Галлюцинации и утопии. зачем нам воображение и как им пользоваться

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми. Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку. В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались. Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал. Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем. Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии

Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Как развить визуализацию и воображение, если не получается

Ничто так не вредит воображению, как назначить ему цель и подчинить системе.

Барант

Обстоятельства, которые убивают наше воображение, могут быть внешние и внутренние.

Мир, в котором мы живем, полон стереотипов. Поток их несется на нас из СМИ, с телевидения, из интернета. Предлагают готовые решения без напряжения мозгов. Праздник — пожалуйста, вам аниматоры. Хотим впечатлений — поплачем и попереживаем вместе с героями сериала. Даже школьное сочинение можно купить по сходной цене, не отвлекаясь от привычных удовольствий.

В шаблонном мире трудно заставить себя работать головой самостоятельно. Трудно, но необходимо. В выборе более сложных, затратных, но развивающих усилий заключена способность самому быть творцом своей реальности. Откажитесь от готового информационного фаст-фуда. Начните создавать праздники, живое общение, сценарии сами, и у вас появится развитый навык воображения.

К внутренним трудностям относятся различные страхи, ложные убеждения: «Я не умею», «Я не смогу», «Я — неудачник». От них помогает избавиться тренинг «Системно-векторная психология».

Это психоанализ, который позволяет найти истоки всех негативных программ в детстве или прошлом опыте. Вы получаете доступ в бессознательное, раскрываете его, и оно перестает на вас влиять. Когда якоря, не дающие парусам фантазии нести ваш корабль в будущее, отваливаются, раскрываются огромные творческие способности.

Новое понимание себя и людей улучшает взаимодействие с окружающими. Люди, их мысли, их жизни — плодородная почва, обширный банк данных для зарождения новых идей. Не зря столько гениальных замыслов рождается в процессе мозгового штурма. Тренинг учит и этому.

Если вам нужно самостоятельное, творческое, нешаблонное мышление, приходите на бесплатные лекции тренинга. Путь к новой, яркой, успешной жизни начинается здесь.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки, что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина: «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность».

Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.

Анастасия Бондарук

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека. Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны. Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события. Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения. Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Как развить фантазию и воображение, если у меня их нет

Однако у всех ли есть дар фантазировать и можно ли эту способность развить? На этот вопрос помогает ответить тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология», который рассматривает психику человека с позиции восьми векторов — восьми групп желаний и способностей.

Воображение — это способность создавать в своем сознании образы, представления, идеи. Это нечто нематериальное, что невозможно потрогать. Это предвосхищение будущего. Способность, которой нет у животных, которая есть только у человека.

Образность присутствует у всех людей, как свойство человеческой психики. Но наибольшее развитие она может получить у обладателей зрительного векторa.

Самый чувствительный сенсор человека со зрительным вектором — глаза, поэтому он получает огромное удовольствие от созерцания света и красоты этого мира. У него широкая зрительная периферия

Он обращает внимание на образы в реальности и легко представляет, придумывает их. У него хорошая зрительная память

Он отлично рисует, воспроизводит то, что видит. Вот почему художниками, дизайнерами, фотографами становятся именно люди со зрительным вектором.

Звуковой вектор дает своему обладателю мощный абстрактный интеллект, который помогает представлять то, чего нет в реальности, создавать что-то принципиально новое. Если у зрительников продуктом их воображения являются образы, картинка, то звуковик создает идеи, мыслеформы.

Кожно-звуковая связка векторов дает миру инженеров-изобретателей с их передовыми технологиями, ученых с их гениальными открытиями, новаторов в искусстве с их новыми течениями. Ведь кожный вектор — причина тяги к постоянным переменам, к новизне, а желания в звуковом векторе могут буквально сотворить новую реальность.

Сегодня, в век информации, науки и высоких технологий, люди с развитым воображением особенно востребованы. Да и общество потребления диктует свои условия — необходимо производить все больше товаров, а потом продавать их. И для этого тоже нужны люди, которые постоянно придумывают то, чего еще не было.

Если же у человека присутствуют и зрительный, и звуковой векторы, то это самый большой интеллект и возможность быть на пике требований времени. Пример тому — кино, в котором воплощаются самые смелые фантазии его создателей и которое так нравится зрителям сегодня.

Но природой заложенный потенциал может быть не развит, если в детстве обладатели зрительного и звукового векторов не читали книг и не получали достаточно впечатлений. И тогда даже в потенциале гениальные художники с анально-зрительной связкой векторов становятся лишь хорошими копиистами, не способными создавать свои собственные уникальные образы, а кожные звуковики не могут рождать идеи, которых еще не было в мире.

Как развивать воображение у взрослого и можно ли это сделать

Способность воображать, фантазировать, мечтать начинает проявляться в человеке в раннем детстве. Дети слушают сказки и любят придумывать разных персонажей, которых нет в реальности. Особенно дети со зрительным вектором. И это желание взрослым нужно всячески поощрять.

Когда родители думают, как развить фантазию и воображение у подростка, они уже почти опоздали, потому что самое активное развитие свойств идет до подросткового возраста. А дальше человек уже только реализует развитые навыки, хотя и может оттачивать, совершенствовать их.

Подросток от сказочных героев и игры переходит к мечтам и планам на будущее. Но если в детстве его фантазии не поощрялись, у него возникает с этим проблема. Он не знает, чего хочет, не может посмотреть на два шага вперед. Не формирует свое независимое мышление, свой взгляд на мир, нестандартный подход. Он склонен делать то, что ему говорят взрослые.

Что уж говорить о взрослых, чьи способности к фантазии могут быть давно не востребованы: нетворческая, рутинная работа, отсутствие полноценного общения, новых впечатлений могут погубить даже те ростки более широкого мышления, которые были в детстве и юности.

Любая способность, когда ее не применяют, ржавеет, отмирает за ненадобностью. Мир без развитого воображения становится тусклым и унылым, и человек уже не видит, как Дон Кихот, в каждой женщине синьору Дульсинею Тобосскую, а в каждом мужчине благородного рыцаря.

Вот почему, если человек задумывается о том, чтобы его жизнь была более интересной, более успешной, если ему требуется нестандартное мышление, у него возникает вполне закономерный вопрос, как развить воображение.

Как развивать фантазию и воображение у взрослых: способы

Итак, о развитии воображения у взрослых мы говорим, скорее, когда задатки уже есть, но они не реализованы. Поэтому и возникает такое желание — развить фантазию. Любое человеческое желание всегда обеспечено способностями для его реализации, только если оно не навязано извне. Вот почему развитие воображения у взрослых связано с раскрытием навыка создавать образы, а не созданием такой способности с нуля. Речь идет об обычной ежедневной тренировке, выработке привычки визуализировать или создавать новые идеи.

Упражнений для развития воображения множество, как для ребенка, так и для взрослого. Многие и упражнениями назвать сложно. Иногда они становятся просто приятным хобби, возможностью побывать в другом, воображаемом мире. К ним относятся:

  • Чтение художественной литературы. Читая текст, человек дорисовывает в своей голове происходящее, видит «картинки». Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология» предлагает изучать художественную литературу в художественных школах, а на вступительных экзаменах в вузы обязательно проверять уровень ее знания, потому что чтение дает широту мышления и возможность создавать образы.

  • Игры. Дети с удовольствием играют, представляя себя тем или иным героем, создавая происходящее в своем воображении. Игры нужно поощрять, с ребенком нужно играть. Взрослым игры тоже нужны. Например, столь популярные сейчас квесты, которые заставляют находить нестандартные решения в разных ситуациях. Обладателям звукового вектора будет интересна игра Буриме, или рифмованные концы, в которой нужно сочинять четверостишия на заданную тему. Поиск рифмы заставляет мозг напрягаться непривычным образом.

  • Визуализация. Ее тоже можно превратить в игру. Например, видеть в облаках, корягах, рисунке на ковре неожиданный образ. Есть игра Друдлы, когда в абстрактных изображениях нужно отыскать какой-то образ. Главное — чтобы он был оригинальным. Эта игра развивает образное мышление и креативное воображение.

  • Мечты. Мечтание — это не пустое времяпрепровождение. Пока вы мечтаете, вы можете визуализировать, искать новые идеи, в какой-то мере определять свое будущее. Мечты вдохновляют, на них легко концентрируешься, и на этом естественном интересе могут родиться вполне реальные действия.

  • Искусство. Занятие рисованием, вышиванием, шитьем кукол, любым видом творчества улучшает способность фантазировать. Можно рисовать с натуры или разрешить себе полет фантазии. Полезно посещать художественные выставки, читать литературу об искусстве. И смотреть, смотреть, смотреть. Напитываться образами, создавая базу для рождения новой идеи.

  • Музыка. Это выражение чувственной составляющей звукового вектора. Музыка возникла как попытка передать абстрактные смыслы, которые нельзя описать словами. В ней заложен сильный чувственный заряд, который способен родить настроение, а вместе с ним образ и идею. Слушайте музыку и вдохновляйтесь ею.

  • Новые впечатления. Это пища для эмоций и фантазий. Открытие чего-то нового, получение необычного опыта расширяет кругозор, делает человека более смелым.

  • Наблюдение за людьми. Для писателя наблюдение за окружающими — основа художественного творчества, пища для размышлений, поиск сценария, который впоследствии ложится в основу произведения. Из деталей повседневной жизни рождаются новые миры, одновременно похожие и непохожие на свой прототип.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: