Разум человека

Введение понятия

Впервые свои мысли о существовании нескольких видов интеллекта озвучил гарвардский психолог, Говард Гарднер в 1994 году. Он же ввел понятие множественного интеллекта, которое и включает все его типы. По мнению Г. Гарднера, школьная система лишает детей полноценной возможности узнавать что-либо, не входящее в рамки программы, что приводит к отсутствию успеха в будущем и невозможности найти себя.

Американский психолог считает, что у каждого человека уже с детства есть свой потенциал, который нужно обязательно раскрывать. Поэтому родители обязаны определить тип интеллекта у своего малыша и правильно выбрать курс на будущее развитие. Его мнение получило название «теория желудя».

Определить тип мышления – не такая сложная задача, как может показаться. Достаточно внимательно проследить за своим ребенком и понять, что именно ему нравится. При этом занятие должно не только вызывать положительные эмоции, но и без труда выполняться. Дополнительно можно провести отдельные тесты или заполнить специальные анкеты, результаты которых покажут, к чему расположен малыш. Если они не дадут однозначного ответа, то с вопросом о том, как определить тип интеллекта, стоит обратиться к детскому психологу, т.к. он сможет точнее рассказать об особенностях мышления ребенка.

Музыкальный

Последний тип – музыкальный. Те, кто обладает таким интеллектом, очень активно тянутся к музыке. Они быстро учатся играть на музыкальных инструментах, увлекаются творчеством известных музыкантов, стремятся посещать концерты, громко включают музыку. Такие люди легко запоминают мелодии, при этом зачастую поют песни вслух, не задумываясь о том, что скажут окружающие.

Кем может стать ребенок с музыкальным интеллектом в будущем:

  • Композитор;
  • Певец;
  • Диджей;
  • Ведущий на радио;
  • Звукорежиссер.

Лучшим способом развития музыкального интеллекта является посещение специальной школы, где ребенка обучат игре на выбранном инструменте. Большой положительный эффект окажет возможность публичного выступления перед сверстниками.

Разум и инстинкты

В отличие от инстинктов, которые действуют слепо, как реакция в ответ на внешний раздражитель и не требуют участия сознания, (например, увидели медведя в лесу: испугались, испытали резкий прилив сил и пулей помчались прочь, что есть мочи), ваш рассудок намного более гибкий инструмент. Он может содержать в себе всеразличные схемы взаимодействия с окружающей средой, постоянно вносить в них изменения через обучение и размышления или изобретать новые схемы. Разум призван сдерживать инстинкты и корректировать их проявление. Без него бы мы были просто видом, который только и знает что размножаться, есть и спать. Ни о какой сознательной деятельности не шло бы и речи.

Но насколько вообще сильно выражена наша способность к обузданию инстинктов и тайных желаний? В какой степени «человек разумный» все же разумен? На этот счет есть много разных мнений: некоторые вообще считают, что человек в своем поведении не сильно отличается от животного и всегда следует инстинктам, только те, по мере проявления «преломляются» (сублимируются) в высших областях психики и в результате этого приобретают извращенную и оригинальную форму. Об этом дальше…

Уникальные свойства человеческого мозга

Интенсивное формирование мозга происходит в юном возрасте, от 2 до 11 лет. Для полноценного использования возможностей мозга человека требуется новые прочные нейронные связи. В детском мозгу еще нет крепких связей. Их формирование происходит во время обучения, познания и знакомства с миром. Характерный для этого возраста способ запоминания — использование эйдетической памяти, благодаря которой дети легче усваивают массу нового материала. У взрослых эта способность встречается крайне редко.

Уникальная характеристика человеческого мозга подтверждается фактами:

1. Орган трудится без перерывов, без выходных, даже в период сна наблюдается его высокая активность.

2. Работой орган не утомляется — доказано исследованиями. Кровь интеллектуально загруженного человека к концу рабочего дня остается без изменений.

3. Мозг одинаково реагирует на мысли, навеяны они фантазией или воображением.

4. Мозг может хранить одни ситуации долго, а другие краткосрочно.

5. Большую часть процессов контролирует подсознание. Подсознание включается для того, чтобы избежать перегруза, минуя сознание.

6. Скорость мысли опережает скорость света, за которой не поспевают мышцы. Доказательством тому служит плохой почерк.

7. Мозг просыпается чуть позже тела. Только что проснувшемуся человеку нужны упражнения (физические) и для ума.

8. Благодаря упражнениям для ума, увеличивается объем нейронов, улучшаются их связи. Эти упражнения замедляют старение, предотвращают болезнь Альцгеймера.

9. Часто появляющиеся мысли переходят в реальность. Поэтому, если хочется что-то изменить, следует изменить собственное мышление.

10. Компенсация — возможность органа задействовать, к примеру, ту часть, которая травмирована.

11. Снимается мозговое напряжение при помощи молитвы либо медитации.

Ученые выявили способность мозга изменяться физически. Такие манипуляции происходят за длительное время. Зависит трансформация от установок, от того, что человек думает.

Человеческий мозг имеет невероятный потенциал, который еще не изучен. Долгое время считалось, что нейроны не возобновляются, а только погибают. Мнение изменилось после открытия, сделанного Элизабет Гуд. Она выяснила, что нейроны могут расти, а также возобновляться в любой период жизни.

Вывод. Тренировка ума может открыть новый секрет возможностей.

Развивать ли умственные способности?

Доступно ли любому человеку раскрыть способности ума, к примеру, чтобы решать сложные задачи? Научиться можно многому, если приложить к желанию усилие и постоянство тренировок.

Учиться даже после окончания школы, института? Отучился и все. А нет. Мозг требует постоянной работы, иначе он деградирует. Кстати, всего 0.3% от общей популяции в чем-то гениальных людей. Подавляющая часть человечества занимается рутиной и они довольны своим положением. Главное человек должен чувствовать себя комфортно.

Пандемия, паранойя и теории заговора

В июле в научном журнале Nature Behavior вышло исследование, результаты которого подтверждают связь между паранойей и верой в теории заговора, особенно в регионах, где большинство отказывается носить маски. На нашу психологию сильно влияет состояние окружающего мира, – сказал автор исследования Фил Корлетт, доцент кафедры психологии Йельского университета.

Когда началась пандемия, Корлетт и его коллеги уже изучали роль неопределенности в развитии паранойи (мании преследования или чувства крайнего страха). Исследователи использовали простую карточную игру, в которой правила могли внезапно измениться, вызвав рост паранойи и беспорядочного поведения среди участников.

Когда вокруг неспокойно, люди склонны верить в теории заговора.

«По сути, люди становились параноиками, когда существовало правило, а другие ему не следовали», – сказал Корлетт. Исследование также показало, что люди с более высоким уровнем паранойи с большей вероятностью одобряли теории заговора о ношении масок и вакцинах.

Многочисленные умственные способности в классе: занятия для образования

С помощью Говарда Гарднера педагог и писатель Томас Армстронг решил применить теорию множественного интеллекта в образовательной сфере, написав свою знаменитую книгу «Многочисленные умственные способности в классе».»в 1999 году.

В этой книге Армстронг предлагает изучать и описывать умственные способности учащихся с целью развития умственных способностей в классе. Сам преподаватель признает, что разработка профиля множественного интеллекта не является чем-то простым, однако он предлагает ряд утверждений для каждого типа интеллекта, чтобы мы могли правильно классифицировать младенцев в зависимости от того, чувствуют ли они себя отождествленными с этими утверждениями..

Разнообразные умственные способности и стратегии обучения

Чтобы способствовать личностному развитию и человеческому потенциалу студентов, важно применять стратегию обучения к каждому студенту в соответствии с типом интеллекта, над которым мы хотим работать. Например, если мы хотим развивать пространственный интеллект, Мы можем выполнить следующую динамику:

  • дисплей
  • Цветные знаки
  • Графические метафоры
  • Зарисовки идей
  • Графические символы

С другой стороны, если мы хотим продвигать межличностный интеллект, Стратегии обучения будут следующими:

  • Поделись с одноклассниками
  • Сделать группы сотрудничества
  • Настольные игры
  • Ролевые игры между одноклассниками

В настоящее время люди говорят о целостное развитие ребенка, то есть он включает в себя все аспекты развития (физический, сексуальный, когнитивный, социальный, моральный, языковой, эмоциональный и т. д.), это основа теории Развитие множественного интеллекта.

Существует два типа экстремальных переживаний, являющихся ключевыми в развитии интеллекта, которые важно принимать во внимание, кристаллизующийся опыт и парализующий опыт

  • Во-первых, кристаллизующийся опыт, они являются вехами в личной истории, ключами к развитию талантов и навыков людей. Часто эти события происходят в раннем детстве. Этот опыт — тот, который зажигает искру интеллекта и начинает его развитие к зрелости.
  • С другой стороны парализующий опыт они существуют как аналог предыдущих, они относятся к тем переживаниям, которые блокируют развитие интеллекта, они полны негативных эмоций, способных остановить нормальное развитие интеллекта. Ощущения страха, стыда, вины, ненависти мешают вам расти интеллектуально. Вполне вероятно, что после этого опыта ребенок решает не приближаться к музыкальному инструменту или не рисовать больше, потому что он уже решил, что “он не может этого сделать”.

Что такое теория ума?

Теория разума, определенная в общих чертах, способность осознавать различия, которые существуют между точкой зрения одного и другого .

Другими словами, эта способность позволяет нам принимать во внимание психические состояния других субъектов, не предполагая, что эти идеи или мысли похожи на мысли самого себя. Человек, который разработал Теорию Разума, может приписывать идеи, желания и убеждения другим агентам, с которыми он взаимодействует

И все это автоматически, почти неосознанно.

Иерархия психических состояний

Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, в которых мы должны представить, что думает кто-то другой. В свою очередь, этот человек может предположить, исходя из имеющейся у него информации о нас, что мы думаем, что он думает, и все это также может быть выведено нами и другим человеком в теоретически бесконечной петле. Иерархия психических состояний, которые содержат друг друга: Я верю, что вы думаете, что я верю …

Теория Разума находится на втором месте в этой иерархии (я полагаю, что вы в это верите), и это семя, из которого рождается способность продвигаться к остальным более сложным категориям.

Личностные интеллекты

По Говарду Гарднеру структура личностных интеллектов базируется на отношении человека к себе и к миру. Автор выделил два типа интеллекта: экзистенциальный и межличностный.

Экзистенциальный интеллект позволяет понимать свои чувства, видеть различие между ними, способность выражать их в символической форме. Такой человек отличается осознанностью и способностью управлять собственным поведением. Дети, у которых преобладает такой тип интеллекта, умеют здраво рассуждать и делать правильные выводы. Они склонны к размышлениям о смысле жизни, к изучению философии и духовных практик. Таким людям легко планировать, следовать инструкциям и прогнозировать будущее. Личности с экзистенциальным интеллектом выбирают профессию психолога, педагога, священника, политика и т. д.

Межличностный интеллект наделяет человека способностью тонко чувствовать настроение окружающих людей. Он видит разницу между темпераментами, мотивами и намерениями. Понимание людей дает возможность легко строить взаимоотношения, а при случае и манипулировать. Дети с таким типом интеллекта быстро находят контакт с незнакомыми людьми. Чувствуя настроение других, они моментально перестраиваются. Чувство юмора, харизма, острый ум, общительность, которыми обладают такие личности, делают их душой компании и хорошими переговорщиками. Эти люди становятся политиками, педагогами, директорами и т. д.

Стимуляция мозговых функций

Чтобы «расшевелить» мозговую активность надо заняться решением интересной задачи. Стимуляцию можно начать с техники скоростного чтения:

• заниматься требуется стабильно 3-4 месяца при приподнятом эмоциональном настроении;

• обязательно понимать суть прочитанного;

• поле охвата текста взглядом расширять постепенно.

Болгарским ученым-психологом Георгием Лозановым во второй половине ХХ века был предложен метод скоростного обучения для взрослых. Метод получил название суггестология. Обучение проходит под музыку. Ученик не напрягаясь, запоминает новый материал на 50% больше в сравнении с обычным обучением.

Тренировки можно начинать в любое время. Регулярные занятия, с постепенным увеличением нагрузок позволят добиться хороших результатов:

1. Чтение способствует развитию логического мышления.

2. Спорт способствует выработке эндорфина, стимулирующего мозговую активность.

3. Чередование занятий и дневного отдыха, способствует лучшему усвоению информации.

Ученые считают, что тренировать собственные способности, для того чтобы улучшить внимание, рассудительность и стать просто умнее – этой возможностью может воспользоваться каждый. Просто требуется каждый день посвящать изучению чего-то нового

Для сохранения здоровья не следует пользоваться для стимуляции:

• наркотическими веществами;

• алкогольными напитками;

• курением сигарет.

Любой перечисленный способ вызывает деградацию.

Гуманистическая психология

В центре гуманистического подхода – присущая человеку внутренняя свобода и его стремление реализовать себя. Он рождается одиноким, его самые насущные потребности не удовлетворены. Но он растет физически и духовно.

Ощущая себя в безопасности, накормленным, напоенным, он начинает тянуться к общению с людьми, испытывает к ним глубокие чувства. С возрастом осознает смысл самореализации и создания чего-то уникального, что позволяет удовлетворить внутреннюю мотивацию и сделать что-то полезное для людей.

Но, бывает, и наоборот. Даже в ситуации фрустрации потребности в безопасности, еде, сне, человек не теряет себя и смысл жизни, стремится реализовать себя, как свободную, творческую личность. Вспомни В. Франкла – в условиях концлагеря он сумел остаться думающим, помогающим человеком. Впрочем, в этой ситуации можно предположить, что сознательная борьба за жизнь, поиск ее смысла связан с тем, что однажды самые насущные потребности его было удовлетворены.

Психологические теории объясняют поведение человека с самых разных позиций. Для одних оно – результат воздействия стимулов. Для других – попытка скрыть неприемлемое, используя средства защиты. Гуманисты же выставляют человека открытым перед самим собой, дарят свободу понять, кем он является.

«Сознание и мозг. Как мозг кодирует мысли» Станисласа Деана

Мы настолько привыкли читать, что склонны забывать о том, какой это фантастический навык. Как так получилось, что несколько черных отметин на белой бумаге раскрывают весь смысл Вселенной?

Предметом этой интригующей работы является сложное партнерство зрения и разума, которое раскрывает мысль, преобразуя письменные символы в звук. В своей книге французский нейробиолог Станислас Деан демонстрирует десятилетнюю эволюцию нейровизуализационных исследований, которые раскрывают не только тайну чтения, но и то, каким образом сложные переплетения нейронов вызывают в нас чувства, мысли и мечты. 

Расширение границ разума

Но способен ли наш маленький мозг ответить на все вопросы и понять все проблемы? Это зависит от того, что мы имеем в виду — голый, лишенный помощи мозг или дополнительное использование технологий. При помощи одного мозга мы не сможем сделать множества вещей. Однако человек разумный умеет изготавливать инструменты, в число которых входят и когнитивные.

К примеру, без использования инструментов наши органы чувств не смогут определить ультрафиолетовый свет, ультразвуковые волны, рентгеновские лучи или гравитационные волны. Однако при помощи соответствующих технологий это становится возможным. Такие устройства, как рентгеновская пленка и счетчик Гейгера расширяют возможности нашего разума, «переводя» физические процессы в формат, который могут воспринять наши органы чувств.

Таким образом, в отношении чувственного восприятия мы «закрыты» для ультрафиолетового света, однако только до тех пор, пока не прибегаем к помощи дополнительного оборудования.

Аналогичным образом мы используем физические объекты (например, бумагу или карандаш) для повышения способности нашего мозга к запоминанию. По мнению британского философа Энди Кларка (Andy Clark), наш мозг буквально выходит за пределы головы в форме ноутбуков, компьютеров, карт и ящиков с картотеками.

Еще одной фантастической технологией расширения разума является математика, позволяющая нам представлять модели, о которых один мозг не мог даже думать. Например, ни один ученый не мог представить возможности создания ментальной репрезентации всех сложных взаимопроникающих процессов, формирующих нашу климатическую систему. Именно поэтому были созданы математические модели и компьютеры.

Уровни интеллекта

Интеллектуальный уровень – это тот самый IQ. Согласно данным, которые получаются в результате опроса, уровни интеллекта представлены в таблице.

Выше 140 Человек обладает отличными творческими способностями, может добиться значительных успехов в разных отраслях научного знания. Они известны своими выдающимися способностями, вносят вклад в науку и развитие общества в целом. Представители – Билл Гейтс, Стивен Хоукинг.
От 131 до 140 Очень высокие показатели уровня интеллекта, ими обладают лишь 3% населения людей. Их можно охарактеризовать как очень одаренных, успешных людей. Они также способны достичь высот в науке, творчестве. Представители – Николь Кидман, Арнольд Шварцгнеггер.
От 121 до 130 Показатель выше среднего, наблюдается у 6% населения. Такие люди сразу видны в старших классах школы, в университетах. Без особых усилий они отлично успевают по всем предметам, ведут активную общественную и творческую деятельность, получают красные дипломы и золотые медали. В выбранных профессиях такие люди достигают особых высот, успешно продвигаются по карьерной лестнице.
От 111 до 120 Представители – очень усидчивые и трудолюбивые люди, которые всю жизнь пытаются узнавать что-то новое, учиться, развиваться. Таких людей приблизительно 12%.
От 101 до 110 Средний уровень интеллекта, который позволяет человеку добиться заметных высот, но не грандиозного успеха. Расстраиваться не стоит, ведь такой интеллект можно развивать, прокачивать, подобно тому, как спортсмены наращивают мышечную массу.
От 91 до 100 Также средний показатель интеллекта. При должных усилиях, такие люди способны хорошо учиться в школе, закончить ВУЗ. В качестве будущей профессиональной деятельности обычно выбирают профессии среднего звена, которые не требуют серьезных интеллектуальных усилий.
От 81 до 90 Представители такого уровня интеллекта в школе учатся неплохо или средне. Высшее образование получают редко, предпочитают ограничиться техникумом, колледжем. Успешно трудятся в сферах, где нужно применять физическую активность и уметь работать руками.
От 71 до 80 Люди обычно имеют умственную отсталость в легкой степени. Они заканчивают общеобразовательные школы со средними или удовлетворительными отметками, могут обучаться в специализированных школах.
От 51 до 70 Более серьезная форма умственной отсталости, но такие люди могут самостоятельно себя обслуживать, выполнять работу, не требующую интеллектуальных усилий, являться полноправными членами общества. Учатся они в специализированных школах.
От 21 до 50 Такой уровень интеллекта присущ 2% населения, он характеризуется как выраженное слабоумие, средняя степень умственной отсталости. Люди не обучаемы, но могут справляться с элементарными бытовыми вещами. Для более сложных манипуляций им требуется помощь опекунов.
До 20 Тяжелая форма умственной отсталости, люди не поддаются обучению и воспитанию. Они существуют в своем собственном мире, в современных реалиях не смогут выжить без помощи опекунов.

«Тестостерон Рекс. Мифы и правда о гендерном сознании» Корделии Файн

Знаменитая книга Корделии Файн в пух и прах разбивает убеждение о том, что мозг женщины и мужчины различается на нейрологическом уровне. Не без опоры на научные факты Файн демонстрирует, что мы куда более похожи, чем привыкло считать общество.

Что делает нас более мужественными или женственными – гормоны, гены или социальное окружение? Почему в обществе укоренилось мнение, что женщины моногамны, а мужчины полигамны?

Ответы на эти вопросы вы и найдете в книге, которая проведет вас по пути эволюции представлений о половом поведении человека на основе психологии, нейробиологии, эндокринологии и философии.

Диагностика и тестирование

Оценку интеллекту человека принято давать со порой на различные методики:

  1. Тест на Интеллект Кеттела. Опросник составляет 862 вопроса по разным тематикам (личность, характер, темперамент, работа, бизнес и т.д.).
  2. Тест на социальный интеллект Гилфорда. Дает возможность оценивать коммуникативные навыки человека, его адаптивность. Большинство вопросов представлено в виде картинок.
  3. Тест Векслера. Автор теста считал, что стоит отходить от стандартного понимания интеллекта. Есть еще множество факторов, которые влияют на разумность человека. Считается одним из самых известных и используемых.
  4. Тест прогрессивных матриц Равена. Измеряет логичность мышления, способность человека к обработке информации.
  5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра. Интеллект измеряется как набор психологических особенностей человека. Состоит из нескольких частей, посвящен разным аспектам мышления. Цель теста – определить умение создавать комбинации, способности к счету, умение концентрироваться на цели.
  6. Тест механической понятливости Беннета. Оценивает уровень технической подготовленности человека, его способность к обучению, пространственное мышление. Для тестирования отводится 30 минут.

Коэффициент интеллекта

Коэффициент интеллекта – это знаменитый IQ, который сегодня чаще всего выявляют при помощи теста Айзенка. Используется в школах, университетах, при приеме на работу. Позволяет выявить комплексную оценку умственного развития. Испытуемому придется решить 40 заданий, сложность которых постепенно возрастает.

Бихевиоризм

Фото автора Ron Lach: Pexels

Название теории берет основу от английского слова behavior – поведение, и в центре этой теории как раз и находится его изучение.

В рамках этого психологического подхода отрицается влияние бессознательного, каких-либо глубоких внутренних мотивов или защит. Подход основан на простой схеме стимул-реакция, а потому определенное поведение возникает, когда человек получает соответствующий ему стимул.

Этот процесс последователи бихевиористской теории объясняют с двух разных позиций:

  • Вслед за И. П. Павловым была развита идея, в соответствии с которым нужное поведение возникает, как только появится стимул с подкреплением. Например, ты говоришь ребенку, что пора идти с прогулки домой и даешь ему в дорогу любимую шоколадку. После чего он соглашается и идет с тобой. Такое поведение называется респондентным. Через несколько аналогичных случаев малыш будет ждать сигнала пойти домой и шоколадку и только после этого согласится пойти с тобой.
  • Б. Скиннер предложил другой тип поведения – оперантный. Подкрепление в этом случае дается после того, как человек совершил нужное действие. На прогулке с ребенком ты даешь ему игрушку, которую он очень сильно хотел, но даешь ее только после того, как он уже пошел домой, т.е. совершил действие. Если в предыдущем случае подкреплялся стимул, то в этом – реакция.

Кстати, подкрепление бывает разным. Положительное связано с получением чего-то приятного, например, шоколадки, игрушки ребенком, или премии работником фирмы. О негативном подкреплении может идти речь, когда из взаимодействия устраняется некоторый элемент, и это устранение способствует появлению нужного поведения.

Например, работая в офисе, ты чувствуешь дискомфорт, не можешь выполнять задачи, если знаешь, что начальник постоянно находится рядом и может видеть, что ты делаешь. Как только он уходит, ты обретаешь свободу и начинаешь эффективно работать.

В любой поведенческой цепочке есть две основные закономерности. Одна из них – генерализация. Заключается она в том, что человек воспринимает схожие стимулы, не различает их и выдает одну и ту же реакцию. В случае с малышом ты можешь заметить это, например, когда просто зовешь его куда-то по время с прогулки – на другую площадку, в парк, а он уже ждет, что получит любимую сладость.

Обратное свойство, дискриминация, связано с умением различать схожие стимулы и реагировать на них по-разному.

Что такое бихевиоризм?

По мнению многих исследователей и психологов, бихевиоризм, изучая поведение, как совокупность стимулов и реакций, не способен полностью раскрыть особенности личности человека. А потому со временем из него вышли «дочерние» психологические теории, например, когнитивная терапия.

С точки зрения когнитивистов, на поведение человека влияет его отношение к происходящему.

Существуют определенные установки, из-за которых люди совершают те или иные действия, ошибки. Например, ты привыкла думать о себе, как о бесполезном сотруднике, которого держат на работе по непонятной причине. Со временем ты действительно начнешь действовать неразумно, в полном соответствии со своими убеждениями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Танец жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: