напряжены; руками ухватиться за пальцы ног и положить локти на пол.
- Сделать пару медленных вдохов и выдохов, поднять таз, оставляя бедра в напряженном состоянии.
- Ладони расположить на пятках, головой прижаться к стопам; удерживать такое положение.
- Удерживать асану 30-60 сек., понемногу увеличивая срок.
- Постепенно выйти из асаны, сначала отпустив стопы, затем плавно положить голову и тело на пол; расслабиться в позе Баласана.
Эту позу следует удерживать под присмотром опытного специалиста.
Для продвинутых
- Сесть на колени, расставив их на ширину бедер, голени и верхняя часть стоп должны быть хорошо прижаты к полу.
- Держа бедра в вертикальном положении, напрячь ягодицы, вжать копчик внутрь и подать немного вверх.
- Расположить руки на ягодицах, направляя пальцы вверх.
- Сделать вдох, собрать лопатки и расправить грудь.
- Медленно выдохнуть; при новом вдохе прогнуться назад, держа лопатки и копчик собранными.
- Голову держать по направлению к груди.
- Ладони одновременно прижать к стопам, направляя пальцы рук к пальцам ног.
- Взять ладонями пятки, оставляя бедра перпендикулярными полу; медленно выдохнуть, прогнуться в позвоночнике, согнуть руки, держа локти по направлению вперед, положить их на пол, лопатки при этом не сжимать.
- Головой тянуться по направлению к стопам, горло и лицо расслабить.
- Равномерно и глубоко дышать.
- Чтобы было легче достать головой до стоп, можно представить свой позвоночник в форме колеса.
- Удерживать асану некоторое время.
- Плавно выйти из асаны: освободив стопы, выпрямить руки, медленно положить голову и туловище на пол, сделать выдох и принять расслабляющую позу Баласаны.
Подготовка
Перед тем как приступить к выполнению упражнения, нужно сделать разминку около 60 минут с использованием поз, которые раскрывают плечевой отдел, активируют органы брюшной полости, разогревают мышцы позвоночника. Можно выполнить следующие асаны:
- Супта Вирасана;
- Вирасана;
- Эка Пада Раджакапотасана (поза королевского голубя).
Польза
За счет грамотного выполнения этой асаны растягивается вся передняя поверхность туловища, мышцы бедер.
Асана оказывает такие эффекты:
- поясничные и спинные мышцы становятся крепче;
- позвоночник становится длиннее, осанка ровнее. Это уменьшает вероятность появления сколиоза.
- активизируется работа ЖКТ ;
- тонизируются органы репродуктивной системы;
- приходит в порядок кровообращение в области малого таза;
- укрепляется сердечная мышца, мышцы ног и живота;
- увеличивается объем легких и повышается артериальное давление;
- улучшается работа мочеполовой системы.
Противопоказания
Запрещено выполнять упражнение:
- если есть какие-либо травмы в плечевом отделе;
- если есть проблемы в пояснице, крестце или шее;
- в период вынашивания ребенка;
- при мигрени.
Переосмысление ценностей по мере накопления жизненного опыта
Ученые доказали, что основные жизненные ценности начинают формироваться у человека с раннего детства, и этот процесс длится примерно до 22 лет.
Вполне естественно, что в жизни могут произойти различные непредвиденные ситуации, которые помогут по-новому взглянуть на некоторые важные вещи
Обычно в таких ситуациях человек испытывает смятение и потрясение, причем не важно, положительное это событие или что-то негативное. Бывают случаи, когда из-за этого люди даже впадают в затяжную депрессию.
Это такие события и процессы, как, например:
-
рождение ребенка;
-
смерть близкого человека;
-
свадьба;
-
тяжелое заболевание (причем не только свое, но и близких людей);
-
любовные переживания (безответное чувство);
-
резкие изменения в материальном плане;
-
старение (неизбежность конца);
-
возрастные кризисы;
-
трагедии в мире с множеством погибших.
Иногда человек даже не задумывается над тем, что у него изменились жизненные ценности, это происходит само собой. Он с помощью инстинктов выбирает для себя верную дорогу в жизни.
Бывает, что к смене приоритетов приводят какие-то ситуации, в которых человек никак не может разобраться и найти выход, он впадает в депрессию. Именно тогда чаще всего и встает вопрос жизненных приоритетов. И если внутренне принимается решение об их смене, то оно должно быть осознанное и конкретное.
Иногда благодаря переоценке ценностей человек может начать жизнь как бы заново, с чистого листа. Он может измениться сам и поменять привычный уклад. И довольно часто именно такие перемены помогают человеку и делают его счастливым.
Словарь синонимов
Опыт, попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют.См. испытание Л наученный опытом, умудренный опытомОпытность, навык, сноровка, знакомство, знание, умение.См. знаниеОпытный, многоопытный, бывалый, искусный, знающий, сведущий, практичный, привычный, привыклый; старый воробей, стреляная птица, тертый калач; искусившийся, искушенный, изловчившийся, изощрившийся, заматерелый, наторелый, продувной. Умудренный (наученный) опытом… Он прошел огонь и воду и медные трубы (как вино). Он из семи печей хлеб ел. Он на этом деле зубы (собаку) съел. Она барыня бойкая и видавшая всякие виды. Дост. Мы, брат, тоже травленые волки, прожектеров-то видали! Салт. Народ все тертый: и в воде тонул, и в огне горел. Салт. Приказчик его был обстрелянная птица. Гог. Он тоже не промах: его скоро не надуешь. Продувная бестия (ср. Плут). В боях приморских поседелый. Ср. Искусный.См. бывалый
Варианты позы голубя
Существует несколько вариаций позы голубя, которые оказывают различное воздействие на организм. Упрощенные версии помогают адаптироваться к нагрузке и подготовиться не только к более сложным вариациям, но и к другим асанам продвинутого уровня.
1. Поза голубя с одеялом или подушкой (для новичков)
Выполните позу голубя в классической технике. Убедитесь, что колено задней ноги лежит на полу, а тазовые кости направлены вперед. Если таз находится на весу и сложно держать равновесие, то подложите сложенное одеяло под бедра
Важно найти максимально устойчивое положение, при котором вес тела распределен равномерно, а таз не заваливается в сторону. Позиция полезна для раскрытия тазобедренных суставов, увеличения гибкости бедер и растяжки ягодичных мышц
2. Поза голубя с наклоном вперед
Находясь в позе голубя, наклоните корпус вперед, опираясь на предплечья. Наклон можно выполнять из упрощенной версии с одеялом, чтобы усилить растяжку. Если вы достигли устойчивого положения без одеяла, то попробуйте наклониться вперед, не округляя спину. При выполнении не запрокидывайте шею и не опускайте вниз. В этой позиции хорошо растягиваются поясничные мышцы и разгибатели спины, а также вытягивается позвоночник.
Или с одеялом для упрощения:
3. Поза голубя с наклоном вперед (для продвинутых)
Если в позиции позы голубя с наклоном и опорой на предплечья вы чувствуете себя комфортно, то можно ее усложнить. Для этого лягте на пол грудью, вытянув руки вперед. Наклоняйтесь от бедер, а не от поясницы, чтобы не округлять спину. В этой вариации позы голубя происходит максимальное вытяжение позвоночника, углубляется стретчинг бедер и расслабляется крестцово-поясничный отдел.
Еще более продвинутые могут захватить ногу рукой:
4. Поза голубя с прогибом в спине
Классический вариант позы голубя предполагает удержание прямого положения спины с легким прогибом в пояснице. Для ее выполнения необходимо чувствовать себя устойчиво в более простых вариациях асаны. Вы можете поставить руки по бокам корпуса или усилить растяжку, положив ладони на талию и прогнувшись в спине. Если вы легко удерживаете равновесие, то поднимите руки вверх, соедините ладони и прогнитесь в спине. В этой позе раскрывается грудной отдел, растягиваются мышцы передней поверхности тела, а также бедер, ягодиц и крестцово-поясничного отдела.
5. Поза голубя с передней ногой 90 градусов (для продвинутых)
Находясь в позе голубя, когда передняя нога согнута под острым углом, примите устойчивое положение, положив руки по обеим сторонам корпуса. Теперь рукой выпрямите голень, располагая ее под прямым углом к бедру. Оставайтесь в этом положении или наклонитесь вперед, опираясь на предплечья. Если хотите усилить растяжку, то лягте на пол грудью. Этот вариант позы голубя полезен для шпагата, так как максимально раскрывает тазобедренные суставы, увеличивая гибкость бедер.
6. С согнутой задней ногой (для продвинутых)
Из позы голубя с прямой спиной согните заднюю ногу и обхватите ее рукой. Если не получается, то уприте голень в стену, что поможет адаптироваться к растяжке. Углубить стретчинг можно, если захватить голень обеими руками, прогнувшись в пояснице. В этой позе интенсивно растягивается передняя поверхность бедра задней ноги и задняя передней, а также раскрывается грудной отдел позвоночника и растягиваются мышцы живота.
7. С захватом ноги (для продвинутых)
Находясь в позе голубя с прямой спиной, согните заднюю ногу в колене и прогнитесь в пояснице, запрокидывая голову назад. Поднимите руки вверх и согните в локтях, стараясь обхватить стопу обеими ладонями. В этой асане активно растягивается передняя поверхность тела, плечевой пояс, а также бедра и ягодичные мышцы.
8. С захватом обеих ног (для супер-продвинутых)
Сядьте в позу голубя с передней правой ногой и согните в колене левую. Прогнитесь в пояснице, запрокидывая голову назад. Поднимите левую руку вверх и согните в локте, обхватывая левую стопу. Правую руку заведите за спину и обхватите стопу правой ноги. Основное преимущество этой вариации в глубоком стретчинге мышц спины, плечевого пояса и бедер.
Применение фальсифицируемости
На сегодняшний день в научной деятельности фальсифицируемость как научный критерий применяется довольно широко, хотя и не совсем строго. В основном это происходит, когда дело касается установления ложности какой-либо научной гипотезы или теории. Причём есть такие теории, которые продолжают применяться, невзирая на то, что удалось выяснить опровергающие их факты, т.е. теории фальсифицированные. Продолжают же они применяться, если основная масса фактов, касаемо их, является подтверждающими, а более совершенных аналогичных теорий ещё не создано, или же если другие их варианты неудобоприменимы.
Причины, по которым происходит именно так, существуют следующие:
В первую очередь, некоторые эксперименты, которые предоставляют опровергающие теорию результаты, можно считать показателем не того, что эта теория является ложной, а того, что слишком широко определена область, в которой она применяется.
Например, эксперименты с физическими объектами, которые движутся на скоростях, близких к скорости света, с одной стороны фальсифицируют постулаты классической механики, но на самом деле просто находятся вне рамок области применимости данной теории, а значит, их следует рассматривать с точки зрения более обобщённой теории относительности.
Или факты, указывающие на самоорганизацию материи, которые изучает термодинамика неравновесных процессов – они не являются фальсифицирующими термодинамику вообще, т.к. её законы, нарушающиеся в неравновесных процессах, сформулированы для работы с другими условиями.
К тому же отвергать общую термодинамику или классическую механику никому и в голову не приходит. Дело лишь в том, что использование обеих ограничено теми областями, где они работают.
Что же касается второй причины, то практическая научная деятельность не застрахована от ошибок, неправильных трактовок, предвзятых суждений и, что также не редкость, преднамеренных фальсификаций. Исходя из этого, все новые факты всегда оцениваются с ориентиром на объём опровергающих их материалов, полученных ранее, а также степени достоверности источников информации и возможности того, что результаты могут быть интерпретированы неверно.
К примеру, если человек видит камень, который поднимается в небо, он, вероятнее всего, подвергнет сомнению увиденное или подумает, что его разыгрывают, нежели усомнится в действии закона всемирного тяготения.
Так что когда появляются факты, которые, на первый взгляд, фальсифицируют надлежащим образом проверенную теорию, изначально выносится предположение о том, что эксперимент был ошибочным. И только по мере накопления достаточно объёмного массива фактов, ставящих под сомнение такую теорию, есть смысл начинать разговор о том, чтобы от неё отказаться или пересмотреть.
Но хотелось бы заметить что, базовую предпосылку фальсифицируемости, согласно которой неопровержимую теорию ещё нельзя считать научной, члены учёного мира всецело разделяют и чётко её придерживаются.
Также интересно: 45-летнее исследование жизненных успехов вундеркиндов
Критерий Поппера также можете использовать и вы – он очень может вам пригодиться, например, в работе по подбору источников информации для курсовых или научных работ, диссертаций и докторских, а также может оказать неоценимую поддержку в процессе самообразования. опубликовано econet.ru
Как приобрести и получить опыт?
Приобрести опыт в жизни, человек способен только напрямую сталкиваясь с разнообразными жизненными ситуациями, открыто встречая их, а не избегая. Также, человеку, чтобы получить полезные плоды опыта, следует быть способным правильно интерпретировать полученный опыт. Так как неправильное восприятие произошедшего способно испортить мнение человека о чем-либо, а не указать, например, на недостаток самообладания или навыков. Так часто происходит в делах, связанных с неопределенностью, риском или отсутствие полного контроля. Разумно и осознано принимая риск, человек способен приобрести значительно больше опыта, чем если бы он его постоянно избегал, но, опять же, это должен быть взвешенный поступок.
Опыт в деятельности, навыке или познании появляется в человеке лишь тогда, когда он применяет полученные знания или способности на практике. До тех пор, пока обучение остается в теоретической части, человек не может считаться компетентным в какой-либо области. Так, теоретическое изучение боевых искусств не даст человеку преимуществ в бою, против компетентного бойца, а чтение книг по столярному делу не сделает из человека хорошего мастера. Тут говориться о необходимости практики, превращения знания – в опыт. Только тогда обретается настоящая компетенция и способность применять полученные знания на практике.
Для получения опыта всегда требуется время и усилия, которые направлены на правильное понимание полученного опыта. Обучение у более компетентного человека, который передаст опыт, способно сократить время его получения. Тогда как отказ от такого взаимодействия приводит к большому числу остановок и ступоров, когда ученик не может осознать, что он делает не так. Хотя и сказано, что кидающий дротик весь день, рано или поздно попадется в цель, в этом случае лучше не просто бездумно кидать дротик, а узнать правильную технику броска, что сразу же увеличит процент вероятности попадания в цель. Постигая этап за этапом, ученик приобретает опыт, так как сталкивается с определенными, неизведанными до этого проблемы.
В итоге, можно сказать, что опыт человек получает, тогда, когда встречается с новыми обстоятельствами, людьми, ситуациями, событиями и условиями деятельности, которые, в конечном итоге, расширяют горизонт сознания, делая ученик более продвинутым. Восприятие опытного мастера отличается от восприятия неопытного ученика, так как мастер сталкивался с многими ситуациями и провел не один день за оттачиванием практики, что ученику только предстоит познать.
Только обучаясь, вынося новые суждения, встречая новые впечатления и создавая новые события вокруг себя – можно получить новый, ценный опыт. Вопрос приобретения опыта – это всегда вопрос активной деятельности и понимания. Не понимая, что происходит вокруг, человек вряд ли сможет извлечь важные жизненные уроки. А отказываясь от действий и не идя навстречу жизни – понимать будет просто нечего.
«Прививка» правильных жизненных ценностей с детства
Если у вас есть ребенок, то вы обязательно захотите вырастить его хорошим и счастливым человеком. Для этого ему необходимо помочь сформировать систему ценностей.
Какие ценности нужно привить ребенку? Естественно, в первую очередь родители стараются передать ребенку те знания и опыт, которыми обладают сами.
Именно заложенные с детства правильные приоритеты остаются подсознательно с человеком на всю его жизнь и редко когда изменяются без веских на то причин. В основном речь идет об основных ценностях, таких как семья, любовь, материальное благополучие, саморазвитие и реализация.
Если вы прививаете своему ребенку в первую очередь любовь и первостепенную значимость семейных отношений, то именно это и будет у него в приоритете. Если для вас важна карьера, то, скорее всего, такой ребенок с детства будет стремиться любыми путями к достижению своих целей.
По мере взросления ребенка у него выстраивается своя система ценностей, которая зависит от жизненного опыта и от той атмосферы, в какой он растет. Естественно, что многое дети берут из семьи, и вряд ли они станут ценить семейные посиделки, если папа постоянно на работе, а маме больше интересно поболтать с подругой по телефону. В первую очередь вы сами должны стать примером для своего ребенка и показать те вещи, которые важны для вас, чтобы это стало для него приоритетом в будущем.
Советы по приобретению полезного жизненного опыта
Жизненный опыт имеют все люди, хотят они этого или нет. Тут больше интересен вопрос, какой это опыт?
Стоит ли сделать вывод из этого опыта и что-то поменять или оставить все как есть?
Можно ли не бояться, делать опору на жизненный опыт и вносить коррективы в привычный сценарий? Может, есть смысл постараться хотя бы часть своей жизни прожить так, чтобы ни в чем себе не отказывать?
Как улучшить качество жизни? Как даже негативный опыт использовать себе во благо и не совершать все время одни и те же ошибки?
Рассмотрим несколько советов, как изменить свою жизнь к лучшему.
-
Не «бежать от жизни». Не стоит избегать или сознательно уходить с того пути, который диктуют обстоятельства или люди рядом. Не бойтесь перемен и трудностей.
Не нужно принимать всегда удобную для вас позицию и отсиживаться в теплом месте. Так можно всю жизнь просидеть, ничего не добившись.
-
Ваши враги – самонадеянность, излишняя самоуверенность, безграничное довольство собой. Все эти качества, скорее, признак глупости, чем безграничной уверенности в своих силах и свободе действий.
-
Постоянно самосовершенствоваться. Стоит именно осваивать какие-то новые знания и умения, а не просто читать много литературы и забивать голову хаотичной информацией. Можно сказать, что учиться – значит, в первую очередь понимать и уметь применять новые знания. Таким образом, вы хотя бы будете осознавать пользу от этой информации.
Цели, задачи и результаты эксперимента
Целью исследования было изучение поведения людей в условиях ограничения их свободы и навязывания социальных ролей. Идея эксперимента пришла Зимбардо после неприятной ситуации в американской тюрьме, где происходили регулярные инциденты с насилием над заключенными, в том числе сексуального характера. Когда случай получил огласку, в этом преступлении обвинили семерых бывших солдат американской армии, которые регулярно были в этой тюрьме на ночных дежурствах. У исследователей этой и подобных ситуаций возник ряд вопросов. Почему эти люди так поступали? Были ли они плохи сами по себе (имели некие испорченные гены), повлияла ли ситуация на их поведение, или же в происходящем виновата система?
Зимбардо взялся доказать, что на жестокое поведение людей повлияла ситуация: он назвал этот феномен «эффектом Люцифера», ссылаясь на известный библейский сюжет о том, как Люцифер, изначально прекраснейший и сильнейший из ангелов, восстал против бога и стал творить злые дела. Зимбардо пытался понять, что заставляет хороших людей превращаться в злых. Это очень важный философский вопрос: на ком лежит ответственность за совершенное преступниками зло? Может быть, они не виновны, а сами пострадали и стали жертвами ситуации, системы?
Суть эксперимента — в создании условий, при которых часть испытуемых приняла бы на себя роль заключенных, находящихся в местах лишения свободы, другая же часть — роль «надзирателей», которые должны были охранять «заключенных» и контролировать их поведение. Роли распределялись в случайном порядке. Испытуемыми были случайные люди из числа студентов университета, не имевшие опыта реального заключения или работы надзирателем в тюрьме. Искусственная тюрьма была устроена в подвале кампуса психологического факультета в Стэнфордском университете.
Подопытных «заключенных» забрали из их домов полицейские округа Пало Альто, затем их привезли в «тюрьму», зачитали обвинения и выдали муслиновые халаты. Так начался знаменитый тюремный эксперимент.
Результаты эксперимента поразили всех, в том числе его создателя — Зимбардо. До того не проявлявшие склонности к жестокости молодые люди, оказавшись в роли надзирателей, начали вдруг демонстрировать явную склонность к садизму, придумывая все более и более жестокие наказания для заключенных. Например, они заставляли их идти в туалет с бумажными пакетами на голове, ставили им ногу на спину, пока те отжимались, подвергали сексуальным унижениям. Все закончилось тем, что исследователям пришлось прекратить эксперимент раньше времени, спустя всего лишь неделю с его начала, так как возникла реальная угроза физическому и психическому здоровью подопытных. Издевательства охранников над заключенными были зафиксированы на видео, и они действительно поражают своей жестокостью. У одного из «заключенных» случился нервный срыв, и его вывели из эксперимента досрочно. Затем на исследование Зимбардо приехала посмотреть его невеста, Кристина Маслач, и пришла в ужас. Это стало решающим фактором, и эксперимент был завершен. Хотя Зимбардо и признал исследование неэтичным, он сделал публичное заявление о нем в New York Times в 1973 году, а затем построил на этом эксперименте свою карьеру. Его концепция о влиянии среды на дурные поступки людей, несмотря на критику, стала частью социальной психологии.
— Эмпирические знания путем экспериментов
Экспериментирование можно определить как видение явления или события, основанное на собственном опыте. В рамках научного метода знания этого типа развиваются в лабораториях: например, когда исследователь решает объединить два разных вещества, чтобы выяснить, что происходит после их связывания (изменение цвета, текстуры и т. Д.).
С другой стороны, в повседневной жизни экспериментирование применяется, например, когда повар хочет разработать новое блюдо. В этом процессе шеф-повар рискует комбинировать разные ингредиенты, чтобы получить другой вкус.
По этой причине можно сказать, что повар приобретает новые знания, экспериментируя с едой.
Суть фальсифицируемости
Любое количество фактов, которые подтверждают достоверность какого-либо утверждения, полученного через рассуждения от частного к общему, говорит только о том, что это утверждение лишь весьма вероятно, однако не достоверно. И может хватить всего лишь одного способного его опровергнуть факта, чтобы и сами рассуждения были отброшены за ненадобностью. Такие качественные характеристики, свойственные опровергающим и подтверждающим факторам, как «роль» и «сила» в процессе установления истинности и осмысленности научных гипотез и теорий получили название «познавательной асимметричности».
Эта самая познавательная асимметричность стала основой замены принципа верификации, представляющего собой положительно реализуемую проверку или, говоря более простыми словами, подтверждение. Принципу верификации, который изначально провозглашали логические эмпиристы, на смену пришёл принцип фальсификации, представляющий, в свою очередь, положительно реализуемое опровержение. Принцип фальсификации говорит о том, что проверять научную осмысленность и достоверность научных теорий необходимо не посредством поиска доказательных фактов, а посредством поиска фактов опровергающих.
Фальсифицируемость требует, чтобы гипотезы или теории не были принципиально неопровержимыми. По мнению Поппера, теорию нельзя считать научной, руководствуясь лишь тем, что есть один или какое-то множество экспериментов, говорящих о её достоверности. Учитывая то, что практически все теории, которые созданы на основании экспериментальных данных, допускают возможность реализации ещё большего количества экспериментов по подтверждению, наличие этих подтверждений ещё нельзя считать показателем научности теорий.
Кроме того, по словам философа, теории могут быть различны по отношению к возможности проведения экспериментов, способных, пусть хотя бы теоретически, дать результаты, эти теории опровергающие. Теории, предполагающие, что такая возможность может иметь место, называются фальсифицируемыми.
А теории, для которых такой возможности не имеется, т.е. теории, в рамках которых можно объяснить любые результаты любых мыслимых экспериментов, называются нефальсифицируемыми.
Не будет лишним сказать и о том, что фальсифицируемость является только критерием, позволяющим отнести теорию к категории научных, однако не является критерием, указывающим на её истинность или возможность её успешной реализации.
Критерий Поппера и истинность теории могут соотноситься друг с другом по-разному. В том случае, когда опровергающий фальсифицируемую теорию эксперимент при своей постановке даёт результаты, которые идут вразрез с теорией, теорию можно считать фальсифицированной, но это не говорит о том, что она не фальсифицируема, т.е. она остаётся научной.
Беря во внимание то, что критерием, как правило, называется необходимое и достаточное условие, фальсифицируемость, несмотря на то, что её называют критерием, является лишь необходимым, но в то же время не достаточным признаком научной теории. Философия науки и научное познание зиждутся на двух основополагающих идеях
Первая идея говорит, что научное знание может предоставить и предоставляет людям истину, а вторая гласит, что научное знание избавляет людей от предрассудков и заблуждений. Первая из этих идей была отброшена Карлом Раймундом Поппером, а вторая стала основой всей его методологии
Философия науки и научное познание зиждутся на двух основополагающих идеях. Первая идея говорит, что научное знание может предоставить и предоставляет людям истину, а вторая гласит, что научное знание избавляет людей от предрассудков и заблуждений. Первая из этих идей была отброшена Карлом Раймундом Поппером, а вторая стала основой всей его методологии.
В 30-50-е годы XX века Поппер предпринимал попытки жёстко разграничить науку и метафизику, взяв за основу принципы фальсифицируемости, но по прошествии некоторого времени несколько изменил свои взгляды, признав тот факт, что то различие между наукой и метафизикой, которое он предложил изначально, оказалось формальным. Но фальсифицируемость всё же нашла применение в научном мире.