Почему трудно делать выбор?

Наши желания. Истинные или неистинные

Для того чтобы сделать выбор, нужно осознать свои потребности, которые мы хотим удовлетворить. Это непростой вопрос, потому что на поверхность сознание может выдавать совсем другие желания.

Сначала на уровне ощущений возникает какой-то импульс, потом он все больше оформляется и превращается в желание. И вот мы уже хотим чего-то. Мы это можем осознавать или не осознавать. Внешняя среда своими стимулами может помогать прийти к его осознанию, а может, наоборот, уводить от этого понимания. Если все-таки удаётся дойти до истинного желания — это здорово!

В большинстве же случаев мы не осознаем, чего хотим. А то, чего хотим, может легко подменяться. Часто услышать собственные желания мешает наш прошлый опыт, наши ценности, установки, влияние и мнение окружающей среды, наши роли, которые мы стремимся качественно выполнять, и желание быть хорошим для всех. Необходимо очень внимательно и чутко относится к своим импульсам, ощущениям в теле, слышать себя, чтобы понимать, чего же мы хотим в действительности. Чаще всего бывает так, что терзания больше свойственны тем, кто не знает в точности, чего он хочет.

Выбор сделан. Принятие ответственности за выбор

Когда выбор уже сделан, важно признать и принять на себя ответственность за это действие и следовать выбранному пути. Для конкретного проживания сделанного требуется полная включённость в тот или иной выбор физически, эмоционально, мысленно и духовно

А ведь часто ой как не хочется этого делать.

Здесь возникает ещё одно препятствие для успешного удовлетворения своей потребности. Вместо того чтобы всецело погружаться в своё решение, прикладывать усилия, тратить ресурсы на взращивание реализуемого варианта, человек продолжает жить в воспоминаниях, грезить иллюзиями, фантазиями — что при выборе другого варианта все было бы иначе… Тем самым лишая себя возможности получить удовольствие, успокоение и радость от сделанного.

Как бы то ни было, любой выбор мы делаем сами. Решение может зависеть от сложившихся обстоятельств, от окружающей среды, от наших знаний и возможностей. Однако на что бы мы ни опирались, чем бы ни пользовались, к кому бы ни прислушивались, совершая этот выбор, — нам потом жить с результатами и нам же за них отвечать!

При этом помните, что выбор мы делаем всегда в актуальной ситуации, и он не фатален, потом всегда можно выбрать что-то другое. Через какое-то время все может измениться, у нас появятся новые знания, возможности, желания, обстоятельства, будет другая ситуация в мире, в окружении. Мы изменяемся, и выборы наши меняются. Это просто ход нашей жизни.

Что такое продуктивный процесс выбора?

Что становится для нас критерием, что всё-таки выбор сделан или не сделан? Что является признаком, что я иду по верному пути сейчас, когда двигаюсь в этом процессе принятия решения, а что является признаком, что я иду куда-то не туда?

Этот вопрос был для нас важен, в том числе, и в рамках исследования, потому что нам нужно было выделить отдельно процессы выбора, которые мы назвали продуктивными или, условно, по-житейски, это «хорошие» выборы. И отдельно нам нужно было выделить непродуктивные, или такие «плохие», чтобы смочь в исследовании сравнить закономерности тех и других выборов.

И немножко даже неожиданными для нас оказались результаты, когда мы обнаружили некоторые критерии — иногда они могут казаться парадоксальными — критерии всё-таки продуктивного процесса выбора.

Сначала мы думали так, что продуктивные выборы – это такие, которые сам человек оценивает для себя как правильные. То есть спрашиваешь человека: «Вот ты когда-то сделал что-то. Ты как считаешь, ты правильно сделал?» – «Да». И мы сначала на этом успокаивались, думали, что этого достаточно, что если сам человек говорит «да» – это было для него правильное решение, это означает, что выбор сделан действительно хорошо, с психологической точки зрения.

Но потом выяснилось в процессе долгой исследовательской работы, что, оказывается, так бывает не всегда. Человек удивительным образом умеет себя «обманывать», сам того не замечая, скрывать какие-то мучающие его вещи, искренне верить, что все хорошо, а внутри что-то еще сидит…

И прежде чем мы продвинемся дальше в понимании отличий «хороших» выборов от «плохих», важно сказать несколько теоретическую, но принципиальную для нас вещь, что за проблемой жизненно важного выбора всегда стоит проблема внутриличностного конфликта. И это очень важное положение, на котором будут строиться многие дальнейшие размышления

Человек стоит на перепутье

И он думает — и это очень важный и теоретический момент, и он потом будет иметь для нас очень важное практическое значение — человек думает, что он выбирает что-то – одну жизненную дорогу или другую жизненную дорогу

Что обычно человек делает, когда ему надо совершить выбор? Какие советы обычно даются человеку в трудной ситуации, что обычно рекомендуют делать?

– Выписать плюсы и минусы…

– Составить списки «за» и «против»…

Отлично, вы с первого раза угадали. Вы это практикуете? Помогает?

– Нет.

И мы пришли в нашем исследовании ровно к этому. Смотрите, не случайно вы сразу первым же ответом сказали: запиши плюсы и минусы. И обычно это не помогает. Это помогает, если вы выбираете модель стиральной машины или сотового телефона, тогда – да. Но когда на кону оказывается моя жизнь, а я применяю к этому стратегию, как будто бы я выбираю нечто вне себя лежащее, точно так же, как какой-то предмет, это не работает. Почему?

Один из важных, фундаментальных теоретических моментов: в ситуации жизненно важного выбора человек выбирает не что-то вне его лежащее, не какие-то предметы или объекты, он, на самом деле, выбирает себя – себя, который окажется здесь (идущего по одному пути), или себя, который окажется здесь (идущего по другому пути). Именно поэтому стратегия плюсиков и минусиков не действует

Но интересно, что она очень популярна.

До этого мы говорили про критерии продуктивного, «хорошего» выбора. Так вот, удивительным образом выяснилось, что хороший выбор – не только тот, который я потом оцениваю как правильный, а тот, который приводит к снятию конфликта, к разрешению конфликта. Только тогда, когда это внутреннее противоречие внутри меня снимается, мы можем сказать, что выбор совершен продуктивно и хорошо.

У нас в исследовании был такой пример, когда человек рассказывает о совершенном когда-то выборе, много лет назад причем, и очень уверенно говорит: «Да, не жалею». Это было серьезное решение, женщина хотела разводиться и уйти к другому мужчине, но всё-таки осталась с мужем в браке, и прошло уже много лет, она говорит: «Я не жалею, выбор правильный».

Но в процессе этого интервью она начинает плакать, у нее активируются довольно сильные эмоциональные переживания, и при более близком рассмотрении для нас стало понятно, что, на самом деле, внутренний конфликт не снят. Хотя ситуация завершена, человек оценивает выбор как правильный, конфликт не снят. И это говорит нам о том, что выбор был совершен непродуктивно.

Фото: psychologies.ru

Муки выбора

Кто-то из вас, может быть, прямо сейчас стоит на таком перепутье и хочет принять важное решение, у кого-то, возможно, это было в прошлом. И можно вспомнить, как порой болезненно и тяжело этот процесс протекает, каковы его явные проявления

Очень по-разному люди себя ведут. Кто-то склонен судорожно принимать хоть какие-то решения, лишь бы только закрыть эту тему, хоть что-то решить, хоть что-то сделать, успокоиться и идти дальше. Но такие быстрые, рывковые, невыношенные решения порой не дают подлинного успокоения. Человек одно решает, потом другое – туда-сюда. Это может длиться довольно долго. Главное, что не наступает какого-то примирения, такого понимания: «Да, это то, что нужно!»

Чаще бывает другая стратегия, когда человек очень долго тянет и находит множество поводов, чтобы выбор не делать. Знаете, страх ошибиться, страх, что я сейчас сделаю, это будет как-то не так, он настолько бывает силён, что только чтобы его не испытывать, только чтоб сбежать от этого страха, а еще от потенциального чувства вины: «Если я вот сделаю, как хочу, а другому человеку будет плохо, он будет страдать. Как же так? Надо заботиться о ближнем, значит, я не могу себе позволить сделать то, что я хочу. О ужас…» – и тогда лучше вообще не решать. И чаще мы имеем дело со стратегией такого ухода от принятия решения.

Иногда это в церковной среде может приобретать такие благообразные формы, человек может себя уговаривать, говорить: «Я отдаюсь воле Божьей, пусть Господь управит Сам».

Это может быть очень зрелая позиция, когда человек действительно что-то сам делает и при этом очень подлинно отдает это Богу. Но чаще мы видим такое инфантильное перекладывание ответственности, чтобы самому ничего не делать, чтобы отложить и не принимать решения, можно придумать себе самые разные отговорки, одна из них может быть даже религиозной, очень на вид благообразной.

Фото: baruch.cuny.edu

Выбор способа для принятия решения

Появляется ещё одна трудность — а как выбрать из множества вариантов, которые предлагаются или, может, не видны нам? Вот у нас есть желание (истинное/неистинное), мы ищем способы удовлетворить его. Мы можем принимать решения импульсивно: «А, пусть будет так!» А можем долго взвешивать разные аргументы «за» и «против», основываться на рациональных выводах, обозначать критерии и по ним ориентироваться, искать преимущества и недостатки.

Можно опираться на собственную интуицию, начать прислушиваться к своим ощущениям, чувствам, представляя каждый вариант поочерёдно. Или использовать различные подсказки — спрашивать у других людей, советоваться с экспертами. А некоторые могут использовать иррациональные способы, где снимается ответственность за осуществление трудного выбора — подбрасывание монетки, гадание на кофейной гуще, поход к астрологу и т. д. Конечно, всегда есть вариант ничего не менять и оставить все, как есть. Однако путь не выбирать сейчас может вызывать только большее напряжение и еще больше затруднить жизнь.

В любом случае, на что бы мы ни опирались при выборе, важно научится следовать варианту, который мы все же выбрали, а не застревать между выбранным и невыбранным. Хотя для некоторых это совсем не просто…

Парадокс «хорошего» выбора – идите в острую боль!

Совсем забегая вперед, скажу вам самую, наверно, кульминационную вещь, которая непростая для нас в жизни и для психотерапии тоже. Обычно в трудной ситуации человек хочет облегчения, успокоения, улучшения состояния — это хорошо и естественно. Но, в данном случае, парадоксальным образом, порой нам, чтобы совершить прорыв в ситуации выбора, чтобы конфликт снялся, нам нужно пройти через особо усиленное заострение этого конфликта. А что это означает? Это значит пройти через серьезную боль, может быть, через очень мучительные, острые переживания.

Муки выбора тоже разные. Одно дело, я сижу и мучаюсь: «Ну что там? Надо это, надо то… Ну, ладно, подумаю об этом завтра, надо с этим переспать…» – ну и как-то всё это тянется, знаете, может годами тянуться. Оно болит несильно и тянется. А иногда бывает, когда это уже встает очень остро.

Порой такую остроту провоцируют какие-то внешние обстоятельства, когда они нас толкают, вынуждают, когда уже не выбирать нельзя, и тогда начинаются самые настоящие страдания, тогда начинается очень серьезная ломка, очень серьезные переживания, конфликт заостряется до предела. И тогда совершается принципиальный качественный скачок, когда конфликт снимается, и выбор совершается.

Это, может быть, самый главный секрет, как продуктивно выбор совершать — нужно ли убегать от боли. Большинство стратегий, которые мы используем в ситуации выбора, направлены на анестезию, на то, чтобы это напряжение снять, боль убрать, меньше переживать. Это понятно по-человечески, но, удивительным образом, мы увидели, что такое замазывание, заклеивание, закрывание глаз, смягчение мешает совершению продуктивного процесса выбора.

Сомнения

Попробуем рассмотреть, что же такое сомнения. Разделив это слово на составные части — со-мнения — можно заметить интересные моменты. Часто в этом «со» слышатся мнения разных людей: родителей, учителей, подруг, друзей, иногда и социальных нормативов и правил. А за всем этим многоголосьем внутренний голос и своё мнение услышать очень сложно. Это заставляет постоянно задаваться вопросами: «А правильно ли я сделал?» «А будет ли мне хорошо с таким решением?» «А что подумают обо мне другие?» и т. д.

Даже если это не голоса каких-то других людей, это может быть внутренний конфликт «разума» с «сердцем». Собственные рациональные мысли — выгодные, правильные, выверенные, которые идут в разрез с тем, чего хочет наша душа, чего хочет наше тело. Тогда побеждает тот, у кого больше сил и средств повлиять на решение…

Трудности осуществления выбора

Однако есть ещё одна трудность — борьба выборов, основанная на конфликте. Такое бывает в ситуации, когда выбор осуществляется между несколькими вариантами, которые нам нравятся, и трудно определить, какой больше. Или же когда ни один из вариантов нас не устраивает, но нужно выбрать то, что будет наиболее выгодным и полезным для нас. Если на первом этапе мы определили, чего же все-таки мы хотим, тогда на основании любого способа можем выбрать, что более всего соответствует нашему желанию.

Иногда трудность сделать выбор связана с конфликтом между «хочу» и «должен». С одной стороны, нужно бы сделать, что хочется, а с другой стороны — нужно соответствовать ожиданиям других людей и сделать, как «надо». Данная борьба мотивов часто может приводить к тому, что выбор делается в ущерб своим желаниям из-за боязни быть отвергнутым, непринятым, осуждаемым другими.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: