Как дебютирует шизофрения
Расстройство считается типичным для подросткового и молодого возраста. Однако встречается оно и у пожилых людей, и у дошкольников. Причем то, в каком возрасте начинается болезнь, играет не последнюю роль в ее клинической картине. Чем меньше возрастной показатель больного, тем злокачественнее ее течение. Известно, что мужчины заболевают в более ранние годы, чем женщины.
Все начинается с эмоциональных изменений. Формируется чувство некоторого внутреннего дискомфорта, ощущения нахождения «не в своей тарелке». Общение с окружающими дается все сложнее, уходит непринужденность и легкость, появляется смущение, напряжение и робость. Теряется самоуважение и уверенность. Человек начинает ощущать себя выпавшим из общества.
Возможны вегетативные реакции в виде головной боли, скачков давления, повышенной потливости, изменений сердечного ритма.
Появляется раздражительность, больного все чаще сопровождает плохое настроение. Он не может сосредоточиться на выполнении какого-либо действия, становится рассеянным, физическая и умственная продуктивность его снижается либо формируется быстрая смена настроения.
Человек все чаще пребывает в состоянии напряжения, тревожности, ожидая, что должно произойти что-то нехорошее. Случаются эпизоды дереализации – действительность воспринимается как что-то нереальное. Все кажется странным, размытым, чужим. Звуки притупляются. Больные сравнивают такую обстановку с декорациями. Теряется яркость восприятия, и страдает память.
Деперсонализация также фигурирует на ранней стадии заболевания. Больные сами замечают, что с ними что-то не так. Они могут говорить о том, что ничего не чувствуют. Искажается восприятие своего «Я», пропорций тела, возраста, пола.
Развивается состояние, именуемое уплощенным аффектом. При этом снижается яркость и выразительность эмоций. Мимика и жесты больного становятся ограниченными. Создается впечатление, что на лицо надели маску, а тело стало деревянным.
Довольно показательный признак – эмоциональная холодность по отношению к родным и близким: детям, супругам, но чаще всего к матери. При этом больной не просто отстраняется, но и проявляет злобу и агрессию, но по отношению к людям, с которыми они общаются менее тесно, сохраняются адекватные эмоции. Человек может вести себя с ними, как и прежде.
Не реже наблюдаются неуместные эмоциональные реакции: больной может хохотать, когда не до смеха, а в ситуации, когда все смеются, он рыдает навзрыд или эмоции отсутствуют вообще. Если раньше человек не мог не улыбнуться даже на самый примитивный анекдот, то сейчас после рассказанной шутки в ответ не последует никакой реакции.
Еще одна серия симптомов – это обсессивно-компульсивные проявления. У человека постоянно в голове крутится навязчивая идея. Например, мысль о том, что его собьет машина, если он будет переходить дорогу. Или постоянная необходимость делать все в совершенстве.
Обязательно присутствуют различные ритуальные движения. Больной по 10–15 часов может рисовать в тетради просто линии или другие символы.
Страхи также наблюдаются в клинической картине, однако они носят другой характер, нежели при фобическом расстройстве. Человек рассказывает о них спокойно, безэмоционально, без тени непереносимости на лице. Страхи бывают нелогичными. К примеру, боязнь определенного слова или цвета.
Почему мы кричим на детей
— Очень много вопросов было про агрессию по отношению к ребенку. «Я ненавижу себя за то, что с утра до ночи на них кричу, я очень устала, ничего не могу сделать. Вечером проклинаю себя за это, а днем — здравствуйте, утро, разбитая чашка, и все поехало по новой».
— Это же часть синдрома истощения. Разбитая чашка — не Бог весть какая проблема, она не должна вызывать такого приступа ярости. Когда она вызывает приступ ярости? Когда мы понимаем, что у нас сил уже не осталось. Мы можем только по кратчайшей траектории, не совершая лишних движений, двигаться. Любое лишнее движение, любая лишняя нагрузка вызывает ярость, потому что ребенок в этой ситуации, если мы уже еле-еле держимся, воспринимается не просто как маленький неловкий ребенок, который разбил чашку, а как агрессор, абьюзер. Он на мой остаточек сил, которые у меня теплятся, на них покушается. Он сделал так, что я должна потратить их на сбор этих осколков, а у меня их чуть-чуть осталось, чтобы до вечера дотянуть.
Тут гнев вторичен, нет смысла бороться с ним. Когда мы в этой ситуации начинаем говорить себе: «Не смей орать на ребенка», — мы ничего не решаем, потому что добавляем себе требований.
Мы и так уже еле живы, и так все перекосилось под гнетом требований, а себе еще булыжник: «Не ори». Все, это тупик.
Поэтому начинать надо все-таки с мобилизации своего состояния. Работать с выгоранием. Идти к врачу, если оно уже есть. Когда станет полегче, когда чуть-чуть будет больше сил, хорошо бы разобраться с установками.
Ребенок заболел — это то, что резервуар сразу опустошает, как пробоина. А эти невротические установки про то, что все должно быть идеально или никак — это, как течь, такие маленькие щелочки, через которые все время подтекает. Они вроде бы не впечатляют, ничего такого, но через них все время сочится сила. Когда много подтекает, наступает истощение. С этим как раз работает психотерапия и консультации психологов.
Если вам нужна консультация психолога, у меня на сайте есть специальная страничка, где есть данные моих коллег, семейных психологов, с которыми я вместе работаю на курсах, вместе мы разрабатываем диагностические интервью, они все в теме. Выбирайте себе любого, кто понравится, обращайтесь и прямо реально поработайте. Иногда без посторонней помощи трудно из этого выбраться. Бегаешь по кругу, ненавидишь себя, что-то от себя требуешь, сил нет на то, чтобы это как-то изменить, и нужна какая-то помощь.
Иногда просто поразительно, когда мамы говорят: «У меня нет времени на психолога, у меня нет денег на психолога». И эта же мама таскает ребенка по трем-четырем секциям оплачиваемым, часто не дешевым, на это у нее есть ресурсы, а на себя всегда нет. Наверное, тут в основе какое-то решение, что вы — не средство для воспитания своих детей, вы — тоже ценность, тоже человек. Вы имеете право тоже на помощь. Не надо считать себя гувернером при ребенке.
— Еще состояние матери напрямую сказывается на ребенке. Если ты хочешь, чтобы ребенку было хорошо, тебе должно быть нормально. Я когда после смерти первого мужа читала американские форумы помощи молодым вдовам, очень переживала, как сейчас буду растить ребенка, когда рыдаю три месяца без остановки. Там был очень короткий комментарий одного американца, у которого рано умер отец, он сказал: «Девочки, все очень просто. Когда моя мама была в порядке, я был в порядке. Когда моя мама была не в порядке, я был не в порядке». Для меня это стало откровением.
— Это правда. Мне бы все-таки хотелось, чтобы и эта мысль тоже не была про то, что я — только средство, чтобы было хорошо ребенку
Неважно, как мне, важно, чтобы… Мне должно быть хорошо только потому, что это полезно для ребенка
Фото: Анна Данилова
Мама — тоже человек, тоже ценность. Ей должно быть хорошо не только потому, что это хорошо для ребенка, а потому, что она тоже человек.
— Иногда просто ради себя не хочется.
— Тогда это вопрос к нам, это тоже невротическое убеждение. Что вы скажете, почему я — не ценность? Почему я не считаюсь? Отчасти это гендерная социализация: женщина — это тот, кто обслуживает, а не тот, кто сам по себе ценность. Отчасти это, может быть, советское, потому что любой человек — никто и ничто, только средство для каких-то более глобальных целей.
Эти убеждения надо из себя вытаскивать и реконструировать. Потому что это как раз то, что образует щели, через которые постоянно вытекает сила.
Причины СОЖ
Пытаясь лучше понять, что такое синдром отложенной жизни, психологи выяснили, что он не является самостоятельным расстройством психики, а возникает под влиянием ряда причин. Чаще всего он развивается при наличии таких факторов как:
- Ошибки воспитания. «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» – одна важнейших поговорок, которую все мы узнаём в раннем детстве. Каждого ребёнка родители и воспитатели учат, что все дела нужно делать вовремя. Если же эту простую истину не усвоить в детстве, во взрослом возрасте могут возникнуть серьезные проблемы.
- Высокая загруженность. Исследователи обнаружили, что СОЖ гораздо чаще наблюдается у трудоголиков. Они могут быть успешными в делах и даже в личной жизни, но при этом у них присутствует ощущение, что настоящая жизнь должна быть другой. В глубине души они мечтают, что однажды завершат дела и уедут с семьей куда-нибудь, где наконец-то отдохнут от всей этой суеты.
- Неуверенность в себе. Пониженная самооценка может заставить человека думать, что прямо сейчас он не готов или недостоин чего-то. В результате он откладывает принятие важных решений на будущее, искренне веря, что сумеет подготовиться. Он обязательно выучит английский язык, сбросить пару килограмм, слегка подкачает мышцы, начнёт бегать по утрам и избавится от вредных привычек. Правда, пока что он не знает точно, когда это произойдёт.
- Бегство от реальности. Если человек эмоционально уязвим или просто слишком часто попадает в стрессовые ситуации, его психика активирует различные защитные реакции. Одной из таких реакций является отстранение от реальности. Человек бережёт себя, старается ослабить эмоциональное давление, внушая себе, что однажды наступит настоящая жизнь, которой он сможет наслаждаться, а пока нужно терпеть и работать.
Последняя причина присутствует практически во всех случаях СОЖ. Она может приводить человека к этому состоянию сама по себе, а может выступать катализатором при наличии других причин.
Какие стадии работы горя важно пройти, прежде чем исцелиться?
Почему-то считается, что от горевания надо отвлекать: постоянно куда-то звать, не давать свободной минуты, чтобы вспомнить о покойном. На самом деле люди, у которых умер близкий, действительно должны соприкоснуться со всеми своими чувствами. Боль, безусловно, одно из них. Это нормально. Так работает горевание. «Поплакали и хватит» — плохая тактика.
Есть четыре этапа, которые должен пройти горюющий.
1. Принятие реальности.
Признайте, что вы потеряли кого-то очень важного — теперь это ваша реальность. Не пытайтесь бодриться — нужно оплакать утрату
Подумайте, что в близком было самым ценным для вас. Чего больше нет и никогда не будет.
Это очень сложный этап. В этом вам помогут похороны как ритуал, когда вы окончательно прощаетесь с человеком.
2. Выражение горя.
Плачьте. Этого не надо стесняться: вам нужно проживать и выпускать наружу боль, принимать её, быть с ней в контакте.
Проговаривайте чувства другим людям, ищите у них поддержку. Воспоминания полезны для того, чтобы психика закрепила изменения реальности
Когда мы думаем о покойном хорошее или плохое, мы пытаемся понять, что было важно и ценно для нас в этом человеке. И одновременно осознаём, что больше этого не будет.
Говорите об умершем в прошедшем времени.
3. Адаптация к новой реальности, в которой близкого больше нет.
Со временем вы будете встречаться с новыми аспектами реальности. Жизнь изменится после потери близкого.
Делайте в одиночку те вещи, которые раньше делали с покойным или которые делал он сам. Например, если покойная сестра пекла пирог на Новый год, его надо испечь вместо неё. Это знак того, что жизнь продолжается, — и одновременно такие дела показывают, что их теперь не выполнит умерший. Есть только вы и те, кто с вами рядом.
Это финальный этап работы горя, то самое «время лечит». Да, утрату забыть невозможно. Но если принять реальность, выразить потерю и начать жить по-новому, то можно сократить пустоту, которую оставила после себя смерть близкого.
Родители-одиночки
Родителю, который воспитал своего ребенка совершенно один, также тяжело отпустить его в самостоятельную жизнь. Для матерей-одиночек, которые вложили все свои силы в воспитание, уход ребенка становится тяжелым испытанием. Они трудились и экономили для того, чтобы их дитя было не хуже, чем другие. И в момент ухода своего ребенка родители-одиночки начинают чувствовать опустошенность, и думают о том, что они больше не нужны.
Для того чтобы избавиться от негативного чувства, нужно вспомнить о том, что и оставшийся взрослый является личностью, у которой наконец-то наступило время, когда можно заняться самим собой.
Как выйти из кризиса
Дети выросли, как жить дальше? Многие родители задаются этим вопросом. Если родители переживают состояние кризиса из-за взросления ребенка, то процесс выхода будет длительным. Кстати, длительность его также обусловлена и физическими возрастными изменениями у человека.
Но существует хороший способ решения психологической проблемы
Для этого нужно изменить потребность в желании получать внимание ребенка и черпать из этого эмоции, изменить на вклад в себя. Нужно отдавать и вкладывать, а не требовать внимания
Чувство значимости появится, если создавать что-то полезное, красивое, индивидуальное. Тогда старые желания и потребности заменит чувство созидания.
Следующей ступенью для достижения гармонии в себе будет принятие ответственности за то, как проходит жизнь. То, что дети вырастают, не является поводом для опускания рук. Родители должны наполнить свои дни различными делами, общением с друзьями, событиями. Можно обучиться чему-то новому или заняться тем, о чем давно мечтали, но не хватало времени.
Сложно самостоятельно совершить изменения в привычном укладе вещей. Трудно, например, впервые за долгие годы взяться за кисти и краски или начать ходить на йогу, танцы и прочее. Но для того чтобы в дальнейшем получить душевный покой, нужно разорвать свои стереотипы и шаблоны и сделать первый шаг.
Последние годы жизни и смерть
В конце 2019 года конфликт Юрия с бывшим продюсером и крёстным отцом его детей вышел на новый уровень. По действующему законодательству, никто не имеет права ставить под сомнение вступившее в законную силу решение суда, согласно которому в 2006 году Разин стал законным правообладателем почти тридцати песен группы «Ласковый Май». Однако на сторону Юрия, без которого, возможно, группа и не смогла бы достигнуть успеха всероссийского масштаба, встали такие звёзды отечественного культурного пространства, как Лера Кудрявцева и Лев Лещенко. После того как в шоу Андрея Малахова был показан небольшой фрагмент выступления Разина, который пел песню «Седая ночь», его заподозрили в использовании голоса Юрия Шатунова. О нечистоплотности Разина высказался Лев Лещенко, обычно избегающий резких суждений и конфликтных ситуаций. А телеведущая Лера Кудрявцева заявила о том, что Разин получает удовольствие от участия в судах, что не может быть признаком нормальности.
Юрий Шатунов в молодости и в зрелом возрасте
В декабре 2019 года состоялся концерт Юрия Шатунова в Минске, во время которого он исполнил и спорные песни. Андрей Разин прокомментировал выступление бывшего подопечного, заявив, что с началом 2020 года тот не сможет исполнять песни группы «Ласковый Май», так как это будет считаться воровством, и законный правообладатель сможет привлечь певца к ответственности.
Шатунов несколько продолжал тяжбу с Андреем Разиным за право исполнять песни «Ласкового мая». В июне 2022 наконец суд признал, что Юрий имеет право исполнять композиции коллектива. Разин же отметил, что только на территории России: авторские права на группу зарегистрированы в США, но впутываться в американские суды у него нет ни возможности ни желания. Тем не менее, Шатунов, назвавший слова бывшего друга «предсмертными судорогами», праздновал победу.
Неделю спустя СМИ сообщили о смерти Юрия Шатунова от острой сердечной недостаточности: он умер в ночь с 22 на 23 июня в скорой по пути в больницу. Юрию было всего 48 лет, и ничего не предвещало беды: у него были запланированы два больших концертных тура по России.
Почему иногда умирают во сне?
Почему люди умирают во сне? Действительно, очень многие покидают сей мир во сне: человек засыпает и больше не просыпается. Это объясняется довольно просто и логически. Человек треть своей жизни проводит во сне, так что уход из жизни в момент такого отдыха – явление столь же естественное, как и смерть наяву. Есть этому факту и вполне научное объяснение. Кардиологи говорят, что во время сна или просто в горизонтальном положении увеличивает приток венозной крови к сердцу, так что мышце требуется больше кислорода, а больное сердце и так плохо справляется со своей работой, и не выдерживает нагрузки. Именно поэтому рекомендуют больного во время приступа не укладывать, а оставить в полусидячем положении.
Правила проведения методики
Часто когда что-то идет не так, люди склонны воспринимать это как кризис и искать виноватых. В таких случаях им бывает трудно абстрагироваться от эмоций и оценочных суждений. Но этому стоит учиться, если вы хотите выносить из каждой проблемной ситуации уроки и пользу.
Вот несколько советов, как сделать процесс обсуждения проблемы по методике пяти почему максимально эффективным :
- Проводите встречу, по возможности, сразу после обнаружения проблемы для максимально эффективного ее решения «по горячим следам».
- Ищите ответы, основанные на фактах: они должны быть отчетом о событиях, которые действительно произошли, а не предположениями о том, что могло произойти.
- Сформируйте полную картину, прежде чем делать какие-либо выводы. Задавайте вопрос «Почему?» столько раз, сколько необходимо, пока команда не сможет определить основную причину исходной проблемы.
- Останавливайтесь вовремя. Вы узнаете, что докопались до истины, когда на вопрос «Почему?» больше не будет звучать полезных ответов.
- Если вы определили более одной существенной причины, повторите этот процесс для каждой из различных ветвей анализа, пока не найдете основную причину для каждой из них .
- Цифра «5» из «5 почему» на самом деле просто номинальна. В некоторых случаях вам может потребоваться спросить «Почему?» еще несколько раз, прежде чем вы доберетесь до корня проблемы. В других случаях вы можете достичь этой точки до того, как спросите «Почему?» 5 раз.
- Не задавайте слишком много вопросов «Почему?», после того, как получили ответ на главный вопрос и определили первопричину. Если вы продолжите работу, вы можете получить массу необоснованных предложений и жалоб, что не является целью данного обсуждения. Сосредоточьтесь на поиске первопричины.
Важно помнить, что практически любую проблему можно предотвратить, поскольку часто они вызваны недостаточно надежными системами, а не индивидуальной некомпетентностью. Даже если сотрудник совершает ошибку, необходимо задать вопрос: «Почему наши инструменты позволили допустить эту ошибку так легко?»
Начало заболевания у детей
Детская шизофрения встречается не часто, однако известны случаи появления ее у детей 2-летнего возраста.
Вот признаки, которые должны заставить родителей задуматься о психическом состоянии ребенка:
- малыш избегает общения с друзьями, становится замкнутым, предпочитает одиночество. Активным, подвижным играм предпочитает тихое, сидячее времяпрепровождение. Играет один, порой в придуманные им самим игры;
- отказывается совершать гигиенические процедуры;
- беспричинно портится настроение. Ребенок хнычет, капризничает без повода;
- не может себя защитить, пытается скрыться от конфликтной ситуации;
- нарушаются когнитивно-познавательный уровень. Ребенок как бы делает шаг назад в своем развитии. Плохо усваивает новый материал, ведет себя соответственно меньшему возрасту;
- проявляет немотивированную агрессию по отношению к близким и сверстникам, неадекватные эмоциональные реакции: если другой ребенок ударился, ему больно, он плачет, то этот малыш начинает смеяться;
- у ребенка появляются проблемы с речью. Возникают непонятные слова, речь скудная, обрывистая.
Обращает на себя внимание поведение таких детей. Например, они выдают себя за птичку
При этом их действия соответствующие: они имитируют полет, утверждают, что они не мальчик или девочка, а птичка, «клюют» еду.
В старшем возрасте дети называют себя другими именами, общаются с вымышленными друзьями.
В подростковом возрасте шизофрения проявляется эмоциональной отстраненностью. Подросток замыкается в себе, перестает общаться с друзьями. На начальном этапе развития болезни появляются извращенные влечения. Дети сбегают из дома, становятся членами бандитских группировок, где неукоснительно подчиняются главарю. Проявляют агрессию, садистские наклонности. Демонстрируют сексуальные перверсии, увлекаются наркотиками и алкоголем.
Особо показательно раздвоение поведения. Дома подросток ведет себя агрессивно, расхлябано, пререкается и грубит, много разглагольствует. А в школе становится другим человеком: тихим, замкнутым, скрытным.
Что касается такой тяжелой формы расстройства, как гебефреническая, то на заре ее развития такие дети становятся апатичными. Даже если в течение дня они не подвергались тяжелым умственным или физическим нагрузкам, то все равно чувствуют себя разбитыми, усталыми, буквально валятся с ног. Плохо усваивают новый материал. Нарушается сон, отмечается прилив мыслей перед засыпанием. Утрачивается интерес, появляется безразличие. Они бездействуют, забрасывают учебу, считая все усилия бесполезными.
Агрессия к близким, особенно к матерям, при сохранности нормального отношения к посторонним людям – очень показательный симптом. Дети называют родителей опекунами, считая, что настоящие папа и мама – очень влиятельные и богатые люди. Просто по какой-то веской причине они не могли воспитывать ребенка, и отдали его в приемную семью.
Установлен интересный факт. Среди детей, страдающих шизофренией, наибольшее количество составляют те, кто до болезни слыл послушным, покладистым, беспроблемным ребенком.
В детском и подростковом возрасте подобные проявления сложно трактовать правильно. Обычно их принимают за детские капризы, издержки воспитания или за подростковый кризис.
Брак родителей
Часто в семьях мужчину и женщину объединяет стремление вырастить детей. И когда дети вырастают, родители чувствуют пустоту и не понимают, что делать дальше со своим браком, ведь чувства единения уже нет. На самом деле, это хорошее время для мужа и его жены. Они смогут заново узнавать друг друга и больше времени проводить вместе. Также это время для того, чтобы вспомнить о своих мечтах и построить планы, для их свершения.
Часто уход детей происходит, когда родители достигают 40-50 лет. Родители еще не старые, но уже и не молодые. И в это время у них может начаться кризис среднего возраста. И мужчина, и женщина думают о том, что лучшие годы жизни были прожиты не так, спутник жизни не тот. В этот период времени каждый родитель может забыть о счастливых моментах жизни.
Особенно тяжело приходится семьям, которые держались из-за счастья ребенка. Например, у них были серьезные проблемы в отношениях, но они постарались их забыть ради ребенка. Малыш в данном случае становился гарантом существования семьи. После того как он покидает дом, родители остаются в замешательстве, так как их ничего не связывает, и они не знают, что им делать.
В это время происходит множество разводов. Так как «осиротевшие» мама и папа хотят успеть прожить жизнь по-другому до старости. Они мечтают успеть получить новый опыт и не обязательно в новых отношениях. И вот тут, для того чтобы сохранить брак, им нужно постараться найти общее увлечение. Новое общее хобби поможет сблизить родителей во время кризиса. Кризис не будет длиться вечно, и жизнь войдет в русло.
Постоянная паника
И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.
К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.
Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.
Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.
Шизофрения пожилого возраста
Шизофрения в старческом возрасте – явление также очень редкое. Проблема состоит в том, что ее симптомы принимают за старческое слабоумие, пока не появятся стойкий бред и галлюцинации.
Шизофрения у пожилого человека начинает проявляться с подозрительности и опасений, что ему хотят навредить, его хотят обидеть. Такой больной с настороженностью относится к людям, как правило, с агрессией. Предполагая опасность от каждого постороннего, человек изолируется от общества, замыкается в себе и прячется от всего мира. Становится, что называется, «противным старикашкой».
Эмоции стариков с шизофренией неадекватны. Они неуместно смеются или плачут, настроение их быстро меняется. В другом случае их поведение отличается застенчивостью, чрезмерной скромностью. Или же наблюдается эмоциональная тупость, безэмоциональность. Искажается речь, она характеризуется скудностью высказываний, спутанностью. Зачастую люди просто отмалчиваются.
Наблюдается эпизодическая дереализация, когда больной не понимает, где он находится, в какой эпохе живет, не узнает близких. Деперсонализация выражается в непонимании кто он сам.
Характерный симптом – явление к больному умерших родственников, друзей, знакомых.
В старческом возрасте чаще остальных развивается параноидная форма заболевания.
Недолюбленные дети последствия
К чему приводит игнорирование ребенка? Большинство родителей часто сталкиваются с плохим поведением, неделанием слушать и слышать их. Дети могут провоцировать родителей на конфликт.
Давайте разбираться подробно:
- Поведение ребенка зависит от его характера. Тихий и спокойный малыш будет терпеть, более шустрый начнет скандалить, закатывать истерики.
- Слишком малые дозы тепла, любви до шести лет приводят к плохой усидчивости, внимательности, плохому запоминанию.
- Такие дети слишком активные, стараются быть лучше всех. Может быть и наоборот, апатия, плохое развитие.
- Ребенок может стать эгоистом, быть слишком высокого мнения о себе. Мнительность может привести к невосприятию себя, неуверенности в себе и своей силе. Он предпочтет спасовать, чем принимать решение, нести ответственность.
- Обиженные родителями дети часто становятся изгоями в школе, именно к ним применяется тактика издевательств, морального насилия.
- Из-за дискриминации в семье, когда мамочка унижает папу, мальчик хочет быть похожим на нее. Именно поэтому, повзрослев, он желает изменить половую принадлежность. Девочке сложнее, она стремится быть лидером, если маму унижали. В жизни ей будет очень сложно найти себе партнера, она всегда будет пытаться доминировать в отношениях.
- Ущемленные дети не проявляют интереса. Они ни к чему не стремятся, плохо учатся или вовсе отказываются ходить в школу.
- У ребенка вырабатывается комплекс болезненности. Он знает, что его будут любить только в том случае, если он будет болеть. Именно поэтому он не будет выползать из больниц, часто ходить с гипсом. Это не делается на зло, это внутреннее состояние ребенка притягивает болезни.
- Все преступления, подлости, употребление алкоголя и наркотических средств, уход из жизни, происходит на почве малого проявления любви родителями.
- Дети становятся трудными, проявляют агрессию, злость, становятся неуправляемыми.
Это неполный список того, что может произойти с вашими малышами. Любите своих детей, чаще обнимайте, целуйте. Не умеете любить, учитесь! Иначе повзрослев, заводя свою семью, они не могут в полной мере любить уже своих детей.