Разновидности
Современная психология разделяет несколько форм синдрома деперсонализации, отличающихся между собой своеобразием восприятия окружающего мира и себя:
- Аутопсихическая деперсонализация – обостренное ощущения своего «Я», нарастание ощущения его утраты. Человеку кажется, что в нем живет, чувствует себя вольготно и действует по-своему какой-то незнакомец. Такое раздвоение заставляет страдать и испытывать дискомфорт, отвергать себя же. Социальные контакты затруднены.
- Аллопсихическая деперсонализация – дереализация. Окружающее воспринимается как сновидение, мир видится, как сквозь мутное стекло. Все кажется чужим и враждебным: звуки гулкие, предметы – нечеткие, люди – на одно лицо. Мысли и движения автоматические, дезориентация, дежавю.
- Анестетическая деперсонализация — повышается внутренняя ранимость при совершенной внешней бесчувственности.
- Соматопсихическая деперсонализация, характеризующаяся патологическим восприятием своего тела и его функций. Она самая необычная: человеку кажется, что у него нет волос или отсутствует одежда, части тела видоизменились и живут своей отдельной жизнью. Прием пищи затруднен — горло «не хочет» проталкивать еду, нет желания питаться. Меняются вкусовые ощущения, чувствительность снижается к температуре воздуха и воды.
Причины
Чаще всего излишней заботой страдают мамы и бабушки, у которых есть психологические сложности:
повышенная тревожность, вызванная навязчивыми страхами;
недостаток любви и понимания в собственном детстве, который становится в некотором роде компенсацией ошибок собственных родителей;
перфекционизм как желание быть идеальным родителем идеального ребёнка;
способ самореализации в формате компенсации неудач, например в карьере;
чувство вины из-за неприятия ребёнка таким, как есть;
ужас перед взрослением, боязнь одинокой старости;
желание получить внимание, даже от собственного малыша.
В отдельную категорию гиперопекунов можно выделить мам, которые слишком долго ждали появления ребёнка или у которых были сложности во время беременности или родов. Их чрезмерная забота обусловлена физиологическими инстинктами: выносить, спасти, выжить.
Какими бы мотивами ни руководствовались родители, они воспитывают ребёнка, передавая свои предписания. Дети впитывают всё с раннего возраста, когда ещё нет ни логики, ни критики. Эти предписания становятся жизненными принципами уже следующего поколения.
Детям нужно мало: любовь
Банальная мысль? Неправда. Нашим детям катастрофически не хватает любви. Когда-нибудь, хотя бы ради развлечения, зайдите на школьный двор, отключите свой ум и попытайтесь сердцем выбрать из сотни пробегающих мимо детей тех, кого можно назвать «солнечным ребенком». Без всяких критериев, без четких примет, так, как подскажет сердце. Дай Бог, чтобы вам удалось среди всех этих ребятишек выбрать хотя бы нескольких…
О злости после рождения ребенка
Это те дети, которым родители на ночь читают сказки, с которыми они ходят на каток и плавают наперегонки в бассейне, для которых среди бела дня в любой рабочей запарке находят минутку, чтобы позвонить и сказать «Я тебя люблю». И к которым просто прикасаются: гладят вечером спинку, целуют ручки, усаживают к себе на колени, когда их попки на наших руках уже не помещаются. Вместо этого мы проверяем дневники, ругаем их за неубранные комнаты, подозреваем в том, что они не так идеальны, как нам того хотелось бы. Лишенные безусловной любви, дети растут, как растения без воды: хилыми и нежизнеспособными.
Просто любите своих детей! Ведь это практически неиссякаемый источник их жизненных сил.
Эмоциональная регуляция у людей с алекситимиией
Основные закономерности эмоциональной регуляции можно представить на четырех моделях связей:
- Модель 1. Наиболее типичная — один из критериев целостного, зрелого эго, составляющего основу социально адаптированной личности. Возбужденная эмоция сопровождается восприятием. Восприятие также включает в себя когнитивные оценки причин и обстоятельств, сопровождающих эти переживания. Благодаря когнитивным оценкам контролируются эмоции, модулируется их интенсивность. Осознание пережитых чувств и опыт дают возможность выбора типа поведения, делая человека независимым от сиюминутного эмоционального импульса. Поведение согласуется со структурой личности, приспосабливается к ситуации и закрепляет стандарты. Структура здорового эго поддерживает гармонию эмоций, когнитивной составляющей и поведенческих реакций. Пример: здоровый человек, которого оскорбили, описывает свое состояние как обиду, а состояние обидчика как злость. При этом он объясняет свое поведение примерно так: «Я не стал связываться, потому что это бессмысленно».
- Модель 2. Звенья схемы сокращаются. С эмоцией происходит осознание ее происхождения и знание о причинах, вызвавших эту эмоцию, но без элемента более полного когнитивного развития, контролирующего поведенческие реакции. Это в свою очередь приводит к импульсивным действиям. Эта модель распространяется на людей, склонных к неконтролируемым вспышкам злости, к смене настроения. В паттерне отсутствуют оценочные процессы, регулирующие поведенческие реакции. Пример: человек с таким эмоциональным статусом, которого оскорбили, описывает свое состояние как: «Я разозлился и высказал все, что думал».
- Модель 3. Эмоция проявляется в виде неопределенного, недифференцированного по раздражителю ситуации напряжения, вызванного состоянием физиологического возбуждения разной интенсивности. Ситуация не сопровождается осознанием появления эмоций и их причинах. Поведение – реакция на ситуацию, но без мотивировки эмоций. Таких людей считают равнодушными и черствыми. Больной описывает свое состояние, например так: «Я не знаю, почему я злюсь».
- Модель 4. Патология. Понятие о наличии эмоционального раздражителя слабы. Это может быть связано с нарушениями эмоциональной сферы, возникающими, например, у людей после обширной черепно-мозговой травмы.
Что касается модели 3, характерной для людей с алекситимией, то о ней стоит поговорить подробнее. Физиологические реакции, провоцирующие такое состояние, имеют разную интенсивность. Если они значимы, эго справляется с ними по-разному:
- Тип 1. Напряжение переносится на соматические симптомы. Эмоциональный стимул получен, он вызывал возбуждение, но не было осознания испытываемых эмоций. Возбуждение выразилось соматически. Это классический конверсионный или психосоматический симптом.
- Тип 2. Напряжение накапливается, и следующая нервирующая ситуация, становится триггером насильственной поведенческой реакции, неадекватной стимулу. Человек ведет себя импульсивно по непонятным для себя и окружающих причинам. Не контролируя свое поведение, больные реагируют на накопившийся груз агрессивным образом. Выдержка из признания отца:
У одного и того же человека могут появиться реакции 1 и 2 типа.
Что же это такое?
Субличность или же ее аспект — вот чем является с точки зрения психологии внутренний ребенок. Как с ним работать? Это зависит от того, в каком именно состоянии пребывает данная часть эго.
У человека, не испытывающего никаких проблем во взаимодействии с окружающим миром, не ощущающего внутреннего душевного дискомфорта, эго-состояния находятся под контролем сознания. Конечно же, в этом случае ни о какой коррекции не идет речи, поскольку она совершенно не требуется.
Но если начинает доминировать внутренний ребенок, как с ним работать? Как достичь контроля над этой субличностью? Для начала следует выяснить, что именно происходит во внутреннем мире. Для этого психологи используют методику трансакционного анализа. Поговорим о ней подробней.
Причины неуверенности
Причины детской неуверенности в себе обычно связаны с индивидуальными особенностями психики, воспитанием, социализацией и состоянием организма. Перечисленные факторы напрямую определяют качество социальной жизни
Важно понять, что в детстве происходит активное созревание личности, поэтому ребенок еще не способен абстрагироваться от стрессовых факторов. Сознание впитывает любой жизненный опыт, на основе которого формируются черты характера
Основные причины:
Нарушение психологической адаптации
Это может быть индивидуальная особенность, продиктованная генами, приобретенное состояние. Дети тяжело переживают любые неудачи и в дальнейшем не справляются со сложностями. Включается механизм выученной беспомощности: предыдущие неудачи предостерегают индивида от попыток справиться с новыми проблемами. Появляется повседневная тревога. Не отраженный адаптивным механизмом хронический стресс все сильнее деформирует личность.
Низкое качество социальных взаимодействий
Это ключевая причина неуверенности в себе, поскольку именно межличностные отношения являются почвой для развития черт характера. Выученные модели взаимодействия с людьми сложно изменить в дальнейшем.
Психологические расстройства
Дети часто страдают от неврозов и более серьезных нарушений психики. Признаки таких недугов включают немотивированную тревожность, панические атаки и стойкое снижение настроения. Неуверенность в себе может быть непосредственным осложнением такого расстройства. Может потребоваться психологическая или психотерапевтическая поддержка.
Уверенным в себе можно стать в любом возрасте, однако нужно понять, какие именно обстоятельства «подпитывают» низкую самооценку.
В иудаизме
Когда душа вселяется в тело ребенка, согласно иудаистским верованиям? Раввин Элиягу Эссас дает по этому поводу следующие пояснения. В тот момент, когда капля мужского семени попадает в женскую яйцеклетку, она вносит лишь энергию духовного свойства, переданную ей Всевышним. На процесс зачатия приходится три дня, во время которых эта энергия сохраняется. Эти три дня являются символом трех духовных качеств – интеллекта, интуиции и стремления к высшей цели.
После соединения двух яйцеклеток еще 37 дней требуется для того, чтобы «объединенными» клетками был создан духовный «туман», «пар». Некая взвесь из маленьких капелек, которые постепенно соединяются и создают сосуд, необходимый для получения души. По прошествии 40 дней сосуд готов к получению души.
С данного момента уже можно вести речь о возникновении плода человека. К сороковому дню этот плод получает от Творца «задание». В продолжение девяти месяцев душа будет сформирована окончательно и получит все недостающее. После этого человек появляется на свет.
Почему важно нравиться не всем
Стараясь быть хорошими, мы всегда в большей степени ориентируемся на определенную группу людей, «свою стаю». Ее мы считаем за идеал, на нее хотим равняться. Именно эта группа диктуем нам социальные нормы и ценности.
3 важных шага, которые должна пройти каждая женщина
Аника Снаговская
Автор и ведущая женских тренингов по гармонизации женской энергии. Мастер по снятию ограничивающих убеждений и мастер расстановок.
✕
Топ-3 полезных материала, которые помогут лучше познать себя
И начать новую, счастливую для себя жизнь.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
Заберите Ваши подарки!
Психологи и социологи называют такую группу референтной. Например, для гадкого утенка из знаменитой сказки первой референтной группой был птичий двор. Потом ею стала стая лебедей, с которой он встретился в финале сказки.
Для подростка такой группой могут быть представители определенной субкультуры, для взрослого человека — профессиональное окружение.
Но важна не только группа. Еще одним «цензором» может быть близкий или просто важный для нас человек, называемый психологами «значимый другой». Это человек, к которому мы испытываем романтические или родственные чувства, а может, просто восхищаемся им: наставник, педагог, любимый артист.
Вроде все понятно, и все мы в этом равны, но это не совсем так.
«То, какими мы видим себя в глазах этих людей, зависит от нашей самооценки, сформированной еще в детстве теми самыми “молодец” и “так делать плохо”, — говорит Ольга Гордякова. — Если самооценка низкая, те, кто нам нравится, кажутся недосягаемым идеалом, и мы стараемся “не высовываться” и “не отсвечивать”.
Например, мы не пойдем просить повышения у уважаемого нами руководителя, потому что решим, что “не дотягиваем”. Не напишем человеку из соцсетей, который нам давно нравится, потому что решим, что точно не понравимся ему. Не обратимся лишний раз за помощью к людям, которые кажутся нам отзывчивыми, потому что “зачем лишний раз напрягать”. И не предложим классную идею коллеге, потому что “он гораздо талантливее нас, и нечего позориться”».
«Если самооценка нормальная, — говорит Ольга, — мы активно стремимся понравиться своей группе, показать, что мы не хуже, а местами даже лучше других, приблизиться к ней, “стать своим”».
На каком-то этапе мы попадаем в замкнутый круг. То, какими мы видим себя в глазах других, опять же продолжает влиять на нашу самооценку. И если нам кажется, что мы «о-го-го», то мы еще больше утверждаемся в этом мнении. А если кажется, что «не очень» — становимся к себе еще критичнее.
Для примера представим вымышленных персонажей Петю и Машу.
Мозг Пети работает так:
«Я думаю, что я неудачник. — Я думаю, что Маша думает, что я неудачник. — Маша думает, что я неудачник, я точно неудачник!»
Мозг Маши — вот так:
«Я считаю, что я красавица. — Петя наверняка считаем меня красавицей. — Я точно красавица, ведь все так считают, и Петя тоже».
Однако такая последовательность выводов практически всегда будет работать с Петей (с неуверенным в себе человеком), но обязательно даст сбой с Машей при определенных условиях. Каких? Если Маша вдруг встретит «незнакомца своей мечты»…
Что такое трансакционный анализ?
Это психологическая методика, позволяющая специалистам проанализировать поведение людей как в индивидуальном порядке, так и в коллективах. С помощью этого анализа можно понять, пребывает ли взрослый человек в состоянии ребенка или в каком-либо из других. Иными словами, благодаря данной методике люди могут узнать о том, почему они поступают определенным образом, а также понять себя и разобраться в душевном состоянии.
Главные тезисы этой методики сформулировал американский психотерапевт Эрик Берн в 60-х годах минувшего столетия. Этот анализ основывается на разборе трансакций. Что это? Так называют условную единицу общения, состоящую из стимула и последовавшей за ним реакции.
Разумеется, реакция должна соответствовать стимулу, то есть быть адекватной. Если же это не так, значит, человек испытывает сложности с балансом собственных эго-состояний.
Например, если взрослая женщина в ответ на отказ супруга приобрести какую-либо безделушку, начинает рыдать или топать ножками, то подобная реакция свидетельствует о том, что из всех ее эго-состояний в ней доминирует внутренний ребенок. Как с ним работать? Это определяется психологами с учетом степени развитости субличности или же ее возраста, а также в связи с тем, каких именно результатов желает добиться человек.
Прошлое не отпускает
Почему прошлое не отпускает человека, даже если, казалось бы, он уже находится на вершине мира?
Известный поэт Сергей Есенин добился большого успеха уже при жизни, но всегда с нежностью писал о родном доме:
«Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес». <…>
Дом, где родился Cергей ЕсенинФото Википедия
Позже Галина Суховерх писала:
«Помню на берегу озера деревянный домик и разложенные на веранде для сушки грибы. И… ощущение безмятежного счастья… Свободного полёта над прекрасной землёй, что малой родиной называется. Там прошло наше детство, юность… Там дом родительский был… И потому нас всегда тянет туда, в эти родные места, где бы ни жили, какие страны бы ни посещали…
Малая родина — это навсегда… В памяти, в сердце, в душе…»
Фото взято из Википедии
Так что же такое наша малая родина? Зачем люди возвращаются туда? Что это даёт человеку, с точки зрения психологии?
Как избавиться от последствий гиперопеки родителей во взрослом возрасте
Идти к психотерапевту. Процесс разрушения, заложенный родителями, как правило, небыстрый.
Читать книги о гиперопеке и психологическом здоровье.
Задавать себе вопросы: что я сейчас чувствую? Что стало причиной этих чувств? Что я могу с этим сделать? Как мне помочь себе?
Постараться не бродить по треугольнику Карпмана: не быть ни Спасателем, ни Преследователем, ни Жертвой
Неважно, с какой вершины начинать путь, всё равно будет перемещение по всем, пока не найдётся выход из этой психологической игры.
Поработать над своей позицией. Постепенно прийти к «Я +, ты +».
В работе над собой обязательно стоит попробовать понять родителей
Почему они так жили, думали и чувствовали? Что повлияло на их детство? Эта работа поможет отпустить обиды.
Простить гиперопекунов, чтобы дальше не нести груз их травм.
Обида на родителей взрослых детей
Колоссальное количество людей, вырастая, испытывают такую сильную неприязнь к родителям, что перестают звонить и видеться с ними, отрицают их существование, стараются уехать, как можно дальше, игнорируют. Своим молчанием и нежеланием выходить на связь, переездом, проблемы не решить. Обиженный ребёнок становится обиженным взрослым.
Разбираться в этих ситуациях следует с самого начала. То есть, если вас били в детстве и вы выросли неуверенным, закомплексованным взрослым с выраженной агрессией к людям и к миру, не торопитесь обвинить во всех грехах свою маму или папу.
Вполне возможно, а скорей всего так и было, ваших родителей тоже били их родители. У них не было другого опыта, да и в России и Советском Союзе было принято физические наказания приравнивать к воспитанию и оправдывать им же.
Это явление массовое и ваш случай совсем неуникальный. Вам стоит понять и принять, что для них это было нормой, заявленной обществом и временем. Тогда никто не думал и не знал , что ремень и розги могут навсегда разрушить не только психическое равновесие, но и будущую жизнь.
Если бы лет пятьдесят назад вашему отцу сказали, что он, ударив вас по попе и отправив в угол за разбитую посуду, лишит вас уверенности в себе, лишит чувства безопасности, травмирует до конца жизни и заставит ненавидеть себя, то он бы никогда бы в это не поверил, а покрутил бы пальцем у виска.
Все обиды взрослых детей можно подразделить на 2 части: обида на мать и обида на отца, в зависимости от того, кто из родителей вёл себя более деструктивно.
Обида на мать
Обида на мать приводит к недоверию всем людям, в будущем мужчина или женщина будут уверены, что все хотят его или её обидеть, обмануть или даже предать.
-
Обида на мать приводит к разрушительным изменениям в жизни девочки. Дочери вырастают мужеподобными, взвалившими на себя всё, что нужно и не нужно, будут отрицать любые сходства, внешние или внутренние с матерью.
Интересен тот факт, что при обиде на мать, и мужчины, и женщины не хотят или боятся, что у них родится девочка, и вообще, обиженные на родителей не стремятся заводить детей.
У мужчины же, обиженного на свою мать, обычно есть несколько вариантов развития событий:
-
Первый — мужчина выберет властную, холодную спутницу жизни, и его агрессия и ненависть будут проходить более скрыто и подавлено.
-
Второй вариант — мужчина будет относиться ко всем женщинам потребительски, не рассматривая их как личность, человека, для него это низший сорт, прислуга или что-то подобное.
Обида на отца
-
У дочерей, обиженных на отцов отчётливо страдает личная жизнь. Женщина ищет в отношениях партнёра, который решит все её проблемы, заменит отца и всё, что родной папа дать не смог. Или, наоборот, превращается во властную «снежную королеву», которую отношения совсем не интересуют.
-
У сыновей чаще страдает карьера, самореализация и всё, что связано с работой, доходом. В семейной жизни они более слабые, нежные и чувствительные, обидчивые и ранимые. Возможна также и другая крайность, в виде авторитарности, жестокости, властности.
Почему нам так важны оценки других
Вот малыш сделал первые шаги, сказал свои первые слова и впервые попытался сделать что-то «как взрослые»: криво кинул мяч в нашу сторону, вставил ногу не в тот ботинок, попытался взять ложку с супом и тут же все разлил… А мы улыбаемся и подбадриваем: «Ах, какой молодец! Как взрослый». Или хмуримся и ворчим: «Что ты делаешь! Нельзя так!» В этот момент он получает свои первые социальные оценки.
Да, наши первые «строгие оценщики» — члены семьи, в первую очередь родители. Через их «молодец» и «так делать нельзя» мы начинаем понимать, что такое хорошо и что такое плохо, делаем первые выводы о себе и своих поступках. Эти оценки очень важны для нас. Они помогают в дальнейшем разобраться, кто мы есть, и успешно взаимодействовать с окружающими.
Потом ребенок выходит за пределы дома и семьи: на площадку, в детский сад, кружки, школу — и его начинают оценивать все кому не лень.
Казалось бы, с детства мы привыкаем получать оценки со всех сторон, но на протяжении жизни все равно боимся не понравиться, быть плохими, не такими, как все. Этот страх передался эволюционно: не такой, как все, — выгонят из стаи, не примут, останешься один, погибнешь без защиты от голода, холода и лап диких зверей.
«Согласно теории социального сравнения Леона Фестингера абсолютно у всех нас есть потребность в оценке себя, своих суждений и способностей, — рассказывает Ольга Гордякова, профессор кафедры социальной психологии Московского института психоанализа. — Правда, у кого-то эта потребность больше, у кого-то меньше. Чем сильнее потребность, тем чаще мы стремимся понравиться окружающим. И для этого порой делаем не то, что нам нравится, и не то, чего хотим сами, а то, что получит одобрение со стороны».
Психолог Джоан Вуд, развивая теорию Фестингера, определила три основных мотива людей получать оценки и сравнивать себя с другими:
- Нам всем нужно сформировать самооценку (как мы говорили в самом начале), а сделать это можно только «глазами» других.
- Мы все хотим самосовершенствоваться, а для этого нам нужно от чего-то отталкиваться, знать, кем мы были вчера, чтобы понять, насколько выросли сегодня.
- Мы все хотим повысить свою самооценку, и в этом нам помогают одобрение, восхищение и похвалы от других людей.
Симптомы алекситимии
Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.
Когнитивные дефициты:
- проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
- трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
- неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.
Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:
- неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
- неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
- бедность во снах и фантазиях;
- тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.
Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни
Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»
Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.
Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.
Почему внутренний ребенок начинает доминировать?
Как правило, это эго-состояние «активизируется» и занимает лидирующую позицию в подсознании человека при следующих обстоятельствах:
- стойкое и длительное ощущение вины, стыда;
- эмоциональные потрясения;
- удобство, которого можно достигнуть, демонстрируя инфантильность;
- чрезмерный стресс, гипертрофированное чувство ответственности;
- подавление собственного естества;
- излишняя нацеленность на результат;
- необходимость соответствовать чему-либо;
- эмоциональное истощение или подавленность.
Данный перечень можно продолжить, поскольку обстоятельств и эмоциональных состояний, приводящих к доминированию внутреннего ребенка, достаточно много. Однако ничто из них не является первопричиной стремления внутреннего ребенка к излишней активности. Какие-либо жизненные обстоятельства выполняют функцию будильника, заставляющего эго-состояние активизироваться.