Кому подойдет?
Йога – древняя эффективная практика, которая несет в себе гармонию и просветление. Однако ничего нет абсолютного, и у каждого явления в этом мире имеется оборотная сторона. Так, несмотря на свой оздоровительный заряд, аштанга-йога подходит далеко не всем. Ведь для ее практики, как уже говорилось, требуется определенная физическая подготовка. Подростки с избытком энергии, молодые, крепкие люди – вот та когорта, которая может практиковать это направление. Даже на первой ступени им приходится нелегко.
Однако современные йога-центры искусно подстраивают, упрощают данную практику для людей со скромными способностями. Уже за счет этого и появляются так называемые кукольные стили йоги. Конечно, к духовным практикам они относятся лишь отчасти.
Четвертая ступень: проверка соответствия действий целям
Время от времени вам придется возвращаться на ступень-другую ниже и снова наводить там порядок – это абсолютно нормально. К примеру, если вы получите назначение на более высокую должность или начнете осваивать какую-то новую для себя область деятельности, придется вновь начать с первой ступени: организовывать рабочее пространство, пересматривать расписание и ставить перед собой новые цели.
Тамара Мейлс пишет в своей книге о важности целеполагания. Это, по ее словам, помогает проживать каждый день, задумываясь о конечном его результате, которого вы планируете достичь, и заниматься делами, помогающими увидеть новые перспективы, не отвлекаясь на повседневную суету
Советы по эффективному достижению целей
Возьмите на себя публичные обязательства. Тем самым вы продемонстрируете, что готовы двигаться по направлению к намеченной цели. Для этого можно использовать разные методы. К примеру, разместить пост в соцсети с декларацией своих намерений. Эффективны для решения этой задачи и специальные интернет-ресурсы. К примеру, на сервисе достижения целей SmartProgress вы можете поставить цель и открыть доступ к обсуждению для других пользователей. Ваши подписчики не дадут вам остановиться на полпути.
Не забывайте проверять свою цель на значимость лично для вас. Представьте, как изменитесь вы сами, ваши чувства по отношению к себе и окружающими, вся ваша жизнь, когда желаемое будет достигнуто.
Четко сформулируйте цель и разбейте ее на последовательные шаги-задачи. Фиксируйте свои успехи в решении каждой из таких задач. Это поможет вам осознать, что вы реально продвигаетесь по намеченному курсу и главная цель, в конце концов, будет достигнута.
Чтобы наглядно оценить ваши достижения и общую динамику, отмечайте промежуточные результаты, используя инфографику: схемы, диаграммы, таблицы. Это поможет также определить, какой шаг на пути к общей цели будет следующим.
Основные шаги аштанга йоги
Аштанга буквально переводится с санскрита как «восьмиступенчатый путь к цели». 8 ступеней аштанга йоги составляют цепочку последовательностей, которые необходимо преодолеть:
- Яма
- Нияма
- Асана
- Пранаяма
- Пратьяхара
- Дхарана
- Дхьяна
- Самадхи.
Яма и Нияма, соответственно, переводятся как «напряжение и расслабление». Первые два духовных шага направлены на овладение важными жизненными правилами поведения, гармонизацию с внешним миром и самодисциплиной. Эти уровни проходят одновременно, очищая дух адепта и подготавливая его к переменам в жизни.
Асаны сочетаются с дыхательной энергией — пранаямой. Правильное дыхание является неотъемлемой частью достижения Аштанга Йоги.
Пятая стадия, пратьяхара, учит йогу покидать физическую оболочку тела, изучая духовный мир и окружающее пространство.
Дхьяна, седьмая стадия аштанга йоги, включает в себя практику медитации, которая позволяет человеку получать необычные ощущения, приближаясь к единству сознания с универсальными силами.
Последний восьмой уровень самадхи — это высший уровень духовных возможностей, то есть просветление. Это конечная цель достижения блаженства от союза с Высшим Разумом.
Как подготовиться к аштанге?
Начать ходить на занятия по аштанга йога шала может любой желающий, при этом предварительные духовные практики никакие не требуются. Однако ввиду особенности выполнения подходов, минимальная физическая подготовка будет просто необходима. Упражнения будут направлены на растяжку, выработку выносливости, укрепления мышечного корсета. И для тех, кто никогда в жизни не занимался физкультурой, такая активная йога может быть чрезмерно утомительной и тяжелой.
Кроме интенсивных подходов, от новичка также потребуется:
- Концентрироваться на ощущениях в разных частях тела.
- Научиться сохранять медитативное состояние сознания.
- Следить за дыханием во время выполнения упражнения.
Если нет уверенности, что такой вид йоги подойдет, можно посмотреть видеоурок, где даются рекомендации и показывается техника выполнения. Главное выбрать ролик, где подробно описана техника для начинающих.
Упражнения ступеней яма и нияма
Возможно, менее распространены специальные упражнения, основанные на ступенях яма и нияма, или, другими словами, принципах правильного действия и очищения. Поэтому приведем здесь пример такого упражнения. На первой стадии нужно выбрать какой-либо предмет и подумать — что мы о нем знаем, попытаться вспомнить всю доступную информацию: как он выглядит, все возможные его формы, цвета, из какого материала состоит, мысленно перечислить все его характеристики, поразмыслить над областью его применения и т.п.. Думать о предмете в течение 1-й, 2-х, 5-ти минут, насколько хватит желания и терпения. Это часть относящаяся к яма. Затем тот же промежуток времени постараться не думать. Ни о выбранном предмете, ни о чем вообще; очистить свой ум от мыслей. Эта часть относится к стадии нияма. Это простое, на первый взгляд, упражнение является хорошей тренировкой способности управлять своим умом и подготовкой к освоению следующих ступеней.
А нужен ли гуру?
Для тех, кто решил стать на путь йоги это очень животрепещущий вопрос. Ведь древняя традиция этой философской системы подразумевает передачу знаний от учителя к ученику. И если первые четыре-пять ступеней вполне по силам осилить самостоятельно, то с остальными могут возникнуть трудности
Легко сказать — удерживай внимание на объекте концентрации непрерывно – а вот как это сделать практически? Да и где найти настоящего гуру в наших широтах?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Однако лучше делать хоть что-то чем вообще ничего. В основе йоги как философско-религиозной системы лежат понятия кармы и реинкарнации. Некоторые практики считают, что если в этой жизни вы приходите в йогу, значит, занимались ею и в прошлом воплощении. Двигаясь по этому пути шаг за шагом, из одной жизни в другую, рано или поздно практик достигнет последней восьмой ступени и выйдет за пределы человеческого восприятия.
И если на этом пути суждено встретить учителя, то вы его обязательно встретите, пусть не в этой жизни, так в следующей.
Польза аштанга-йоги
Те, кто занимается аштанга-йогой, становятся подтянутыми, имеют красивую атлетическую фигуру и крепкое здоровье. Правильное дыхание в позах разогревает, заставляя кровь быстрее циркулировать, которая при этом очищает органы и ткани, а организм омолаживается. При расслаблении происходит объединение ума, духа и тела. Интенсивная растяжка тонизирует мышечный корсет, уменьшая боль в позвоночнике. Активные упражнения аштанга-виньяса йоги помогают сбросить лишний вес.
Положительные эффекты:
появляется гибкость, проработаны мышцы, располагающиеся глубоко;
тело становится красивым и подтянутым за короткое время;
организм освобождается от ядов и вредных веществ, а так же от энергетических застоев;
лучше концентрируется внимание;
приходят в порядок печень и почки;
нормализуется обмен веществ.
Ступень первая
Самая первая ступень йоги от мудреца Патанджали называется «Яма» – ограничение. С нее начинается долгий путь обучения, призванного научить человека понять и принять свою сущность.
На первом этапе необходимо прийти к балансу ясного разума со здоровым телом, что достигается путем соблюдения пяти главных правил по воздержанию:
- сатья – абсолютная правдивость;
- брахмачарья – стремление к целомудрию;
- апариграха – умеренность собственных потребностей;
- ахимса – отказ от насилия;
- астея – отказ от любого воровства.
Только освоив первую ступень, можно переходить к последующей. В противном случае обучение не будет иметь никакого смысла и не приведет к желаемому результату. Жить по представленным принципам совсем не сложно, поэтому и постижение первого этапа не должно вызвать сложностей.
О важности самоконтроля
00:26:06 Стих 15:युञ्जन्नेवं सदात्मानं योगी नियतमानस: ।
शान्तिं निर्वाणपरमां मत्संस्थामधिगच्छति ॥ १५ ॥ yuñjann evaṁ sadātmānaṁ
yogī niyata-mānasaḥ
śāntiṁ nirvāṇa-paramāṁ
mat-saṁsthām adhigacchati
«Таким образом, постоянно контролируя своё тело, ум и чувства, мистик-трансценденталист, обуздавший ум, достигает Божьего царства, навсегда покончив с материальным существованием».
00:26:28 То есть в этом стихе формулируется конечная цель занятий йогой. Йога предназначена не для развития в себе каких-то материальных способностей, а для того, чтобы помочь человеку раз и навсегда покончить с материальным существованием. Вырваться из круговорота рождения и смерти можно, если постичь духовную личность Господа Вишну. И, таким образом, совершенство йоги заключается в том, чтобы освободиться из плена материальной жизни, а не просто обрести какие-то мистические способности.
00:27:07 Стих 16: नात्यश्नतस्तु योगोऽस्ति न चैकान्तमनश्नत: ।
न चातिस्वप्नशीलस्य जाग्रतो नैव चार्जुन ॥ १६ ॥nāty-aśnatas tu yogo ’sti
na caikāntam anaśnataḥ
na cāti-svapna-śīlasya
jāgrato naiva cārjuna
«Человек не сможет стать йогом, о Арджуна, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно».
00:27:23 То есть здесь Господь Кришна рекомендует йогам отрегулировать своё питание и сон. Если человек ест слишком много, это значит, что он перегружает свой желудок, свою пищеварительную систему, и у него будут какие-то проблемы с духовной жизнью. Человеку нет нужды питаться невегетарианской пищей, каким-то мясом животных, поскольку всегда есть довольно зерна, овощей, фруктов, молока, чем обеспечивает нас природа-мать. Это очень простая и полезная пища и, согласно «Бхагавад-гите», является самой лучшей пищей в гуне благости. Мясо животных предназначено для людей, находящихся в низших гунах: страсти и невежества. Поэтому те, кто ест мясо, пьют вино, курят и т. д., не могут достичь совершенства в духовной жизни, поскольку они пытаются наслаждать свои собственные чувства.
00:28:35 Таким образом, первый контроль, который необходим, – это контроль языка, контроль своего питания, и второе, о чём здесь говорится, – это то, что сон должен быть ограничен, и духовный учитель пишет в комментарии, что, как правило, человеку достаточно спать не более шести часов в сутки. Тот, кто спит больше шести часов, находится под влиянием гуны невежества, и такой человек будет очень ленивым по природе и не сможет заниматься духовной практикой.
00:29:12 Стих 17: युक्ताहारविहारस्य युक्तचेष्टस्य कर्मसु ।
युक्तस्वप्नावबोधस्य योगो भवति दु:खहा ॥ १७ ॥yuktāhāra-vihārasya
yukta-ceṣṭasya karmasu
yukta-svapnāvabodhasya
yogo bhavati duḥkha-hā
«Тот, кто в соответствии с указаниями священных писаний выработал систему еды, сна, работы и отдыха, может в процессе практики йоги освободиться ото всех материальных страданий».
00:29:30 То есть система йоги должна помочь человеку выработать свой индивидуальный режим дня, чтобы полностью отрегулировать свою материальную жизнь, и таким образом, занимаясь йогой, человек сможет победить проблемы материальной жизни, материальных страданий.
00:29:52 И последний стих, который мы сегодня рассмотрим, стих 19, очень красивый, который подводит определённый итог предыдущим: यथा दीपो निवातस्थो नेङ्गते सोपमा स्मृता ।
योगिनो यतचित्तस्य युञ्जतो योगमात्मन: ॥ १९ ॥yathā dīpo nivāta-stho
neṅgate sopamā smṛtā
yogino yata-cittasya
yuñjato yogam ātmanaḥ
«Как пламя светильника не колеблется в безветренном месте, так и йог-трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда пребывает в состоянии медитации на трансцендентную сущность».
00:29:30 Смысл в том, что когда человек погружается в состояние медитации, то его ум полностью спокоен и не выходит из равновесия, и йог ощущает полное удовлетворение и блаженство в состоянии медитации на трансцендентную сущность, как мы говорили выше, на Господа Вишну, находящегося в сердце каждого человека.
00:30:50 Вот на этом я хочу завершить нашу беседу. В следующий раз мы продолжим. Мы разобрали половину шестой главы. Если есть какие-то вопросы, то, пожалуйста, звоните. Напоминаем, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».
00:31:14 Спасибо, будем ли мы ждать вопросов? Давайте подождем.
Хорошо. Уважаемые радиослушатели, 7 минут музыки для того, чтобы вы смогли прислать нам вопросы, ждем.
Пратьяхара и дхарана — что это такое
Следующая ступень йоги — это пратьяхара. У нас есть пять органов для пяти чувств — осязания, зрения, слуха, вкуса и обоняния — и наши восприятие через эти органы чувств выворачивается наружу. Мы видим этот мир, слышим, чувствуем его. А нам нужно развернуть это восприятие вовнутрь. Это задача пратьяхары.
Что нужно сделать? Нужно каким-то образом, какими-то практиками заставить себя слушать внутренний звук, видеть то, что внутри, чувствовать внутренний запах — мы таким образом разворачиваем восприятие с внешнего мира во внутренний.
Внутренний мир — это не означает в почки или печень — это означает другую частоту или то состояние, из которого само это восприятие вышло.
Представьте себе солнце, из которого вышел солнечный луч и дошел до Земли. И нам нужно, условно говоря, поставить зеркало и обратить этот солнечный луч обратно к источнику. Вот этим занимается пратьяхара — разворачивает восприятие вовнутрь. Для этого используются все аскезы, все напряжения, которые необходимы в йоге. Асаны позволяют создать такое напряжение, что появляется тапас или огонь.
Дхарана или пятая ступень йоги — это сосредоточенность на том состоянии, где разворот сознания в органы чувств становится более осязаемым или осознанным. Когда это происходит, когда мы начинаем чувствовать внутренний звук, проникать в него, входить, появляется дхьяна.
Аштанга-йога – что это такое?
Аштанга-йога представляет собой восьмиступенчатый Путь к конечной Цели – самадхи (наивысшего духовного совершенства). Эту систему предложил несколько веков назад индийский риши Патанджали.
Данная практика отлично подходит для тех, у кого сильное тело и разум, жаждущий свершений. К практике аштанга-йоги прибегают чаще люди, желающие укрыться в собственном духовном мире от внешних проблем.
Каждый из восьми этапов Пути по-своему непрост. Первые два, пожалуй, одни из самых ответственных, так как учат человека психогигиеническим правилам жизни. Если нет достаточно желания и силы воли сделать их своим образом жизни, переходить к следующим этапам просто бессмысленно. В общем, если человек осознает, что у него нет готовности духовно менять себя, он должен понимать, что аштанга-йога – не для него.
В процессе занятий йогин должен уделять внимание трем важным моментам: правильная поза, точка концентрации и ровное дыхание. Концентрация во время упражнений очень важна
Концентрация во время упражнений очень важна
Кому подходит Аштанга йога
Не хочется начинать новое для себя управления, не зная, что именно оно вам подойдет, принесет пользу и станет системной, долговременной практикой.
Аштанга йога подходит следующим:
мужчинам, которым важно работать, прежде всего, над выносливостью (например, нередко Аштанга йогой занимаются альпинисты);
тем, кто нацелен на не экстремальное похудение, то есть неспешный, естественный сброс лишнего веса;
людям, темп жизни которых очень быстрый, и они остро нуждаются в месте и деле, которое дало бы им возможность замедлиться, сконцентрироваться;
тем, кому именно физическая нагрузка помогает пережить личные кризисы.
Быстрый результат – это не про йогу в принципе. Аштангу можно считать сложным путем трансформации, потому люди, не готовые к серьезному погружению в направление, могут разочароваться в этом виде йоги (как и в йоге в целом).
Пятая ступень: воспринять открывшиеся возможности как готовность к новым целям и свершениям
Вы продвигались по ступеням пирамиды на пути к вершине эффективности, наводя сначала порядок в своем рабочем пространстве, затем в мыслях, постепенно приходя к четкому пониманию цели. Теперь вы видите свои новые возможности и имеете все шансы максимально использовать свои потенциальные резервы, не отвлекаясь на такие мелочи, как поиск нужных документов или контакты, не имеющие ключевого значения.
Советы для эффективного поиска возможностей:
Проявляйте активность. Занимайтесь самосовершенствованием как в интеллектуальном, так и в физическом плане, стремитесь поддерживать себя в хорошей форме во всех смыслах.
Научитесь видеть в жизни радостные моменты и получать от них максимум удовольствия. Позитивный настрой поможет стать более внимательным ко всем внешним проявлениям окружающей действительности, а значит, ваш шанс заметить новые перспективы увеличится. По крайней мере, так считают психологи.
Ищите более рациональные способы, варианты выполнения привычных задач, не бойтесь пробовать новое. Это тренирует гибкость мышления и умение посмотреть на привычное с другого ракурса.
Поднявшись по ступеням к вершине эффективности, вы поразитесь новым возможностям, открывшимся перед вами. Выбирайте:
- Какие из них вас привлекают больше всего?
- Чего именно вы собираетесь достичь именно сейчас?
- Какие вы видите пути для достижения новой цели?
Теперь и вы сами открыты для новых возможностей и готовы строить новые планы и реализовать их. Поздравляем, вы достигли пятой ступени пирамиды эффективности и находитесь на ее пике! Вы ясно видите перспективы и направления вашего дальнейшего роста, и ничто не мешает вам выбрать новое направление и следовать ему. Так чего же вы ждете?
Для женщин
Автор методики Айенгар около 70 лет изучал и преподавал основы этого направления йоги. Он передал знания по наследству своим детям. Благодаря Гите Айенгар работа была продолжена и опубликована «Йога для женщин». В ней систематизированы знания отца и собственные наработки в этой области
Она уделила повышенное внимание йоге для женщин, выделив ее в особую категорию. Очень многое Гита пережила на своем опыте
Она улучшила при помощи йоги состояние здоровья и вместе с отцом смогла сделать полученные знания доступными для всех желающих.
Регулярная практика помогла Айенгару прожить до 96 лет, сохраняя бодрость и активность.
Его знания и опыт были по достоинству оценены в родной Индии и во всем мире. Интересно, что даже бельгийская королева воспользовалась его услугами в качестве учителя йоги. Хотя, в то время ей уже исполнилось 84 года. Их общение продлилось около 8 лет.
Учение Айенгара помогло восстановить здоровье многим людям. Благодаря ежедневным упражнениям улучшается физическое и психическое состояние человека. Жизнь становится более гармоничной и уравновешенной.
История появления аштанга-йоги
Основателем направления считается Паттабхи Джойс, рожденный в 1915 г. Но истоки этого учения были заложены намного раньше. Философия системы базируется на Ведах и Сутрах Патанджали.
В священном писании индуистов присутствует описание техники виньяс. Яджурведа и Ригведа, датируемые 8000 г. до н.э., описывают взаимосвязь движения и дыхания. А “Аруна мантра” легла в основу “Сурья-намаскар” – выполнение комплекса на 9 счетов задается длительностью и ритмом этой формулы.
8 ступеней были описаны философом Патанджали в труде “Йога Сутры”. Согласно индийской мифологии, книга была создана за 10 000 лет до н.э. Ученый муж собрал в одном труде все доступные теоретические и практические аспекты йоги своего времени. Основной тезис книги определяет всю йогу как “успокоение ума”.
Шри Кришна Паттабхи Джойс был учеником Шри Тирумалая Кришнамачарьи, которому приписывают обнаружение древних записей “Йога Корунта”. Споры о реальности этой книги до сих пор ведутся в профессиональных кругах. Считается, что в ней было найдено описание последовательности выполнения асан.
Официальная история аштанги начинается с книги “Йога мала”, написанной основателем направления между 1958-1960 гг. “Мала” означает “гирлянда”. Так Паттабхи Джойс описал последовательное соединение асан, виньяс, дришти и мантр. Позднее книга была опубликована и переведена на разные языки. Джойс преподавал до последнего дня своей жизни. После смерти его дело продолжил внук – Шарат Рангасвами Джойс.
Йога “восьми ступеней” – синкретичная система: она объединяет в себе разные начала, не смешивая их.
Выполнение бандхи
Энергетическими замками бандхи считаются напряжённые и сдавленные мышцы. Удерживать замки, значит разблокировать прану и перемещать в энергетические каналы, что сохраняет равновесие в асанах. Есть 3 замка: нижний зажим, область живота и горла.
Базовый замок — мула бандха, в котором напрягают анальные мышцы, концентрируя внимание на нижней чакре. Выполняя это, познаются тончайшие пути праны снизу вверх
Джаландхарой бандха, вторым зажимом, расположенным в зоне горла, не допускают выход энергии наружу. Удержание дыхания возможно, когда подбородок опущен на грудь, напрягая горловые мышцы.
Третий зажим называется уддияна бандхой, расположен в брюшной зоне. Этим замком концентрируют энергию в центре и ровно здесь распределяют.
Аштанга-йога для начинающих
Основа аштанга-йоги состоит из комплекса упражнений — это полная практика йоги, её можно освоить быстро. Различные движения и наклоны, выполняемые телом, образуют 12 асан. На первых занятиях они разучиваются медленно и неторопливо вместе с правильным дыханием и их синхронностью. В дальнейшем изучается последовательность асан и правильное выполнение. Считается, что ученик освоил технику, когда он справится с 12 кругами нагрузки, первоначально начиная 1 4-х. Для воспитания выносливости занятия чередуются медленными и быстрыми кругами.
Слабо подготовленным новичкам очень сложно освоить даже первый комплекс. Но это специальные комплексы, укрепляющие пресс, спину, мышцы рук и ног за счёт собственного веса, выполняемые с нужным ритмом и дыханием. Закончить урок рекомендуется шавасаной (позой мертвеца), расслабляя всё тело.
Быстрая смена асан не даёт новичку сделать синхронными движения с дыханием. Научиться этому помогут спокойные занятия Хатха йогой. Виньяса йога отличается от неё методами выполнения поз в строгой последовательности и с нужным ритмом. Главное — контролировать себя и учиться регулировать дыхание и энергию.
Лучше проводить занятия в утренние часы, до завтрака. Одежда свободная. Конечной целью первых уроков новичка будет правильное выполнение начальных асан аштанга виньясы. Йоги по нескольку лет отрабатывают порядок первых комплексов.
Из чего состоит практика
Практика аштанга-йоги — это не только выполнением поз
Кроме этого сюда входят правильное дыхание, последовательность асан и внимание к каждому действию
Асаны – это основа, непрерывное выполнение которых образует комплекс – виньясу.
Для достижения созвучия тела и движений применяется правильное дыхание пранаяма
Делая медленные равномерные вдохи и выдохи, горлом издаются специальные звуки.
Техника выполнения трёх бандхи — это разблокировка праны и направление её к энергетическим каналам.
Управление вниманием с концентрацией на нужном объекте.
Избавление от размышлений.
Самостоятельные практики называются — Майсор-классами, которые используются только в аштанге. Здесь применяется корректировка асан учителем.
В Led-классе последовательность асан ученики повторяют за учителем, так же он ведёт подсчёт комплексов и показывает правильный ритм дыхания. В начале и конце занятия читаются мантры.
История появления аштанга-йоги
Индийская философия возникла в XV–X веках до нашей эры. За это время, называемое Ведийским, индийскими мудрецами было написано 4 священных книги, названных “Ригведой”, “Атхарваведой”, “Самаведой” и “Яджурведой». Эти учения дали начало многим школам и одна из них — школа йогов, а избегание популярности практических упражнений сделало из неё тайну.
Систематизатор йоги, Патанджали (II–I века до нашей эры), собрал знания мудрецов, существовавшие много ранее. Его труд «Йога сутра» — это изложение философии йогов. Автор последовательно описал путь, представленный 8 ступенями. Учеником, открытой Шри Кришнамачарья в середине 20-го века, школы хатха, Паттабхом Джойсом, было дано начало новой школе — аштанга-йога.
За 2500 лет существования создано много новых школ и направлений йоги с единой целью – помочь в познании собственного «Я» и обрести гармонию с природой.
Ступень 5.
Пратьяхара
. «Пратьяхара есть как бы подражание органов чувств уму посредством их удаления от соответствующих объектов» (сутра 54).
Эта ступень является переходной от внешних практик к внутренним
Заключается она в том, что практик перестает реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. В повседневной жизни чаще встречается обратный процесс, когда чувства управляют умом, что в какой-то степени противоречит нашей духовной природе
Важным аспектом тут является не подавлять чувства, а взять их под контроль, и развернуть сознание внутрь. Именно для этого необходимо как следует освоить предыдущие четыре ступени, чтобы внешний мир не беспокоил ни физически, ни ментально. Тогда приходит осознание глубины, скрытой в нас, не постигаемой умом, где есть все ответы, и которую можно познать в самадхи.
Аштанга-виньяса-йога – особая система хатха-йоги
При поверхностном знакомстве с обеими техниками может возникнуть иллюзия их схожести. Если погрузиться глубже в каждую из них, становится понятно, что системы отличаются на фундаментальном уровне
Хатха-йога считается силовым направлением: занимаясь ею, важно соблюдать правильность выполнения асан – физической составляющей практики. Цель последней – успокоение ума, которое достигается за счет контроля над дыханием
В практических упражнениях важно не прерывать правильную последовательность вдохов и выдохов.
Асаны выполняют в непрерывной динамике – все действия гармонично соединены в единую плавную последовательность. При этом используется статичная фиксация положения.