Одиночество и непонятость
Материнская любовь – это то, что согревает нас в любых невзгодах. С самого детства человек учится доверять миру именно через отношения, которые у него складываются с родителями. В первую очередь имеет большое значение то, как мать влияет на ребенка. Дети, которых любят безоговорочно и безусловно, учатся доверять окружающим, прислушиваться к собственным желаниям. Так формируется благополучное восприятие самого себя в мире, растет уверенность в себе. Собственные возможности представляются реалистичными, наполненными особенным смыслом
Чувство одиночества и непонятости возникает тогда, когда личность не знает, куда дальше двигаться, где искать утешения, на что обращать внимание. Если мы где-то в глубине души ощущаем, что нас не любят, то изнутри приходит осознание того, что не достойны этого
Тогда человек даже не пробует в себе что-то изменить, а смиряется с тем, что он не такой, как другие. Он перестает искать выход, надеяться на положительное изменение ситуации. Очень сложно прийти к пониманию, как нужно действовать, находясь в самоизоляции.
Связь алекситимии с соматическими расстройствами
Существует много исследований, демонстрирующих взаимосвязь алекситимии с состоянием здоровья. Напряжение, вызванное негативными эмоциональными раздражителями, легко превращается в соматические жалобы.
Больных беспокоят:
- головные боли;
- боли в животе;
- боли в спине;
- ощущения, схожие с симптомами физического недомогания.
Такие симптомы возникают в результате физиологического возбуждения, для которого нет выхода в сознательно переживаемой эмоциональной реакции. Хотя телесные симптомы легко вербализуются, их оценка вызывает проблемы у пациента с алекситимией.
Для таких больных различение соматических и эмоциональных ощущений – сложная задача. Проблема связана с дефицитом функций парасимпатической системы, дополнительно отягощающим организм и психику. Поэтому неудивительно, что ученые подтверждают, что алекситимия связана с заболеваниями, при которых важным этиологическим компонентом является стрессовый фактор.
Результаты клинических испытаний, проведенных финскими учеными, также показывают связь между алекситимией и гипертонией. Патология была обнаружена у 57% мужчин и 46% женщин. У участников испытаний из контрольной группы, с нормальным давлением, показатель алекситимии у мужчин составил 18%, а у женщин 9%.
Очень тесные связи существуют между алекситимией и функциональными кишечными расстройствами. Среди больных с синдромом РК и функциональной диспепсией, у 66% пациентов были диагностированы симптомы алекситимии.
Ситуацию объяснил уч.Ван Керховен. Он обнаружил, что пациенты с алекситимией испытывают более сильные симптомы ЖКТ, чем остальные. Они сильнее ощущают боль в случае соматических заболеваний.
Исследования уч. Баудича показали, что алекситимия — наиболее значимый, чем показатели тревоги и депрессии фактор, объясняющий тяжесть хронической боли в течение года после операций по поводу рака молочной железы.
Кроме того, пациенты с алекситимией сообщают о более высоких уровнях страха перед болью и нарушениях сна, связанных с интенсивностью болевых ощущений.
Как переживать ошибки
Ключевой ответ — быть сознательной личностью. Ибо сознательный человек умеет жить в состоянии здесь и сейчас. И не тратит свое время на постоянные рассуждения о том, что было, как это можно было бы изменить, и о том, что будет. Не боится, не тревожится, не накручивает себя. Потому что нет смысла бояться. Есть смысл делать и тестировать!
Что делают дети, когда чего-то сильно желают? Видят цель и идут. Потому что в детском возрасте до определенного момента в сознании преград нет и возможности безграничны.
Так откройте в себе внутреннего ребенка! А он есть у каждого из нас. И в этой части нашего Я нет ничего невозможного!
Что делать, если совершили ошибку
Я не буду говорить о том, что срочно нужно успокоиться, убрать или спрятать куда-то эмоции. Я психолог и понимаю, насколько это может быть опасно. Самый лучший способ вернуться в сознание — эмоции прожить. Конструктивным путем, конечно же.
И вот только тогда, когда разум относительно чист, можно приступить к анализу произошедшего. И помогут в этом следующие вопросы:
- Что именно я сделал/а не так?
- Что я могу сделать, чтобы это исправить?
Важно! Можете исправить — действуйте! Нет — забейте. Зачем попусту трепать себя и терять силы? Лучше подумайте над тем, что вы сделаете в следующий раз? А еще лучше — придумать сразу несколько путей решения этой задачи
Заметьте, здесь нет ни одного вопроса, который начинается на «Почему». Это бесполезные вопросы.
Ошибки — это прекрасный опыт
Ошибки — это прекрасно! Говорю вам как человек, который их раньше до жути боялся и опасался, но потом полюбил настолько, что они перестали появляться в жизни. Как? Да просто. Они превратились в опыт, который приносит пользу, развивает, делает сильнее, успешнее, изобретательнее и креативнее.
Что такое неудача? По сути это несоответствие стандарту. А кто его задал? Вы сами? Получается, вы ожидали от себя чего-то определенного и не оправдали собственных ожиданий. Или причина лежит глубже? И стандарт задали не вы, а общество. Или вы, но под давлением общепринятых норм?
Тогда возникает вопрос: а почему кто-то может строить вашу жизнь, влиять на нее? Почему вы позволяете им это делать и влиять на ваши эмоции? Зачем?
Задайте себе эти вопросы. Возможно, вы даже поймете, почему до сих пор не вылезли из этих убеждений и этого влияния. Найдете свои вторичные выгоды.
Попробуйте взглянуть на ошибки с иной стороны. И вообще перестать называть их ошибками. Это опыт. А опыт не может быть плохим или хорошим. Он ценен сам по себе. И он помогает увидеть зоны и точки роста.
Ошибки помогают расти
Стив Джобс сказал замечательные слова, которые полезно выучить наизусть и повторять себе каждый раз, когда ошибка воспринимается как провал: «Нет такого понятия как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свою жизнь и свои планы, основываясь на этих самых, допущенных ранее ошибках, не допуская их впредь. Они считают ошибки уроком, из которого они извлекают ценный опыт. Не допустить ошибок значит не делать ничего».
Есть лишь один тип ошибок, которые можно назвать худшими. Это те, что вы повторяете раз за разом. И это уже не любовь к ошибкам, а пофигизм и отсутствие навыка анализировать ситуацию.
Если ошибка, провал или промах повторяются, может, стоит остановиться и подумать? Жизнь не просто так кидает вас в эту ситуацию снова и снова. Пора проанализировать и понять, что вы упустили из виду?
Действуйте! Получайте опыт! И просто идите вперед, несмотря ни на что!
Смотрите видео по теме.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста.
Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Александра Красильникова
Последствия синдрома «недолюбленный ребенок»
Если родители не смогли дать в полной мере любовь и ласку своим детям, последствия во взрослой жизни могут быть самыми плачевными.
Недоверие к окружающим. Если малыш с детства жил в нестабильной эмоциональной обстановке, в будущем у него обязательно возникнут проблемы с общением. Ему будет сложно найти друзей, на работе сотрудники будут называть его «отшельником», а личная жизнь, скорее всего, так и не сложится.
Сложности в управлении эмоциями. Развитие эмоционального интеллекта закладывается в раннем детстве
Если ребенка в детстве не окружали вниманием и теплом, в будущем ему будет сложно управлять своими эмоциями
Страх совершенных ошибок
Чтобы привлечь внимание родителей, недолюбленные дети часто стараются хорошо учиться, занимать первые места на соревнованиях и чемпионатах, поступить в ВУЗ, получить образование, лишь бы самые родные люди похвалили и заметили их успехи
Душевная ранимость. Те, кто не получил в детстве родительскую любовь, очень остро реагирует на критику. Их постоянно преследует страх, что близкие люди (муж, жена, друзья) отвергнут, бросят, уйдут. Такие люди страдают от заниженной самооценки, постоянно копаются в себе и своих поступках, считают себя виноватыми в любых ситуациях.
Проблемы в воспитании собственных детей. Недолюбленные в детстве взрослые рискуют совершить две ошибки в воспитании своих дочерей и сыновей: они бессознательно могут копировать поведение своих родителей (хотя и очень боятся этого), либо, наоборот, будут проявлять чрезмерную опеку и любовь в отношении своих деток. Как известно, любые крайности не идут на пользу.
Как появляется недолюбленность
Фото автора Olenka Sergienko: Pexels
Представь, есть две девочки. Одна постоянно подпитывается положительными поглаживаниями: получает родительское одобрение, ее хвалят, без причин говорят, что любят, всячески поддерживают и показывают, что ее всегда рады видеть.
И есть другая девочка. Она не получает всех этих плюшек от родителей. Она либо редко слышит слова любви, либо не слышит вовсе. Ее редко обнимают, редко хвалят. А если и говорят какие-то приятные слова, то только за дело. Надо заслужить! И вырастают две абсолютно разные девушки. Одна смело идет к целям, не боится ошибаться, занимается тем, что нравится.
Может отказать в просьбе, не ощущая вины. Другая: вечно сомневается в своей внешности, в своем таланте, в своих решениях и выборах.
Понятие «недолюбленности»
В психологии существует термин «синдром недолюбденного ребенка». Он проявляется в том, что взрослый человек уверен в своей ущербности и стремится убедиться в том, что он не достоин любви и хорошего отношения.
Такие люди страдают низкой самооценкой и проявлением всех вытекающих из этого последствий. Они не уверены в себе, считают, что им никогда ни в чем не добиться успеха.
Причинами появления синдрома является неумение родителей проявлять свои чувства. Часто они заменяют проявления любви тем, что покупают ребенку множество разных дорогих игрушек, балуют его. Но любовь подразумевает в первую очередь проявление чувств. Объятия, проведенное вместе время, разговоры по душам сближают гораздо больше, чем дорогие игрушки.
Объятия с ребенком
Каждая ситуация индивидуальна. Одни дети проявляют большую самостоятельность и самодостаточность, другие нуждаются в поддержке. Родители стремятся к комфорту, а для этого много времени тратят на то, чтобы заработать. Ребенку достается совсем мало внимания, в его возрасте это понять сложно.
Другая ситуация, когда в семье несколько детей. Младшие иногда получают больше любви, по крайней мере, так кажется старшим. Им кажется, что все заняты братиком или сестричкой, а о них забыли. Появляются обиды, ребенок становится раздражительным, агрессивным. Когда родители вовремя замечают эти тенденции, разговаривают с ним, стараются понять его чувства, то возможно остановить процесс.
Иногда у женщины рождается нежеланный, незапланированный ребенок. Она обижена на судьбу, что он доставляет ей заботы, испортил фигуру. Хорошо, если есть папа, который восполнит недостаток любви. В противном случае малыш может приобрести «синдром недолюбленного ребенка».
Нежеланный ребенок
Поговорите с тем, кому доверяете
Одиночество – очень плохой советчик. Зато тот, кому можно довериться, выговориться и поплакать на плече, спасет вас от мрачных мыслей отравленного болью мозга.
Сразу скажите, что вам не нужны советы – нужно, чтобы вас выслушали, обняли и пожалели. Да, в нашем обществе жалость воспринимается как унижение. Но на самом деле ничего унизительного нет в том, чтобы быть живым человеком и попросить о помощи другого живого человека, которому вы не безразличны. Нет ничего унизительного в том, чтобы нуждаться в сочувствии и сострадании.
И помните: вы не «грузите своими проблемами». Вы даете близкому возможность облегчить вашу ношу. И людям, которые любят вас, это необходимо.
Вариант 2
Родительское слово имеет огромное значение практически для каждого человека. Недаром ранее так трепетно относились к родительскому благословению и каким-то подобным делам.
На сегодняшний день традиция постепенно уходит, тем не менее, ситуация от этого не меняется существенным образом.
Проблема состоит только в постепенном мельчании людей, а, соответственно, и наставления тоже мельчают. Если взрослый человек на протяжении всего своего существования жил только личным мелким интересом, во всем искал только свою выгоду, о чем он станет наставлять ребенка?
Бывает и иное, если ребенка воспитывает школа и телевизор, которые внушают иллюзорные образы человеческого процветания, путают ориентиры, то как ребенок сможет воспринять наставления от родителя, который относится к иной эпохе, обладает другими ценностями и совершенно иным опытом?
Как таковая передача опыта всегда была основой развития человечества, но именно то какой опыт передается определяло дальнейший путь. Предположим, есть некий родитель, который работает на предприятии и видит основную цель в труде, простых развлечениях и чем-то подобном, о чем он станет наставлять ребенка?
Безусловно, такой родитель передаст именно свой опыт, навряд ли станет действительно говорить о чем-то возвышенном и каких-то сверхцелях. Тем не менее, в этом ничего ужасного, так воспитываются простые люди, зачастую порядочные, как говорится, соль земли. Есть смысл, чтобы опыт простой практической мудрости передавался.
Предположим, есть некий родитель, который вообще не размышлял никогда о том, как быть родителем и в чем заключается родительская задача. Какой тогда предложит он опыт своему чаду? Вероятнее всего, эти наставления не будут системными и структурированными, ребенок просто получит какие-то ошметки личности взрослого, привычки и подобное
Именно поэтому, мне кажется, роль родительского наставления заключается в передачи чего-то особенно ценного, каких-то идеалов, которые взрослый смог понять и осознать, какого-то опыта, который действительно достоин того чтобы быть человеческим опытом и продолжать свой путь в веках. От родителя к ребенку и далее к новому ребенку от прежнего, который стал родителем, передаются родительские наставления, роль которых в передаче человеческого опыта.
Доставляйте себе удовольствие
Наши эмоции там, где наше внимание. Помимо простых действий «здесь и сейчас», надо концентрироваться на мгновениях, которые доставляют физическое удовольствие
Это тоже трудно – и тоже необходимо, даже когда малейшая радость кажется вам преступлением.
Что бы ни случилось в вашей жизни — вы все еще живы. И вы больны страданием. От того, что вы погибнете, не изменится абсолютно ничего, так что позаботьтесь о себе. Фиксируйтесь на том, что доставляет физическое удовольствие — вкус и запах кофе, горячая чашка в руках, если вы замерзли, тёплая ванна с душистой пеной, чистые отглаженные простыни, когда вы ложитесь под одеяло, уютный махровый халат, запах цветов или созревших яблок — все, что угодно. Если вы любите природу, пользуйтесь любой возможностью, чтобы побыть на свежем воздухе, посмотреть на цветы, посидеть на траве под деревом.
Почувствовали мимолетное удовольствие — замрите на миг, зафиксируйте, отметьте, продлите мгновение. Хотя бы несколько раз в день. Это разрывает полосу боли, и наше тело получает сигнал, что не все так плохо, и можно жить дальше.
Соблюдайте их требования
Я уверена, что вы живете с родителями. Соблюдайте их требования и свои обещания. Если вы обещали в десять быть дома — придите в десять, ведь даже из-за опоздания в пять-десять минут вас дома может ждать скандал. Вы обещали погулять с собакой, так как ваш младший брат, который этим занимается заболел — погуляйте. Всё начинается с небольших просьб, обещаний и обязанностей. А ведь именно из-за их нарушения чаще всего возникают конфликты.
Если вам кажется, что десять часов — слишком рано для того, чтобы возвращаться с прогулки, то поймите одну истину — родители заботятся о вас. Действительно, на улице может быть опасно.
Война и мир для неокрепших душ
Проблема взросления на войне также поднималась очень часто в классической литературе. Лев Толстой не стал посвящать этой проблеме целую книгу, но вплел ее в множество других тем и проблем в своем бессмертном произведении «Война и мир». Примером неокрепшего, еще детского сознания, которое становится тверже и взрослее, является образ Наташи Ростовой, которую меняет война. Толстой подчеркивает, как это больно и неправильно, когда взросление как бы вырвано из ребенка насильно, когда он вынужден взрослеть. Конечно, война – это не то время, когда можно позволить себе надолго застревать в детстве, но как несправедлива она к тем, кто это детство еще даже не успел как следует рассмотреть! Первые любовные переживания, дрожь в коленях, волнения и глупые шутки с подругами – всего этого лишены девочки-подростки, которым приходится жить во время войны. Характер твердеет или ломается, а любовь или крепнет и становится кремневой, или рассыпается на части, собрать которые не представляется возможным.
Причины детских страхов
1. Семья
Как это ни странно, самая частая причина укрепления, казалось бы, простых детских страхов – это семья. Это не значит, что ребенок впервые ощутил страх в семье, это значит, что семья, сама того не зная, помогает его укрепить
Чрезмерное внимание или его недостаток, тревожность родителей, ссоры – все это «слышится и видится» маленьким ребенком
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную психологическую игру, которая ускорит исполнение!
Детский страх провоцирует и укрепляет:
- слишком авторитарная семья,
- одиночество, дефицит общения с родителями,
- частые наказания,
- гиперопека,
- неблагополучная ситуация в семье.
Здесь все зависит от родителей. Пересмотрев и изменив свое собственное поведение и образ жизни, можно помочь ребенку правильно пережить свои страхи.
2. Физиологические причины
Детские страхи зависят от многих факторов:
- возраст – чем младше, тем страшнее;
- гиперчувствительность;
- травмы;
- недостаток физической активности и гипоксия;
- пол – мальчики боятся реже;
- возраст родителей – поздние дети чаще подвергаются гиперопеке, а тревожность родителей высока;
- наследственность.
Детские страхи не развиваются исключительно по физиологическим причинам, обязательно есть наличие и других факторов.
3. Психологические причины
Это могут быть травмирующие ситуации, которые спровоцировали у ребенка сильный испуг:
- укус насекомого или животного;
- асоциальное поведение взрослого, взрослая истерика или паника
- смерть родственника;
- авария, падение с высоты;
- конфликты в семье с громкими криками.
В подобных случаях очень многое зависит от родителей
Если они смогут обеспечить ребенку спокойную обстановку, чувство безопасности и покоя, смогут отвлечь и переключить его внимание на что-то другое, страх очень быстро пройдет
Чем чреват для ребенка недостаток в любви
Недолюбленный ребенок испытывает трудности в том, чтобы открыто выражать свои чувства именно тогда, когда в этом возникает необходимость. Ему приходится очень часто себя сдерживать, подстраиваться под ограничивающие обстоятельства. При этом становится довольно трудно избежать формирования недостатка доверия.
Ожидания нередко совершенно не оправдываются, становятся чем-то вроде нереализованных потребностей. Мир окружающих людей ему представляется чужим и непонятным. Можно сказать, что любовь к детям – это та необходимая энергия, которая питает и наполняет душу отдельного индивида, помогает ему достичь желаемого результата.
Потребность в любви заложена природой с детства. Отсутствие любви проявляется в неумение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Оно вызывает внутреннее беспокойство. В итоге вырастает личность, склонная к самобичеванию, к жестокости, без твердой почвы под ногами, без собственного «я», без привитых нормальных человеческих качеств.
Если ребенок недолюблен, он теряет уверенность в себе, замыкается. Его не воспринимают, с ним трудно общаться. Малыш, который с детства не получил того, что имеют его сверстники, злится, протестует, испытывает депрессию, способную растянуться на много лет. Избавиться от этого состояния помогает родительская любовь. Именно любовь дает духовную основу и позволяет ребенку взрослеть.